Мотивированное решение изготовлено 27.03.2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2018 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Нецветаевой Н.А.,
при секретаре <ФИО>3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>1 к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, Министерству финансов РФ, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец <ФИО>1 обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был помещен под стражу в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области Постановлением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ в силу ч. 5 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения наказаний по другим приговорам истцу к отбытию определен срок наказания в виде 11 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии особого режима. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. распоряжение о вступлении постановления в силу поступило в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ. К месту отбытия наказания истец был направлен лишь ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований ст. 75 УИК РФ. В результате несвоевременного направления истца к месту отбытия наказания были нарушены его личные неимущественные права, в частности, истец содержался в антисанитарных условиях; в камере № по месту содержания истца, рассчитанной на 12 спальных мест содержалось 37 человек имело место нарушение приходящейся на каждого жилой площади из расчета по 4 кв.м.; истец был лишен полноценных прогулок, с колонии он имел бы больше возможности нахождения на свежем воздухе.
Указанные обстоятельства повлекли ухудшение здоровья истца, его неоднократные требования о посещении врача были оставлены без внимания, нарушено его права на получение квалифицированной медицинской помощи, в том числе на проведение раз в полгода флюорографии.
Кроме того, находясь с следственном изоляторе истец имел право на 1 посылку раз в 4 месяца, а в колонии мог бы иметь право на одну поощрительную посылку или свидание, имел бы возможность работать и получать оплаты труда, выплачивать по гражданскому иску, а также это повлияло исчисление трудового стажа, размер пенсионных накоплений.
Находясь в следственном изоляторе истец был лишен возможности свиданий с <ФИО>4, для обсуждения возможности последующего бракосочетания.
Вследствие перечисленных нарушений истец претерпевал физические и нравственные страдания.
Ссылаясь на изложенное, истец просил взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 500 000 руб.
В судебное заседание истец не явился, в связи с содержанием в исправительном учреждении, был извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил.
Представители ответчиков ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУ ФСИН России по Свердловской области и ФСИН России, привлеченных к участию в деле в качестве соответчиков, в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали доводы представленных в суд отзывов.
Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился.
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд считает необходимым указать следующее.
Конституцией Российской Федерации гарантируется право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
Согласно ч. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.
При установлении обязательства по компенсации морального вреда подлежат применению нормы главы 59 ГК РФ и общие положения о возмещении вреда, согласно которым гражданско-правовая ответственность по возмещению морального вреда наступает при наличии одновременно следующих условий: факт посягательства на неимущественные права или нематериальные блага истца, претерпевание физических или нравственных страданий, противоправность действия (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственную связь между таким действием (бездействием) и моральным вредом, вина причинителя вреда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании,<ФИО>1 был взят под стражу на основании постановления первоуральского городского суда Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ прибыл в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области..
Приговором Первоуральского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ <ФИО>1 осужден за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 162 ч. 4 п. «в», 16: ч. 2 п. «а, г», 161 ч. 2 п. «г», 69 ч. 3 УК РФ к 10 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Извещение о вступлении приговора в законную силу поступило в ФКУ СИОЗО-1 г. Екатеринбурга ДД.ММ.ГГГГ.
Приговором Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ <ФИО>1 осужден по ст.ст. 162 ч. 1, 161 ч. 2 п. «г», 69 ч. 3 УК РФ к 4 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Извещение о вступлении приговора в законную силу поступило в учреждение ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ силу ст. 69 ч. 5 УК РФ путем частичного сложения наказаний по вышеуказанным приговорам определен окончательный срок наказания в виде 11 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжение о вступлении постановления в законную силу поступило в учреждение ДД.ММ.ГГГГ.
Фактически осужденный <ФИО>1 был направлен для отбывания наказания в ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 75 УИК РФ, осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено допущение со стороны ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области нарушения вышеуказанных положений законодательства по направлению истца для отбытия наказания на срок около года.
Доводы истца о том, что при указанных обстоятельствах были нарушены его личные неимущественные права в связи с различными условиями содержания в следственном изоляторе и в колонии, в части режима отбытия наказания, возможности трудиться получать доход, на получение долгосрочных свиданий, суд находит заслуживающими внимания.
Так согласно, ст. 89 УИК РФ, предусмотрено, что осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.
Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами.
В соответствии с ч. 4ст. 104 УИК РФ, работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса. Время содержания осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается.
Согласно ст. 105 УИК РФ, осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 125 УИК РФ, осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях особого режима, проживают в общежитиях. Им разрешается:а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи тысяч двухсот рублей;
(в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 23-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 260-ФЗ); б) иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года; в) получать три посылки или передачи и три бандероли в течение года.
Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи тысяч восьмисот рублей;б) иметь три краткосрочных и три длительных свидания в течение года; в) получать четыре посылки или передачи и четыре бандероли в течение года.
Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в помещениях камерного типа. Им разрешается:ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере шести тысяч шестисот рублей;б) иметь два краткосрочных свидания и одно длительное свидание в течение года;в) получать одну посылку или передачу и одну бандероль в течение года;г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до трех часов.
Истец также ссылается на нарушение условий содержания в период нахождения в следственном изоляторе в части нормы предоставления жилой площади, и антисанитарные условия содержания.
Согласно ст. 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Как следует из искового заявления и подтверждается справкой ФКУ СИЗО-1 г. Екатеринбурга, истец в заявленный в иске период содержался в камере №.
Доводы искового заявления о ненадлежащем санитарном состоянии камерного помещения не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, опровергаются материалами дела.
Согласно справке, предоставленной ответчиком, площадь данного камерного помещения составляет 26.5 кв.м., в камере было оборудовано 14 спальных мест.
Истец утверждает, что в камере в заявленный в иске период фактически содержалось свыше тридцати человек.
В заявленный в иске период в камере содержалось от 14 до человек.
Ответчиком ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по свердловской области данные доводы опровергнуты не были, указывалось на действительно имевшее место в определенные периоды времени превышения лимита содержащихся в камере лиц до 20 человек.
При указанных обстоятельствах доводы искового заявления о нарушении законодательства в части обеспечения жилой площадью суд находит нашедшими подтверждение.
В связи с тем, что условия содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области в период нахождения истца не в полной мере соответствовали требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", УИК РФ, а также ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд находит требования истца о взыскании компенсации морального вреда обоснованными.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно пп. 6. п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1314 Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц ФСИН России за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам ФСИН России как главный распорядитель бюджетных средств.
Поскольку факт несоответствия условий содержания истца в учреждении системы ФСИН России нормам действующего законодательства нашел свое подтверждение, что свидетельствует о нарушении личных неимущественных прав истца, гарантированных законом, причиненном ему пребыванием в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области в условиях, не соответствующих требованиям Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а так же несвоевременным этапированиемв исправительную колонию по прошествии года после возникновения такой обязанности по закону, суд принимает решение о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда, с Российской Федерации в лице ФСИН РФ за счет казны Российской Федерации.
При определении размера денежной компенсации морального вреда в указанной сумме, суд учитывает требования разумности и справедливости, характер и продолжительность допущенного в отношении истца нарушения, при отсутствие объективных доказательств причинения истцу в связи с таким размещением указанных в иске негативных последствий, суд полагает справедливым определить сумму компенсации в размере 10 000 руб..
На основании изложенного,руководствуясь ст.ст. 13, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <ФИО>1 к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, о компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу <ФИО>1 в счет компенсации морального вреда 10000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд <адрес>.
Судья