Дело № 2-1-4041/2020
64RS0042-01-2020-006817-39
Решение
Именем Российской Федерации
16.09.2020 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Лаврова Д.А.,
при секретаре Атманове А.Р.,
с участием представителя истца Кичко Е.В., представителя ответчика Поповой Т.М., третьих лиц Петрова С.В., Ахахина С.В., Бочкарева О.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Гео Траст Сервис» к Государственному казенному учреждению <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» об оспаривании действий службы занятости по выдаче решения о сохранении среднего заработка в течении третьего месяца на период трудоустройства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Гео Траст Сервис» обратилось в суд с иском к Государственному казенному учреждению <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» об оспаривании действий службы занятости по выдаче решения о сохранении среднего заработка в течении третьего месяца на период трудоустройства на основании ст. 178 ТК РФ.
В обоснование требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ внешним управляющим ООО «Гео Траст Сервис» (далее - «Истец», «Общество») Краснопёровым А.Ю. в связи невозможностью содержания полного штата работников вследствие процедуры банкротства, было принято решение об исключении согласно п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ из организационно-штатной структуры Общества ряд штатных единиц (Приказ №-ОК от ДД.ММ.ГГГГ, Приказ №-ОК от 30.09.2019г). В числе уволенных сотрудников были Петров С. В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), Ахахин С. В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), Бочкарёв О. Б. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) (далее - «Работники»). Выходное пособие согласно ч. 1 ст. 178 ТК РФ в размере среднего месячного заработка, и средний месячный заработок на период трудоустройства (за второй месяц со дня увольнения) истцом были выплачены в срок. ДД.ММ.ГГГГ Государственным казенным учреждением <адрес> Центр занятости населения <адрес> (далее - «Ответчик», «ГКУ СО «ЦЗН <адрес>») Бочкареву О.Б. было выдано решение за номером №, ДД.ММ.ГГГГ Петрову СВ. и Ахахину С.В. были выданы решения за номерами 0620121/2071 и 0620101/2071 (далее - «Решение»), о чём конкурсному управляющему стало известно только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что Работниками справки направлялись по месту нахождения не работающего филиала предприятия в <адрес>. Согласно данным Решениям, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ГКУ СО ЦЗН <адрес> сохраняло Работникам среднюю заработную плату на период трудоустройств, чем возлагало обязанность на Истца за счет собственных средств осуществлять выплату среднего заработка указанным лицам на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения в порядке ст. 178 Трудового кодекса РФ. Истец считает действия Ответчика по выдаче Решений о сохранении за уволенными Работниками Общества сохраняемой среднемесячной заработной платы по прежнему месту работы на период трудоустройства в течение третьего месяца в соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации незаконным. В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного, а должен принимать соответствующее мотивированное решение. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2214-0, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Заявленные уволенными работниками основания нельзя отнести к исключительным.
На основании изложенного просит признать действия Государственного казенного учреждения <адрес> Центр занятости населения <адрес> по выдаче ДД.ММ.ГГГГ Решения № Петрову С. В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), Решения от ДД.ММ.ГГГГ № Ахахину С. В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), и ДД.ММ.ГГГГ Решения № Бочкареву О. Б. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), о сохранении средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения незаконными.
В судебном заседании представитель истца Кичко Е.В. исковые требования поддержала по доводам иска. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГКУ СО «ЦЗН <адрес>» Петрова С.В. исковые требования не признала. Просила, что работники своевременно обратились в Центр занятости населения, им предлагалась работа, третьи лица обращались по заявка, однако по независящим от них обстоятельствам, в том числе и по медицинским показаниям, а работу они приняты не были.
Третье лицо Петрова С.В., в судебном заседании считал исковые требования не подлежащим удовлетворению, законность решения ответчик мотивировал наличием у него заболеваний, полученных в период работы, который ограничивают его к труду.
Третье лицо Ахахина С.В., в судебном заседании считал исковые требования не подлежащим удовлетворению, законность решения ответчик мотивировал наличием у него обязанности платить коммунальные услуги и невозможность трудоустроиться.
Третье лицо Бочкарева О.Б., в судебном заседании считал исковые требования не подлежащим удовлетворению, законность решения ответчик мотивировал наличием у него обязанности платить коммунальные услуги, наличием кредита и невозможность трудоустроиться.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению.
Статья 7 Конституции РФ предусматривает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).
Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В силу абз. 1 ч. 1 ст. 3 указанного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
К числу государственных гарантий безработным статьей 28 Закона отнесена выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (ст. 30).
Согласно требованиям ст. 31 Закона пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ внешним управляющим ООО «Гео Траст Сервис» (далее - «Истец», «Общество») Краснопёровым А.Ю. в связи невозможностью содержания полного штата работников вследствие процедуры банкротства, было принято решение об исключении согласно п.2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ из организационно-штатной структуры Общества ряд штатных единиц (Приказ №-ОК от ДД.ММ.ГГГГ, Приказ №-ОК от 30.09.2019г).
