10RS0011-01-2021-010221-14
№ 2а-4542/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.
при секретаре Паласеловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Назарова Руслана Алексеевича к Председателю призывной комиссии Республики Карелия – Главе Республики Карелия Парфенчикову Артуру Олеговичу, Призывной комиссии Республики Карелия, Военному комиссариату Республики Карелия, Призывной комиссии Петрозаводского городского округа о признании решения незаконным,
у с т а н о в и л:
Назаров Р.А. обратился в суд с иском о признании незаконным решения Призывной комиссии Республики Карелия от 26.04.2021 года о призыве истца на военную службу. Иск мотивирован тем, что призывной комиссией неверно была определена его категория годности к военной службе. Имеющиеся у истца заболевания препятствуют прохождению военной службы, членами призывной комиссии эти сведения были проигнорированы, в связи с чем состоявшееся решение об определении категории годности к военной службе и дальнейшем призыве на военную службу являются незаконными. Помимо этого ответчиком была нарушена процедура призыва на военную службу. Истец не давал добровольного информированного согласия на осуществление в отношении него медицинского вмешательства – медицинского освидетельствования для определения категории его годности к военной службе, равно как не давал согласие на обработку его персональных данных.
В судебном заседании Назаров Р.А. заявленные требования поддержал, <данные изъяты>
Представитель административного ответчика Военный комиссариат Республики Карелия Бароненкова Т.Н. по доверенности в судебном заседании поддержала представленные письменные возражения на иск, пояснила, что призывная комиссия Петрозаводского городского округа приняла решение о зачислении истца в запас в связи с определением в отношении него категории годности «В», указанное решение отменено решением призывной комиссии Республики Карелия, принято решение о призыве истца на военную службу, категория годности призывника определена «Б-4».
Прочие привлеченные к участию в деле лица не обеспечили свое участие в судебном заседании, о рассмотрении дела извещены, Глава Республики Карелия просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Срок на обращение с настоящим иском в суд истцом не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Таким образом, на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" № 565 военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В судебном заседании установлено, что Назаров Р.А. состоит на воинском учете с 09.09.2019 года, подлежит призыву на военную службу в Вооруженные Силы РФ.
Из материалов личного дела призывника Назарова Р.А. следует, что он физически развит, психически уравновешен, категория годности к военной службе при первоначальной постановке на воинский учёт определялась «Г».
В рамках текущей призывной кампании весна-лето 2021 года административный истец 05.04.2021 проходил медицинское освидетельствование. По итогам медицинского освидетельствования Назарову Р.А. была установлена категория годности «В» <данные изъяты> и решением призывной комиссии Петрозаводского городского округа от 20.04.2021 года он был освобожден от прохождения военной службы с зачислением в запас.
В рамках реализации своих полномочий вышестоящая призывная комиссия Республики Карелия 26.05.2021 провела повторное медицинское освидетельствование.
С учётом состояния здоровья административного истца на дату контрольного медицинского освидетельствования, анамнеза жизни, данных дополнительного медицинского обследования и текущего медосмотра истцу установлена категория годности к военной службе «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями) на основании статей 42-г <данные изъяты>
На основании установленной категории годности к военной службе «Б-3» решением призывной комиссии Республики Карелия от 26.05.2021 истец призван на военную службу. Заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, в ходе контрольного медицинского освидетельствования, проведённого 26.05.2021, у Назарова Р.А. выявлено не было, нарушения в организации проведения контрольного медицинского освидетельствования судом не установлены. Результаты медицинского освидетельствования надлежащим образом отражены в соответствующем разделе учётной карты призывника, в листах медицинского освидетельствования, оформлены подписями врачей.
Доводы административного истца о ненадлежащем проведении медицинского освидетельствования не нашли подтверждения в судебном заседании.
Медицинское освидетельствование, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Пунктами 9, 13, 16, 18 Положения №565 определено, что организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. По заявке военного комиссара муниципального образования руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием. Персональный состав врачей-специалистов утверждается председателями призывных комиссий, а врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу назначаются решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящие работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 18).
В соответствии с пунктом 2 приложения №4 Приказа Министра обороны РФ от 16 сентября 2015 г. N 533 "Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами,..." в день медицинского освидетельствования на граждан, признанных годными к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годными к военной службе, временно не годными к военной службе, не годными к военной службе, а также на граждан, направленных на медицинское обследование врачом-специалистом, осуществляющим медицинское освидетельствование (медицинский осмотр) гражданина заполняется лист освидетельствования.
