Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-925/2024 ~ М-6610/2023 от 22.12.2023

Дело № 2а-925/2024

73RS0001-01-2023-007919-87

    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 февраля 2024 года город Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

судьи Царапкиной К.С.,

при секретаре Аппановой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску областного государственного автономного учреждения культуры «Ленинский мемориал» к Главному Межрегиональному Управлению Федеральной службы судебных приставов России, УФССП России по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Екатерине Александровне об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора, уменьшении исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л :

Областное государственное автономное учреждение культуры «Ленинский мемориал» обратилось в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Екатерине Александровне о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора, уменьшении исполнительского сбора.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Главное Межрегиональное Управление Федеральной службы судебных приставов России, УФССП России по Ульяновской области.

В обоснование иска административный истец указал, что является должником по исполнительному производству №-ИП от 05.05.2023, возбуждённому постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Е.А. на основании исполнительного листа ФС № от 26.04.2023. Предметом исполнения является возложенная на областное государственное автономное учреждение культуры «Ленинский мемориал» обязанность привести трудовой договор Никонова Владимира Алексеевича от 01.01.2009 в соответствие с нормами трудового законодательства, конкретизировав условия получения выплат компенсационного и стимулирующего характера, указав: наименование причитающейся выплаты, ее размер, факторы, обуславливающие ее получение, периодичность, показатели и критерии оценки эффективности деятельности.

24 ноября 2023 года по указанному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем было принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб., поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ не исполнен.

Данное постановление является незаконным и необоснованным, поскольку противоречит ч.1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушает права и законные интересы административного истца.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Однако со стороны административного истца имелись неоднократные попытки исполнения, что известно судебному приставу-исполнителю и подтверждается: актом об отказе в подписи дополнительного соглашения к трудовому договору от 21 апреля 2023 года (отказ Никонова В.А. от подписания дополнительного соглашения к трудовому договору, предоставленному работнику во исполнение решения Ленинского районного суда); описью от 31 мая 2023 года о направлении Дополнительного соглашения к трудовому договору Никонова В.А.; письмом №ИС-341 от 08 июня 2023 года (о направлении дополнительного соглашения и повторного приглашения Никонова В.А. для его подписания и направления копии Положения об оплате труда ОГАУК «Ленинский мемориал» и Коллективного договора ОГАУК «Ленинский мемориал»); описью от 08 июня 2023 года с почтовой квитанцией (о направлении дополнительного соглашения, Положения об оплате труда ОГАУК «Ленинский мемориал» и Коллективного договора ОГАУК «Ленинский мемориал»); заявлением от 11 мая 2023 года в УФССП по Ульяновской области МОСП по исполнению особых исполнительных производств; заявлением о прекращении исполнительного производства №ИС-304 от 17 мая 2023 года; актами об отказе от подписания дополнительного соглашения от 20 ноября 2023 года и 22 ноября 2023 года к трудовому договору.

Дополнительное соглашение к трудовому договору от 11 мая 2023 года; дополнительное соглашение без даты, вступающее в действие согласно п.5 с 01.01.2023; дополнительное соглашение от 07 июня 2023 года; дополнительное соглашение от 20.11.2023 передавались судебному приставу-исполнителю для подписания Никоновым В.А., но истец уклонялся каждый раз от подписания, что посоветуется с юристом, и в итоге отказывался от подписания.

Данными доказательствами подтверждается, что административный истец исполнил решение суда, все варианты дополнительных соглашений со своей стороны подписал, а Никонов В.А. злоупотребляет правом по смыслу ст.10 ГК РФ и уклоняется от исполнения решения суда, что не зависит от воли административного истца и является непреодолимым обстоятельством.

При таких условиях вина административного истца в неисполнении отсутствует. Следовательно, исполнительский сбор взысканию не подлежит. Судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств Абакумовой Е.А. были предоставлены заявления о прекращении исполнительного производства (от 11.05.2023, 17.05.2023), дополнительные соглашения к трудовому договору с Никоновым В.А., подписанные со стороны учреждения, однако ответа на предоставленные заявления и документы от административного ответчика административный истец не получил, что свидетельствует о бездействии административного ответчика. Постановление о прекращении исполнительного производства не вынесено. Считает, что уклонение Никонова В.А. является обстоятельством, на которое ОГАУК «Ленинский мемориал» никак не может повлиять, это обстоятельство никак не зависит от воли учреждения. Поэтому отсутствует основание для привлечения к ответственности учреждения и взыскании с него исполнительского сбора, который по сути является штрафной санкцией за уклонение от добровольного исполнения решения суда. Такое решение нарушает права учреждения, заведомо ставя его в виновное положение и отказывая ему в собственном праве на равноправные отношения сторон в трудовых отношениях, в праве на защиту своих прав в отношениях при исполнении решения суда и налагает на него ответственность независимо от вины учреждения, что прямо запрещено законодательством.

Просит признать незаконным постановление административного ответчика о взыскании с административного истца исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от 05.05.2023; освободить ОГАУК «Ленинский мемориал» от оплаты исполнительского сбора, а в случае отказа в признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора и освобождении от его уплаты, уменьшить размер исполнительского сбора.

Представители ОГАУК «Ленинский мемориал» Кляченкова Е.А. и Воронова Е.В. в судебном заседании заявление поддержали.

Представитель административного ответчика Главного Межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России – врио начальника отделения – старший судебный пристав специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России Аксенова А.Н. в судебном заседании административный иск не признала. При этом указала, что 05.05.2023 возбуждено исполнительное производство № -ИП предмет исполнения: Обязать Областное государственное автономное учреждение культуры "Ленинский мемориал" привести трудовой договор Никонова Владимира Алексеевича от 01.01.2009 г. в соответствие с нормами трудового законодательства, конкретизировав условия получения выплат компенсационного и стимулирующего характера, указав: наименование причитающейся выплаты, ее размер, факты, обуславливающие ее получение, периодичность, показатели и критерии оценки эффективности деятельности. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником лично, что подтверждается отметкой о получении 10.05.2023. В п.3 постановления о возбуждении должник предупреждался, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагалось в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. В срок, предоставленный для добровольного исполнения, должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, в результате чего 24.11.2023 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. Доказательства чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств должником судебному приставуисполнителю не представлены. Таким образом, постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено правомерно. Доводы, изложенные в заявлении, не могут служить основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Кроме того, пояснила, что в связи с созданием Специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов России судебный пристав Абакумова Е.А. до 01 марта является судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области.

Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области в судебное заседании не явился, извещен надлежащим образом.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумова Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Никонов В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, указывая, что административный истец уклоняется от исполнения решения суда.

Представитель заинтересованного лица Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области в судебное заседании не явился, извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч. 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч. 2).

Согласно ст. ст. 14, 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закон «Об исполнительном производстве»), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.Согласно ч. 1 ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу положений ч. 7 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что 05.05.2023 судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Е.А. поступил исполнительный документ – исполнительны лист ФС № 26.04.2023, выданный Ленинским районным судом города Ульяновска. Предметом исполнения является возложенная на ОГАУК «Ленинский мемориал» обязанность привести трудовой договор Никонова Владимира Алексеевича от 01.01.2009 в соответствие с нормами трудового законодательства, конкретизировав условия получения выплат компенсационного и стимулирующего характера, указав: наименование причитающейся выплаты, ее размер, факторы, обуславливающие ее получение, периодичность, показатели и критерии оценки эффективности деятельности.

В связи с тем, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, 24.11.2023 в отношении ОГАУК «Ленинский мемориал» судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб., постановление направлено должнику.

До настоящего времени указанное решение суда также не исполнено. Исполнительное производство не окончено.

Сведений о том, что ОГАУК «Ленинский мемориал» предприняты все меры для надлежащего и своевременного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, не представлено. Равно должником не представлено доказательств наличия чрезвычайных обстоятельств, сделавших невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.

Поэтому оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора у суда не имеется. Равно как не имеется оснований и для его уменьшения.

Решение суда вступило в законную силу 31 января 2023 года. Доказательств того, что ОГАУК «Ленинский мемориал» своевременно приняты достаточные меры, направленные на исполнение решения суда, не представлено.

Как указано в п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.

Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Поскольку постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Е.А. о взыскании с ОГАУК «Ленинский мемориал» исполнительского сбора вынесено в соответствии с действующим законодательством, оснований для признания его незаконным не имеется.

Кроме того, в силу положений части 1 статьи 121, статьи 122 Закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. При этом жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Из разъяснений, данных в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", также следует, что административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ).

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Указанные правила носят специальный характер и именно они устанавливают срок для судебной защиты.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 24.11.2023 получено административным истцом 28.11.2023. Однако административное исковое заявление по настоящему делу поступило в суд 22.12.2023.

То обстоятельство, что 06.12.2023 в Ленинский районный суд города Ульяновска был направлен административный иск, который был возращен по причине его подписания и предъявления неуполномоченным лицом, не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока, установленного для обращения в суд, поскольку не является событием, которое возникло по независящим от ОГАУК «Ленинский мемориал» причинам.

Административный истец является юридическим лицом, осуществляет хозяйственную деятельность и несет риск наступления последствий совершения или несовершения процессуальных действий.

Причин, объективно препятствовавших заявителю обратиться в суд с надлежаще оформленным административным исковым заявлением в установленный законом срок, не приведено.

При указанных обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления ОГАУК «Ленинский мемориал» К Главному Межрегиональному Управлению Федеральной службы судебных приставов России, УФССП России по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Екатерине Александровне об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора, уменьшении исполнительского сбораследует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.03.2024.

2а-925/2024 ~ М-6610/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ОГАУК "Ленинский мемориал"
Ответчики
СПИ СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Абакумова Ектерина Анатольевна
ГМУ ФССП России
Другие
Никонов В.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Царапкина К. С.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация административного искового заявления
25.12.2023Передача материалов судье
27.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2024Судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
14.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее