Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-89/2014 (2-3813/2013;) ~ М-4257/2013 от 27.11.2013

2-89/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2014 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Ткаченко И.А.,

при секретаре Лысовой В.А.,

с участием

истца Матвеевой Т.В., действующей в своих интересах и в интересах недееспособного Матвеева С.А.,

представителя ответчика Осипова ВА.О., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Матвеева С.А., Матвеевой Т.В. к Администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Матвеева Т.В., действуя в интересах недееспособного Матвеева С.А., обратилась в суд с иском к администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указала, что является опекуном супруга Матвеева С.А., они вместе проживают в жилом помещении по адресу: <адрес> общей площадью ... кв.м. Матвеев С.А. владеет 1/3 доли в праве собственности на указанное жилое помещение. Матвеев С.А. является инвалидом ... группы с тяжелой формой заболевания и пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. На основании распоряжения главы администрации ... р-на г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Матвеев С.А. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с учетным номером , и включен в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, учетный номер по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год в общем списке , в льготном списке граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний - . однако жилое помещение Матвееву С.А. вне очереди не предоставляется. На основании изложенного просила обязать администрацию г. Томска предоставить Матвееву С.А. жилое помещение по договору социального найма, состоящее не менее чем из 2-х комнат.

В ходе рассмотрения дела в суде, Матвеева Т.В. была привлечена к участию в деле в качестве соистца.

В судебном заседании Матвеева Т.В. уточнила исковые требования, указав, что просит предоставить жилое помещение ей и Матвееву С.А. с учетом семьи в составе 2-х человек, права на дополнительную площадь Матеева С.А. общей площадью не менее ... кв.м., в остальной части поддержала ранее заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Суть которого сводится к следующему, в соответствии с положением ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и и законодательством субъектов РФ. Администрации г. Томска полномочия по обеспечению граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний жилыми помещениями, инвалидов, семей, имеющих детей инвалидов, не передавались.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с положением ч.2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 6, Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

В ч.1 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст.ст.12, 130 ч.1, 132 ч.1 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Согласно абзацу десятому части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131 ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50 Закона № 131-ФЗ).

Аналогичные положения закреплены и в ч.1 ст. 14, ч.2 п.3 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Указанная правовая позиция выражена в определении Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в силу которой «указанные выше полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года №17-О, от 5 марта 2009 года № 376-О-П)».

Содержащееся в пункте 3 ч.2 ст.57 ЖК РФ условие о предоставлении категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, в связи с чем, данное законоположение, направленное на реализацию положений статьей 1 (часть1), 7, 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права органов местного самоуправления. Ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", являясь по своему характеру отсылочной нормой, и должна применяться в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.

На основании изложенного, суд полагает Администрацию г. Томска надлежащим ответчиком, на которую может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцам.

В силу абз. 3 ст. 17 Закона «О социальной защите инвалидов» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации".

В соответствии с. п.3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 перечня заболеваний, дающих инвалидам, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, в перечень заболеваний входят психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.

В соответствии со ст. 27, Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 06.04.2011) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, или комиссией врачей-психиатров, назначаемой органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Матвеева Т.В. является супругой Матвеева С.А., что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.86) и его опекуном, согласно распоряжению администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Решением ... районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Матвеев С.А. признан недееспособным.

Материалами дела установлено, что Матвеев С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом ... группы по психо-МСЭК, состоит на учете у психиатра с ДД.ММ.ГГГГ года с диагнозом органический амнестический синдром в связи со смешанными заболеваниями. Данное обстоятельство подтверждается справкой ОГБУЗ «Томская ...» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Матвееву С.А. Бюро медико-социальной экспертизы , инвалидность ему установлена до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Ответчиком инвалидность Матвеева С.А. не оспаривалась, доказательств его нахождения на каком-либо ином лечении или выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица не представлено.

Матвеев С.А. по состоянию здоровья пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, согласно перечню тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, что подтверждается врачебной справкой КЭК № 21 (л.д. 5).

Согласно письму Администрации ... района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Главы администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ » Матвеев С.А. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Учетный номер в книге учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях – (л.д. 14).