Обжалуемое решение призывной комиссии Республики Карелия от 26.05.2021 выносилось на основании личного осмотра истца, заключений врачей-специалистов, привлеченных для работы по медицинскому освидетельствованию, а также медицинских документов, представленных призывником.
Доводы иска о наличии у истца заболевания, которое может быть отнесено к пункту «в» ст. 42 Расписания болезней, не нашли своего подтверждения в суде. Согласно ст. 42 расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», к пункту «в» относятся: заболевания сердца с сердечной недостаточностью II ФК; врожденные клапанные пороки сердца при отсутствии сердечной недостаточности; дефект межпредсердной перегородки без сердечной недостаточности; повторные атаки ревматизма; первичный пролапс митрального или других клапанов сердца, миокардитический кардиосклероз, сопровождающиеся стойким нарушением ритма сердца, проводимости и (или) сердечной недостаточностью II ФК; состояния после хирургического лечения по поводу врожденных или приобретенных пороков сердца, имплантации электрокардиостимулятора или антиаритмического устройства при отсутствии признаков сердечной недостаточности.
Согласно представленной суду медицинской документации и показаниям допрошенной в качестве свидетеля врача-терапевта центра военно-врачебной экспертизы Лутохиной Е.В. заболеваниями, впоследствии перенесения которых развивается приобретенный порок сердца, истец не страдал. Диагноз «приобретенный порок сердца» был установлен истцу в ходе обследования в ГБУЗ «ДРБ», проведенного с 11- 20 апреля 2018 года. При этом из эпикриза следует, что на ЭХО-КГ исследовании зафиксирована минимальная недостаточность Ао клапана, уплотнение ПКС и ЛКС. Установленный диагноз «приобретенный порок сердца» требует динамического наблюдения. Такого наблюдения в период времени с апреля 2018 по 2021 года не осуществлялось. По заключению кардиолога ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» от 21.05.2021 года истцу установлен диагноз: идиопатическая минимальная недостаточность аортального клапана. Малые аномалии сердца: аномальные хорды левого желудочка. Погранично узкая аорта.
Таким образом, оснований полагать, что истец страдает заболеванием, которое дает основание для установления в отношении него категории годности к военной службе «В» по пункту «в» ст. 42 Расписания болезней, не имеется.
Все жалобы на состояние здоровья, поступившие от истца в ходе медицинских освидетельствований, были учтены в полном объёме и зафиксированы документально.
При несогласии призывника с заключением о категории годности к военной службе он вправе обратиться с заявлением о проведении в отношении него независимой военно-врачебной экспертизы, положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574. Назаров Р.А. не воспользовался своим правом на проверку обоснованности данного ему заключения о категории годности к военной службе, не обратился с заявлением в медицинскую организацию, имеющую право выполнять работы (услуги) по военно-врачебной экспертизе в рамках производства независимой экспертизы. Оспаривая решение призывной комиссии Республики Карелия в части правильности экспертного медицинского заключения, представленного врачами-специалистами, других экспертных заключений истец суду не представил.
Поскольку процедура проведения медицинского освидетельствования определена приведенными выше нормативно-правовыми актами, добровольного информированного согласия на осуществление в отношении истца медицинского освидетельствования для определения категории его годности к военной службе не требовалось.
Персональный состав призывной комиссии Петрозаводского городского округа и персональный состав призывной комиссии Республики Карелия определены распоряжением Главы Республики Карелия от 30.03.2021 № 156-р.
Решение от 26.05.2021 о призыве Назарова Р.А. на военную службу принято призывной комиссией Республики Карелия единогласно, на законных основаниях, в пределах полномочий, имеющихся у призывной комиссии.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Пунктом 51 приказа министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663» определены полномочия призывной комиссии субъекта Российской Федерации, за членами которой закреплено право принятия решения об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии.
Военные комиссариаты осуществляют свою деятельность на основании требований Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального Закона Российской Федерации «О персональных данных» в случае если обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения, возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, согласие субъекта персональных данных на них обработку не требуется.
Давая формальную оценку законности оспариваемых решений, суд учитывает то, что оспариваемое решение вынесено полномочным коллегиальным органом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с нормами Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, распоряжением Главы Республики Карелия от 30.03.2021 № 156-р, в установленной законом форме с соблюдением процедуры принятия решения.
Утверждение административного истца о допущенных в отношении него нарушениях требований закона в суде подтверждения не нашло.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 18.06.2021 года