Судья Бехтерев Е.С. |
№ 33а-1762/2020 10RS0005-01-2020-000245-77 2а-260/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26.06.2020 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П.,
судейДанилова О.И., Щепалова С.В.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобеадминистративного истца на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 27.03.2020 по административному исковому заявлениюИванова Э. А. ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелияоб оспаривании действий (бездействия), выразившихся в отказе в установке в камере личного радиоприемника.
Заслушав докладпредседательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов Э.А., являясь осужденным, приговор в отношении которого вступил в законную силу, содержащийся в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия по постановлению мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от 28.10.2019, 03.02.2020 обратился к начальнику следственного изолятора с просьбой разрешить поднять с его личных вещей радиоприемник и установить его в камере вблизи розетки для общего пользования.Административному истцу было отказано в хранении и использовании в камере личного радиоприемника со ссылкой на отсутствие указанной вещи в Перечне продуктов, вещей и предметов первой необходимости, которые подозреваемые и обвиняемые могут хранить при себе, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету, являющемся приложением №2 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста России от 14.10.2005 №189 (далее – Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы), оборудование камер следственного изолятора радиодинамиком для вещания общегосударственной программы в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Полагая, что в отношении него подлежат применению Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 16.12.2016 № (далее - Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), его право использовать по назначению радиоприемник нарушено, ИвановЭ.А. просил признать действия административного ответчика незаконными.
Решением суда в удовлетворении административного искового заявления отказано.
С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней проситего отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что судом не дана оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим материалам дела. Ссылается, что просил разрешения установить личный радиоприемник для общего пользования. Полагает, что имеющийся в камере динамик не может лишать его права пользоваться своими вещами и предметами, не запрещенными Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия Козлов А.А. выражает согласие с решением суда первой инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции Иванов Э.А., участие которого было обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика Распутин А.С., действующий на основании доверенности, просил оставить решение суда без изменения.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Иванов Э.А., осужденный приговором Муезерского районного суда Республики Карелия от 27.05.2019, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия от 17.10.2019, к (...) с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, на основании постановления мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от 28.10.2019 оставлен в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в качестве обвиняемого до окончания рассмотрения уголовного дела по (...).
03.02.2020 Иванов Э.А., содержащийся в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в статусе осужденного, обратился с заявлением о предоставлении в пользование принадлежащего ему радиоприемника, находящегося среди его личных вещей, установке его в камере вблизи розетки для общего пользования, коллективного пользования в камере, в которой он содержится.
В устной форме, а затем письмом от 03.03.2020 №(...), в удовлетворении заявления административному истцу было отказано по мотивам отсутствия указанной вещи в Перечне продуктов, вещей и предметов первой необходимости, которые подозреваемые и обвиняемые могут хранить при себе, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету, являющемся приложением №2 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, оборудования камер следственного изолятора радиодинамиком для вещания общегосударственной программы в соответствии с Правилами №189.
Предметом спора являются действия (бездействие) должностных лиц ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, выразившиеся в отказе в установке в камере, в которой содержится Иванов Э.А., радиоприемника, являющегося личной вещью административного истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств нарушения прав административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно ч.1 ст.74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
В соответствии с ч.2 ст.77.1 УИК РФ при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»(далее – Федеральный закон №103-ФЗ), и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (ч.3 ст.77.1 УИК РФ).
Статьей 15 Федерального закона №103-ФЗ регламентировано, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что на осужденных, переведенных в следственный изолятор в порядке ст.77.1 УИК РФ, действие Федерального закона №103-ФЗ распространяется в части порядка их содержания, а условия содержания должны соответствовать условиям, которые они имели при отбывании наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Таким образом,на Иванова Э.А. в период с03.02.2020 (дата устного обращения и подачи заявления)по 03.03.2020(дата ответа должностного лица следственного изолятора на обращение заявителя) распространялись условия отбывания наказания в исправительном учреждении.
Осужденные и группы осужденных могут приобретать телевизионные приемники и радиоприемники за счет собственных средств через торговую сеть либо получать их от родственников и иных лиц. Осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения (ч.ч.3, 4 ст.94 УИК РФ).
Исходя из п.1 Правилвнутреннего распорядка исправительных учреждений, они устанавливают правила внутреннего распорядка, в том числе, в следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений, в отношении осужденных, оставленных в следственном либо переведенных в СИЗО для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого.
Правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ (п.3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, кинокамеры, видео-, аудиотехника (кроме телевизионных приемников, радиоприемников общего пользования), телевизионные приемники с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и с встроенными медиаплеерами, электронные носители и накопители информации, средства мобильной связи и коммуникации либо комплектующие к ним, обеспечивающие их работу, относятся к вещам, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (п. 17Перечня, являющегося приложением №1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Согласно примечанию 4 к Перечню, являющемуся приложением №1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, телевизионные приемники и радиоприемники используются только для коллективного пользования и устанавливаются в местах, определенных администрацией ИУ.
Системное толкование названных положений позволяет прийти к выводу, что осужденные имеют право на приобретение и использование радиоприемников только для коллективного пользования.
Использование радиоприемников, приобретенных за счет собственных средств, в личных целях с учетом ограничений, обусловленных видом наказания, назначенным по приговору суда, способом и местом его отбывания, а также режимом объекта, в котором осужденные содержатся, действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно представленным в суд апелляционной инстанции сведениям административный истец в период с 03.02.2020 по 10.02.2020, с 19.02.2020 по 10.03.2020 содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в камере № один, поскольку ранее от него поступало заявление о его содержании отдельно от курящих лиц.
Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, принятие судом решения об удовлетворении полностью или в части заявленных административным истцом требований возможно в том случае, если оспариваемые действия (бездействие) не только не соответствуют нормативным правовым актам, но и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено, вопреки положениям ч.11 ст.226 КАС РФ административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав действиями сотрудников ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия.
Ссылка Иванова Э.А. на возможность установки в его камере личного радиоприемника для коллективного использования с сокамерниками оценивается критически, поскольку в спорный период временизаявитель содержался в камере один, а использование осужденным радиоприемника в личных целях не предусмотрено.
Довод административного истца о том, что в любой момент в камеру могли быть помещены иные лица, является несостоятельным, поскольку в таком случае на указанных лиц распространяются Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
При этом судебной коллегией учитывается, что все камеры ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия оборудованы радиодинамиком для вещания общегосударственной программыиным содержащимся в следственном изоляторе лицам,Иванов Э.А. правом на подачу административного искового заявления в интересах лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, не наделен.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления осужденного и установки личного радиоприемника административного истца в камере № у должностных лиц следственного изолятора не имелось.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных ст.310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 27.03.2020по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобуадминистративного истца– без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи