РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2021 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Поляковой Н.В.,
при секретаре Джапаровой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по иску ТСЖ «Стара – Загора 50» к Карташевский В.Г. о предоставлении доступа к общему имуществу многоквартирного дома, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «Стара – Загора 50» обратилось в суд с иском, ссылаясь на то, что в соответствии с Уставом, является некоммерческой организацией, осуществляющей управление общим имуществом и обеспечивающей содержание, ремонт и эксплуатацию общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: адрес. Карташевский В.Г. является собственником адрес, площадью *** кв.м., находящейся по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из ЕГРН от дата На общем собрании собственников многоквартирного дома было принято решение о капитальном ремонте внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения во всём многоквартирном доме, в том числе в подвале и техническом этаже многоквартирного дома, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в МКД от дата Закончить работы по капитальному ремонту инженерных сетей дома, в настоящее время, не представляется возможным, в связи с тем, что ответчик категорически отказывает в доступе специалистов к общедомовому имуществу, к стоякам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, расположенных в принадлежащей ответчику квартире, для выполнения необходимых работ. дата ТСЖ «Стара-Загора 50» обратилось к ответчику за предоставлением доступа к общедомовому имуществу. В присутствии председателя Правления ТСЖ – КЮВ и представителя подрядчика - ФДО, собственник квартиры ответил отказом. С целью мирного урегулирования возникшего спора, ТСЖ «Стара-Загора 50» направило в адрес ответчика требование о необходимости доступа к стоякам для проведения ремонтных работ. Ответчик на данное уведомление не отреагировал. Для проведения ремонтных работ, направленных на предотвращение аварийных ситуаций и исполнения решения собственников помещений, работникам ТСЖ «Стара–Загора 50», а также подрядным организациям, необходим доступ к стоякам инженерных коммуникаций, расположенных в адрес. В связи с отказом ответчика от законного требования истца, ТСЖ «Стара-Загора 50» вынуждено было обратиться за юридической помощью в ООО «ЮУ», в связи с чем, между ТСЖ «Стара-Загора 50» и ООО «ЮУ» дата заключен Договор на оказание юридических услуг. Стоимость услуг по договору, составляет 15 000 рублей. Просит суд с учетом уточнений обязать Карташевский В.Г. предоставить ТСЖ «Стара-Загора 50», ИНН 6316079488, ОГРН 1026301165274, (полномочной подрядной организации) беспрепятственный доступ к стоякам горячего и холодного водоснабжения, к стояку водоотведения на всем их протяжении в квартире, расположенной по адресу: адрес, для обслуживания и проведения ремонтных работ в течение 15 дней с момента вступления решения в законную силу; взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 6 000 руб.
В судебном заседании представитель истца ТСЖ «Стара-Загора 50» - Горлов Е.И., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, согласно доводов, изложенных в письменном отзыве.
Представитель третьего лица ООО «Сантехлидер» Фомин Д.О. просил удовлетворить заявленные требования истца, ссылаясь на то, что в настоящее время капитальный ремонт по замене стояков ХВС, ГВС, водоотведения осуществляется за исключением квартир, в которые собственники не предоставляют доступ. При этом осуществляется замена старых оцинкованных труб на новые полиэтиленовые трубы, в соответствии с договором, заключенным с ТСЖ «Стара-Загора 50», локально-ресурсным сметным расчетом, являющимся приложением к договору. При этом каких-либо проектов на осуществление работ не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.
Статьей 3 ЖК РФ предусмотрено, что никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно - гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством РФ.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. По договору управления многоквартирным домом (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ст. 162 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 11 Правил, содержание общего имущества, в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан. Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пункт 13 Правил).
В силу подпункта "б" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
На основании подпункта "е" пункта 34 указанных Правил потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Согласно частям 3 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).
В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации на территории адрес утверждена программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области", утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: адрес включен в региональную программу капитального ремонта /Г1-8332/.
Согласно региональной программе, капитальному ремонту в 2051-2053г. подлежат, в том числе следующие конструктивные элементы, относящиеся к общему имуществу многоквартирного дома по указанному адресу: капитальный ремонт инженерных систем, подвальных помещений.
Судом установлено, что ТСЖ «Стара – Загора 50», в соответствии с уставом, является некоммерческой организацией, осуществляющей управление общим имуществом и обеспечивающей содержание, ремонт и эксплуатацию общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме по адрес
Из материалов дела усматривается, что фонд капитального ремонта многоквартирного адрес в г.о. Самара формируется на специальном счете ТСЖ «Стара-Загора 50» на основании решения общего собрания собственников помещений от 19.12.2018г. №б/н.
Пунктом 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесено принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному адресу, оформленным протоколом от 30.09.2020г., постановлено провести капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в квартирах МКД в сроки до 31.08.2021г.
Согласно ст. г Градостроительного кодекса РФ капремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций или элементов таких конструкций, за исключением несущих конструкций, замена и (или) восстановление систем и сетей инженерно-технического обеспечения, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Для выполнения подрядных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, избрана подрядная организация – ООО «Сантехлидер», с которым заключен договор подряда №... от 13.01.2021г., в соответствии с которым подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по капитальному ремонту стояков ХГВС и канализации в подъезде №... на объекте: адрес адрес в соответствии с локальным ресурсным сметным расчетом, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.
Собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес, является Карташевский В.Г., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
дата в адрес Карташевский В.Г. ТСЖ «Стара-Загора 50» почтой направлено уведомление о проведении капитального ремонта общего имущества жилого дома - инженерных сетей и необходимости обеспечить доступ подрядчику в помещение. В уведомлении ТСЖ «Стара-Загора 50» просил собственника сообщить о готовности доступа к общему имуществу в жилом помещении в ТСЖ.
Данное уведомление, согласно представленного уведомления вручено ответчику датаг.
Однако согласно акта от датаг. Карташевский В.Г. отказался предоставить допуск к общему имуществу в многоквартирном доме, со ссылкой на то, что в принадлежащей ему квартире состояние труд ХВС, ГВС и водоотведения находятся в удовлетворительном состоянии, что подтверждается актом об отказе предоставления доступа от 16.02.2021г.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно разъяснениям, данным в Письме Минстроя России от 16 января 2019 г. N 794-АО/06 "О предоставлении доступа к общедомовому имуществу при необходимости проведения ремонтных работ" обязанность по обеспечению собственником помещения доступа к транзитным (общедомовым) инженерным коммуникациям, проходящих через помещение, установлена Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170.
Таким образом, в случае если внутридомовые инженерные сети располагаются в стенах или под полами в помещении собственника (или нанимателя), он должен обеспечить свободный доступ к общедомовому имуществу, находящемуся в его квартире, для проведения ремонтных работ специальными бригадами подрядной организации, осуществляющей капитальный ремонт. Но в случае, если собственник помещения убежден, что внутридомовые инженерные системы в его квартире в полном порядке и не требуют замены или ремонта, представители заказчика, подрядчика и управляющей организации вправе составить акт, который в том числе подписывает собственник помещения, о том, что произвести замену или ремонт внутридомовой инженерной системы не представилось возможным в связи с тем, что доступ к ней не предоставлен.
Кроме того, суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что при производстве капитальных работ истцом не представлены доказательства необходимости капитального ремонта сетей ХВС, ГВС, водоотведения, ненадлежащего (аварийного) их состояния. Обоснованность проведения данных работ должна быть подтверждена актами технического осмотра объектов водоснабжения, водоотведения (документом, содержащим сведения о результатах обследования объекта, его техническом состоянии для определения состава, объема работ по капитальному ремонту); дефектными ведомостями, содержащими перечень дефектов с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов.
Представленным в материалы дела локальным ресурсным расчетом, подписанным только стороной подрядчика, ООО «Сантехлидер» предусмотрена полная замена трубопроводов, о чем свидетельствует наименование работ, вошедших в смету.
Также суду не представлено проектной документации по осуществляемому капитальному ремонту.
Правоотношения, связанные с переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, регулируются главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1).
Условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений регулируются также Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
В соответствии с пунктами 1.7.2, 1.7.3 Правил N 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, а также перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
В силу ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Заявитель, право которого на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, вместе с указанным заявлением обязан представить в уполномоченный орган подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
Условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений в многоквартирных домах регламентированы в разделе 1.7 утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которым такое переоборудование жилых и нежилых помещений допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (пункт 1.7.1).
Вместе с тем доказательств того, что истец обращался за получением соответствующих разрешений на проведение каких-либо работ в жилом доме/спорной квартире, требующих получения соответствующего согласования, ни до их проведения ни во время таких работ суду не представлено. При этом замена инженерных систем затрагивает несущую и энергоснабжающую способность здания.
С учетом вышеизложенного, истец, заявляя о нарушении прав, обязан доказать соблюдение процедуры, предусмотренной законом для проведения капитального ремонта, что в данном случае истцом соблюдено не было, в связи с чем суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требований истца.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении основного требования, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании судебных расходов, как производные от основного требования.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ТСЖ «Стара – Загора 50» к Карташевский В.Г. о предоставлении доступа к общему имуществу многоквартирного дома, взыскании судебных расходов, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 02 августа 2021 года.
Судья подпись Полякова Н.В.
Копия верна
Судья:
Секретарь: