Дело № 2-1408/20
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2020 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска УР
под председательством судьи Суворовой В.Ю.
при секретаре Москвиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трефилова В.В. к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Трефилов В.В. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы тем, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечена. Истец нуждается в жилом помещении, поставлен на учет для его получения, имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Обязанность предоставления жилого помещения возложена на ответчика. Жилое помещение до настоящего времени не предоставлено. Просит обязать ответчика предоставить ему в пользование по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям Воткинского района УР жилое помещение, не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м.
Протокольным определением от -Дата- к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР.
В судебное заседание не явились стороны, третье лицо, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив письменные доказательства, исследовав обстоятельства дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно подп.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В силу ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1 Закона УР от 14 марта 2013 года №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей до 01 января 2020 года) органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, являлось Министерство образования и науки Удмуртской Республики, за исключением полномочий по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот, которые возложены на Министерство строительство, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.
Согласно ст.1 указанного Закона (в редакции, действующей после 01 января 2020 года) органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, с -Дата- является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики, за исключением полномочий по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот, которые возложены на Министерство строительство, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», со ст.2 Закона УР от 14 марта 2013 года №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержат ст.2 и ч.3 ст.3 Закона УР №8-РЗ.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу по достижении ими 18 лет.
Для цели обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц согласно п.3 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
Согласно свидетельству о рождении серии №, выданному -Дата- Первомайской сельской Администрацией Воткинского района, Трефилов В.В. родился -Дата-, матерью ему приходится ФИО1, отцом - ФИО2.
Решением Воткинского городского суда УР от -Дата- ФИО1 лишена родительских прав в отношении Трефилова В.В., -Дата- рождения.
Решением Воткинского городского суда от -Дата- ФИО2 лишен родительских прав в отношении сына Трефилова В.В., -Дата- рождения.
Трефилов В.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы Администрации Воткинского района УР от -Дата- № за несовершеннолетним Трефиловым В.В. сохранено жилое помещение по адресу ... на период его нахождения в учреждении общественного воспитания.
Постановлением Администрации МО «Воткинский район» от -Дата- № снято закрепление жилого помещения, находящегося по адресу ..., за Трефиловым В.В., -Дата- рождения.
Согласно справке № от -Дата-, выданной Воткинским районным отделением ГУП «Удмурттехинвентаризация», по данным правовой регистрации Трефилов В.В., -Дата- рождения, зарегистрированный по адресу ..., квартиры, домовладение (часть дома) в деревне (селе, поселке), имущества по состоянию на -Дата- в Воткинском районе не имеет.
-Дата- на основании заключения органа опеки и попечительства МО «Воткинский район» от -Дата- № Министерством образования и науки УР Трефилов В.В. включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в УР.
Истец Трефилов В.В. в -Дата- закончил БОУ НПО УР «Профессиональное училище №14» д.Кварса по специальности «Повар, кондитер», что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании.
Согласно материалам дела Трефилов В.В. с -Дата- зарегистрирован по адресу ...
-Дата- межведомственной комиссией, назначенной Распоряжением Администрации МО «Воткинский район» от -Дата- №, жилое помещение, расположенное по адресу ..., признано непригодным для проживания (заключение №).
Согласно сведениям Администрации МО «Воткинский район» от -Дата- Трефилов В.В., -Дата- рождения, не является нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Согласно сведениям Управления Росреестра по УР от -Дата- Трефилов В.В. в собственности недвижимого имущества не имеет.
Жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) истец не обеспечена.
Согласно ст.56 ГПК РФ, положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ закреплены принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, то есть каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом
На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В ходе рассмотрения дела право истца на получение жилого помещения из специализированного жилого фонда ответчиком по существу не оспаривалось. Истец из республиканского списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не исключена, но жилое помещение до настоящего момента ей не предоставлено.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о возникновении у ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма.
Доводы ответчика о том, что предоставление жилого помещения истцу без учета очереди в списке повлечет нарушение прав других лиц, не включенных в список, являются несостоятельными, не опровергают возникновение у ответчика обязанности обеспечить истца жилым помещением из специализированного жилого фонда по договору найма и не являются обстоятельством, освобождающих от исполнения такой обязанности.
Так, право на обеспечение жильем лиц не должно быть обусловлено соблюдением какой-либо очередности.
Закон связывает наступление у ответчика обязанности предоставить жилое помещение лицам данной категории, включенным в список, с достижением ими совершеннолетия и не обуславливает такую обязанность очередностью.
Список является лишь способом учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их дальнейшего обеспечения жильем и определения объемов финансирования. Истец имеет право на обеспечение жильем в порядке, предусмотренном законом для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, - по месту жительства.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При этом оснований для предоставления ответчику отсрочки исполнения решения не имеется, поскольку установление длительного срока исполнения решения не отвечает принципам разумности и справедливости, не будет способствовать восстановлению нарушенного права истца, так как отдаляет реальную защиту его прав и охраняемых законом интересов. Более того, указанные ответчиком основания для установления срока исполнения судебного постановления не могут быть признаны исключительными.
Кроме того, в случае возникновения в силу объективных причин невозможности исполнения ответчиком судебного решения в полном объеме после вступления решения в законную силу и возбуждения исполнительного производства, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ об отсрочке исполнения решения.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно чеку-ордеру от -Дата- Трефиловым В.В. понесены расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, которые в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию в пользу истца с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Трефилова В.В. к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Обязать Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики предоставить в пользование истца Трефилова В.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям Воткинского района УР жилое помещение не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории Воткинского района УР.
Взыскать с Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики в пользу Трефилова В.В. расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2020 года.
Судья В.Ю.Суворова