Согласно письму Администрации ... района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ Матвеев С.А., был дополнительно включен в списки граждан, нуждающихся в жилом помещении, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний. На ДД.ММ.ГГГГ. учетный номер в общем списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях , в списке граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний – (л.д. 15).

О том, что Матвеев С.А.состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по указанным выше основаниям, представителем ответчика не оспаривалось.

До настоящего времени жилое помещение семье Матвеева С.А. не предоставлено. В связи с чем, истцы имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Согласно отметке в паспорте Матвеева С.А., он зарегистрирован по месту проживания по адресу: <адрес> (л.д. 13).

В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Матвеев С.А. является собственником 5/24 и 1/8 долей в праве общей долевой собственности на жилое строение общей площадью ... кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 9, 10).

В соответствии со сведениями, содержащимися в домовой книге для прописки граждан, проживающих в <адрес>, Матвеева Т.В. зарегистрирована в кв. указанного дома.

Из сообщения департамента ... администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом по адресу: <адрес> объектов муниципальной собственности г. Томска не значится.

В соответствии со сведениями Томского филиала ФГУП «...» от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о наличии у Матвеевой Т.В. прав на недвижимое имущество отсутствуют (л.д. 90).

В ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Матвеевой Т.В. на объекты недвижимого имущества, что подтверждается уведомлением Управления ... по ТО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92).

Как следует из объяснений истца Матвеевой Т.В. она с двумя сыновьями, супругом и внуком зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>1. Указанный дом деревянный барачного типа являлся ведомственным жильем Рыбзавода. Она зарегистрирована в этом доме с ДД.ММ.ГГГГ г., квартира состоит из одной комнаты, в ней зарегистрировано 5 человек. Указанный дом не является ни муниципальной, ни федеральной собственностью, Рыбзавод, в ведомости которого находился указанный дом в настоящее время не существует. В доме по <адрес>, где имеется доля в собственности у Матвеева С.А. они проживать не могут, поскольку в данном доме проживает сестра Матвеева С.А. со своей семьей.

Таким образом, имеющееся заболевание у Матвеева С.А. дает право на дополнительную площадь и является основанием для предоставления его семье, в состав которой входит его супруга - опекун Матвеева Т.В., во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения с учетом права инвалида I группы – Матвеева С.А. на дополнительную площадь.

Размер жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь определяется на основании положений ч. 4 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также ч.2 ст.57 ЖК РФ по норме предоставления жилого помещения.

В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Думы г. Томска от 13.12.2005 N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 11,0 квадратных метра общей площади на одного члена семьи, состоящей из 2-х и более человек. Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Статьей 58 ЖК РФ предусмотрено, что при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия(ч.1). Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи настоящего Кодекса перечне.

При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам, суд исходит из того, что должна быть учтена площадь уже имеющейся у Матвеева С.А. доли в вправе общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, составляющая при сложении 1/8 доли и 5/24 доли – 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что составляет ... кв.м.

В силу вышеизложенных норм права и обстоятельств дела, учитывая, что в предоставляемую квартиру подлежит вселению члены одной семьи, в том числе Матвеев С.А., страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание с ним в одной квартире, нуждающийся в особом уходе, и имеющий право на дополнительную жилую площадь, гарантированное ч. 4 ст. 17 ФЗ «О социальной защиты инвалидов в РФ», истцам должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее ... кв.м (... кв.м – ... кв.м), в черте муниципального образования «<адрес>», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права Матвеева С.А. на дополнительную площадь и наличия у последнего права на долю в праве общей долевой собственности на вышеупомянутое жилое помещение, составляющую ... кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию г. Томска предоставить Матвееву СА, Матвеевой ТВ вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее ... кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

2-89/2014 (2-3813/2013;) ~ М-4257/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Матвеев Сергей Алексеевич
Матвеева Татьяна Владимировна в интересах опекаемого Матвеева Сергея Алексеевича
Ответчики
Администрация г. Томска
Другие
Осипов Альберт Олегович
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Ткаченко И.А.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
27.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2013Передача материалов судье
27.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2014Судебное заседание
24.01.2014Судебное заседание
29.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2014Дело оформлено
08.08.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее