№ 12-40/2019
Р Е Ш Е Н И Е
22 октября 2019 г. п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Левченкова А.И.,
при секретаре Авериной А.А.,
с участием помощника Орского межрайонного природоохранного прокурора Башкисер Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест межрайонного природоохранного прокурора Орской межрайонной природоохранной прокуратуры Оренбургской области на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении ООО «Кумакский карьер»,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении ООО «Кумакский карьер» в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением, Орский межрайонный природоохранный прокурор Турбин А.М. подал жалобу на указанное постановление, в котором просит отменить постановление и вернуть дело на новое рассмотрение.
В обоснование протеста указывает, что при принятии оспариваемого решения старшим государственным инспектором не были учтены все обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и сделан необоснованный вывод о квалификации действий указанного лица как нарушение требований технического проекта.
В силу статьи 11 Закона «О недрах» и пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. №3314-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно ст. 9 Закона «О недрах», между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (лицензионное соглашение). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Действия, связанные с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов. Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.
В ходе проверки в деятельности ООО «Кумакский карьер» установлено, что общество допустило невыполнение установленных законодательством требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами и использование земельных участков необходимых для ведения работ без предоставления в порядке, установленном земельным законодательством РФ, то есть пользование недрами с нарушением п.п. 3, 10 условий, предусмотренных Приложением №1 к лицензии на пользование недрами ОРБ 02861 ТЭ.
Согласно п. 3 условий пользования недрами земельные, лесные участки, водные объекты необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователю недр в порядке, установленном законодательством РФ.
В силу п. 10 условий пользования недрами пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно п. 1 ст. 23.31 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ в части нарушения требований утвержденного в установленном порядке технического проекта по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Пунктом 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Пункт 4 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 №293, устанавливает, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический контроль по вопросам соблюдения недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, выполнения условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр.
В соответствии со ст. 37 Закона «О недрах» задачами государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр требований международных договоров, законодательства Российской Федерации о недрах, норм и правил в области использования и охраны недр.
Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 1 Федерального закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Проведенной проверкой в деятельности ООО «Кумакский карьер» выявлены следующие нарушения федерального законодательства:
- самовольное занятие частей земельных участков с кадастровыми номерами: №
- осуществление пользования недрами с нарушением требований по безопасному ведению работ.
Указанные выше нарушения привели к несоблюдению п.п. 3, 10 условий пользования недрами лицензии №
Считает, что старшим государственным инспектором необоснованно сделан вывод об отсутствии в действиях ООО «Кумакский карьер» события административного правонарушения в связи с отсутствием у Управления Росприроднадзора по Оренбургской области компетенции на рассмотрении указанного административного дела.
Кроме того, спор о подведомственности был разрешен в ходе судебного разбирательства, решением Новоорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ определено, что уполномоченным органом на рассмотрение данного административного правонарушения является Управление Росприроднадзора по Оренбургской области. Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
При указанных обстоятельствах, а также в соответствии со ст. 23.22 КоАП РФ, приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области сделан неверный вывод об отсутствии компетенции при рассмотрении административного дела.
Таким образом, при наличии достаточных правовых оснований для привлечения лица к административной ответственности, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Ц.Л.В. необоснованно, в нарушение требований процессуального закона ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
В судебном заседании помощник Орского межрайонного природоохранного прокурора Башкисер Ю.А. доводы протеста поддержала на вышеизложенных основаниях.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, ООО «Кумакский карьер» в судебное заседание не явился, надлежащее извещение подтверждается почтовым уведомлением.
Выслушав пояснения помощника Орского межрайонного природоохранного прокурора Башкисер Ю.А., исследовав представленные суду документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах и пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3314-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (лицензионное соглашение). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона о недрах).
Из пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах следует, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Действия, связанные с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра. Предметом правонарушения выступают недра.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов.
Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.
Субъектами правонарушения могут быть недропользователи (субъекты предпринимательской деятельности), инвесторы (граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции).
Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, которые имеют разрешение на проведение такого рода работ.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о промышленной безопасности в деятельности ООО «Кумакский карьер», по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Так, ООО «Кумакский карьер» получена лицензия №, на право пользования недрами Кумакского месторождения огнеупорных глин, которая зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ №. Участок недр расположен в 2 км юго-западнее <адрес>.
Составной частью лицензии № является приложение №, в котором закреплены условия пользования недрами.
Согласно п. 3 условий пользования недрами земельные, лесные участки, водные объекты необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователю недр в порядке, установленном законодательством РФ.
В силу п. 10 Условий пользования недрами пользователь обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Решением Новоорского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ определение старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ о передаче протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «Кумакский карьер» и других материалов на рассмотрение по подведомственности в Западно-Уральское управление Ростехнадзора по Оренбургской области – отменено. Дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области.
Решение суда не обжаловано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанным решением суда установлено, что Управление Росприроднадзора по Оренбургской области наделено полномочиями на рассмотрение дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.3 КоАП РФ, как орган, осуществляющий государственный контроль в области охраны окружающей среды.
Между тем, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Ц.Л.В. в оспариваемом постановлении сделан вывод о том, что Управление Росприроднадзора не уполномочено рассматривать дело в об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Кумакский карьер» в части нарушений требований законодательства РФ о промышленной безопасности.
В качестве обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении, указано отсутствие события административного правонарушения. (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В постановлении должностного лица не отражены обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, не описаны представленные доказательства и им не дана оценка. Не мотивирован вывод об отсутствии события правонарушения.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, влекущими отмену обжалуемого постановления.
В силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки давности привлечения к административной ответственности по данному делу об административном правонарушении не истекли.
В соответствии со ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Поскольку старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Ц.Л.В. фактически не рассмотрела дело об административном правонарушении по существу и сроки давности по данному делу не истекли, материалы дела подлежат возврату старшему государственному инспектору РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Ц.Л.В. на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7-30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л :
Протест Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области Турбина А.М. удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Кумакский карьер» отменить, материалы дела возвратить на новое рассмотрение старшему государственному инспектору РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Ц.Л.В..
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, через Новоорский районный суд.
Судья подпись А.И.Левченков