УИД 11RS0017-01-2021-000532-26 № 12-95/2021
РЕШЕНИЕ
05 июля 2021 года с. Визинга
Судья Сысольского районного суда Республики Коми Подорова М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица- директора Сысольского филиала АО «Коми тепловая компания» Трошева Анатолия Владимировича на постановление должностного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 22.04.2021 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ,
установил:
Постановлением главного специалиста – эксперта отдела государственного геологического надзора по Республике Коми Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу М. № от 22.04.2021 должностное лицо – директор Сысольского филиала АО «Коми тепловая компания» Трошев А.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей. Должностное лицо АО « КТК» признано виновным в том, что, осуществляя разработку месторождения питьевых подземных вод «Эзыншор» без действующего технического проекта разработки месторождения, не обеспечило соблюдение пункта 3.2 лицензии СЫК 02269 ВЭ на пользование недрами, в нарушение п.10 ч.2 ст. 22 и ст. 23.2 Закона РФ «О недрах».
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо Трошев А.В. подал жалобу, в которой просит постановление отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении, или заменить наказание на предупреждение в соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, учитывая, что ранее он к административной ответственности за аналогичные нарушения не привлекался.
В обоснование жалобы указано, что Управлением по недропользованию по РК АО «КТК» предоставлено право пользования недрами с целью добычи питьевых подземных вод месторождения «Эзыншор» для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов коммунального хозяйства. В пункте 3.2 Условий пользования недрами прописано, что владелец лицензии ведет добычу подземных вод в соответствии с утвержденными запасами, т.е. не более 5,0 тыс.куб.м/сут., технологической схемой эксплуатации водозабора, утвержденной и согласованной в установленном порядке. Согласно заключению ТКЗ при объединении «Полярноуралгеология» (протокол № от 01.07.1986), балансовые эксплуатационные запасы месторождения «Эзыншор» утверждены на неограниченный срок эксплуатации. Протокол ТКЗ приложен к лицензии, технологическая схема эксплуатации водозабора к лицензии не приложена (не сохранилась), однако утверждать, что она не разрабатывалась, неправомерно. В архивном отделе АМР «Сысольский» и в Комигеолфонде данный документ также отсутствует, в связи с чем технологическую схему эксплуатации водозабора АО «КТК» не имел возможности представить. Однако при отсутствии данного документа распорядитель недр должен был прописать в условиях пользования недрами конкретные сроки для разработки и утверждения технологической схемы эксплуатации водозабора месторождения питьевых подземных вод «Эзыншор», как это прописано в лицензии СЫК 05044 ВЭ по месторождению «Кольельшорскоое», однако эти сроки в лицензии СЫК 02269 ВЭ на пользование недрами не обозначены.
Поскольку наличие технологической схемы эксплуатации водозабора является условием пользования недрами, АО «КТК» данное требование будет выполнено, в настоящее время ведется работа по подготовке технического проекта, в частности, получены коммерческие предложения на выполнение работ от ООО « Геонорд».
В судебном заседании Трошев А.В. и его представитель Остроушко Ю.М. доводы жалобы поддержали.
Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, в судебное заседание не явился, будучи извещенные надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Заслушав доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно требованиям, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии сост.26.1КоАПРФпо делу об административном правонарушении выяснению, в частности, подлежат - наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие) и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч.2ст.7.3КоАПРФадминистративным правонарушением признается пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования, частности, подземных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 « О недрах».
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В соответствии со ст. ст.9, 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силуст. 22 указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Статьей 23.2 Закона определено, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) в период с 10.03.2021 по 30.03.2021 проведена внеплановая документарная проверка за исполнением Акционерным обществом «Коми тепловая компания» (далее - АО «КТК», Общество) требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в части выполнения- условий пользования недрами лицензий на пользование недрами СЫК 02306 ВЭ, СЫК 02313 ВЭ, СЫК 02269 ВЭ, СЫК 02273 ВЭ, СЫК 02263 ВЭ на основании обращения Отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане (Коминедра) (письмо 01-09-06/158 от 09.02.2021).
По результатам проверки выявлено, что АО «КТК» осуществляет эксплуатации водозабора «Эзыншор» на основании лицензии на пользование недрами СЫК02269ВЭ «Добыча питьевых подземных вод месторождения «Эзыншор» для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов коммунального хозяйства с. Визинга», которая зарегистрирована Роснедра Управлением по недропользованию по Республике Коми 18.04.2011, регистрационный №780/СЫК02269ВЭ, дата окончания действия лицензии 30.06.2027 года.
Пунктом 3.2 условий пользования недрами с целью добычи питьевых подземных вод месторождения «Эзыншор» для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов коммунального хозяйства установлена обязанность недропользователя вести добычу подземных вод в соответствии с утвержденными запасами, т.е. не более 5,0 тыс.м3/сут, и технологической схемой эксплуатации водозабора, утвержденной и согласованной в установленном порядке.
Установлено, что АО «КТК» осуществляет эксплуатации водозабора «Эзыншор» на основании лицензии на пользование недрами СЫК02269ВЭ без технической схемы эксплуатации водозабора в нарушение п. 10 ч.2 ст. 22 и ст. 23.2 Закона РФ «О недрах».
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица- директора Сысольского филиала АО «КТК» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2ст.7.3КоАПРФи привлечения его к административной ответственности.
Факт совершения должностным лицом АО «КТК» административного правонарушения, его виновность подтверждается собранными по делу доказательствами, сведениями, изложенными в акте проверки от 30.03.2021, протоколе по делу об административном правонарушении. Отсутствие технической схемы эксплуатации водозабора не оспаривается и должностным лицом.
Изложенные в жалобе доводы должностного лица АО «КТК» аналогичны тем, которые были доведены до административного органа и обоснованно им опровергнуты.
Поскольку бездействия должностного лица АО «КТК» в данном случае могут привести к возникновению угрозы причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, исходя из положений ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, оснований для замены наложенного административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, не имеется.
Отсутствие в условиях пользования недрами конкретных сроков разработки и утверждения технологической схемы эксплуатации водозабора не свидетельствует об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, поскольку указанный документ является необходимым условием для наступления права пользования недрами.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела усматривается, что Трошев А.В. являетсядолжностнымлицом- директором Сысольского филиала АО «КТК», следовательно, и в результате ненадлежащего исполнения им служебных обязанностей совершено деяние, в котором содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении с участием должностного лица и его представителя, в нем содержатся все необходимые сведения, предусмотренные ч. 1ст.29.10 КоАП РФ, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, в пределах срока давности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренныхст.24.5 КоАП РФ, не установлено.
Оснований для примененияст.2.9КоАПРФ, то есть освобождения от наказания Трошева А.В. в связи с малозначительностью административного правонарушения так же не имеется.
Санкция ч.2ст.7.3КоАПРФв отношениидолжностныхлицпредусматривает наложение административного штрафа от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей. Наказаниедолжностномулицу Трошеву А.В. назначено в пределах санкциистатьи, в минимальном размере.
Учитывая изложенное выше, суд полагает оставить постановление оставить без изменения, а жалобу Трошева А.В. без удовлетворения, так как оспариваемое постановление вынесено в соответствии состатьями 29.10,29.11КоАПРФ, нарушения материального и процессуального законодательства не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1ст.30.7КоАПРФ, суд
решил:
Постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного геологического надзора по Республике Коми Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу М. № от 22.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора Сысольского филиала АО «Коми тепловая компания» Трошева Анатолия Владимировича оставить без изменения, жалобу Трошева А.В.- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получении копии.
Судья М.И. Подорова
Копия верна: судья -