В числе уволенных сотрудников были Петров С. В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), Ахахин С. В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), Бочкарёв О. Б. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) (далее - «Работники»). Выходное пособие согласно ч.1 ст. 178 ТК РФ в размере среднего месячного заработка, и средний месячный заработок на период трудоустройства (за второй месяц со дня увольнения)
Истцом были выплачены в срок. ДД.ММ.ГГГГ Государственным казенным учреждением <адрес> Центр занятости населения <адрес> (далее - «Ответчик», «ГКУ СО «ЦЗН <адрес>») Бочкареву О.Б. было выдано решение за номером №, ДД.ММ.ГГГГ Петрову СВ. и Ахахину С.В. были выданы решения за номерами 0620121/2071 и 0620101/2071 (далее - «Решение»), о чём конкурсному управляющему стало известно только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что Работниками справки направлялись по месту нахождения не работающего филиала предприятия в <адрес>.
Согласно данным Решений, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ГКУ СО ЦЗН <адрес> сохраняло Работникам среднюю заработную плату на период трудоустройств, чем возлагало обязанность на Истца за счет собственных средств осуществлять выплату среднего заработка указанным лицам на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения в порядке ст. 178 Трудового кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ответчика была направлена претензия (исх. №-П) о признании выданных решений незаконными, в связи с тем, что решения (действия) по выдаче ГКУ СО ЦЗН <адрес> возлагающих на Истца дополнительные расходы по выплате уволенным работникам среднего заработка за третий месяц трудоустройства, были приняты в нарушение ч. 2 ст. 178 ТК РФ без рассмотрения и учета исключительности случаев для данных работников, свидетельствующих о возможности возложения данных обязанностей на Истца, так как документы, подтверждающие исключительность случая, для принятия решений о выдаче Решений уволенными Работниками в адрес Ответчика представлены не были.
В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. То есть орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты -своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного, а должен принимать соответствующее мотивированное решение
Исходя из положений ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ, в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О по жалобе государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук» на нарушение конституционных прав и свобод положением части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации" Конституционный Суд РФ указал, что основанием для сохранения за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое, будучи направленным на обеспечение реализации конституционного права такого лица на защиту от безработицы (статья 37 часть 3, Конституции России), одновременно обязывает работодателя осуществить в его пользу указанную выплату. При этом законодательное закрепление такого основания предоставления соответствующей гарантии не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в этой ситуации неограниченной свободой усмотрения.
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника. При рассмотрении этой категории споров суды, действуя сообразно аутентичной воле федерального законодателя, выраженной в части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, обязаны на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия оценивать обжалуемое решение органа занятости населения с точки зрения его правомерности и обоснованности, устанавливая, исследуя и анализируя при этом всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (статьи 10, 118 и 120 Конституции Российской Федерации).
Своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его не трудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения. Реализация такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за третий месяц с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Судом установлено, что у Петрова С.А. имеется ряд заболеваний, в результате которых он ограничен по труду, имеет противопоказания по подъему тяжести свыше 3-5 кг, переохлаждению, длительным стато-динамическим нагрузкам, активной двигательной и физической нагрузке.
Наличие данных заболеваний и ограничений к труду подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что Петров С.А. регулярно посещал УСЗН, получал направления на трудоустройство, но не был принят, в том числе по причине состояния здоровья.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии исключительного случая, касающегося уволенного работника Петрова С.А., в связи с чем решений ответчика в отношении него суд признает обоснованным, а исковые требования в данной части не подлежащими удовлетворению.
В отношении Ахахина С.В., Бочкарева О.Б. доказательств исключительности представлено не было как ответчиком, так и третьими лицами.
Факт получения необходимости оплаты коммунальных услуг нельзя отнести к исключительным случаям, так как обязанность по из оплате установлена для всех без исключения собственников и нанимателей жилья.
Факт наличия у Бочкарева О.Б. кредита, так же не указывает на исключительность обстоятельств, так как кредитный договор был заключен добровольно, цели кредитования не являлись безотлагательными.
Так же сам факт нетрудоустройства работника на новую работу и отсутствие у него заработка в течение третьего месяца после увольнения не свидетельствует об исключительности обстоятельства, в связи с которым на работодателя могут быть возложены обязанности по содержанию уволенного работника, поскольку в этом смысле, третий месяц трудоустройства ничем не отличается от четвертого, пятого и т.д.
Очевидно так же, что ч. 2 ст. 178 ТК РФ направлена на предоставление органу службы занятости населения полномочий по индивидуальному учету исключительных обстоятельств, в которых оказался работник, и при наличии которых возложение на работодателя дополнительных расходов будет справедливым и не нарушит баланса интересов работника и предпринимателя.
Таким образом, действия ГКУ СО ЦЗН <адрес> по выдаче Решения от ДД.ММ.ГГГГ № Бочкареву О. Б. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) и Решения от ДД.ММ.ГГГГ № Ахахину С. В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) о сохранении за уволенными работниками средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения в соответствии со статьей 178 ТК РФ незаконны, не учитывают баланс интересов сторон трудового договора и нарушает свободу экономической (предпринимательской) деятельности общества с ограниченной ответственностью «Гео Траст Сервис».
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 197, 198 ГПК РФ, суд,
решил:
признать действия Государственного казенного учреждения <адрес> Центр занятости населения <адрес> о сохранении Ахахину С. В. среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения незаконными.
Признать действия Государственного казенного учреждения <адрес> Центр занятости населения <адрес> о сохранении Бочкареву О. Б. среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения незаконными.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.
Председательствующий: подпись
Верно.
Судья Д.А. Лавров
Секретарь А.Р. Атманов