Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-897/2020 ~ М-596/2020 от 02.03.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    03 июня 2020года                                                                г. Самара

    Судья Советского районного суда г. Самары Саменкова С.Е.,

    при секретаре Кудряшовой Ю.А.,

    рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения и освобождении земельного участка

УСТАНОВИЛ:

    Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения и освобождении земельного участка

В обоснование исковых требований указано, что по итогам проведенных мероприятий в рамках земельного надзора Управлением Росреестра по <адрес> в отношении ФИО1 было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.8 КоАП РФ за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов под часть административного здания, расположенного по адресу: <адрес>/пер.Сепараторный <адрес> площадью 111,12 кв.м. (согласно приложенному к административному делу акту проверки муниципального земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ ). Ответчик использует вышеуказанный земельный участок под огороженную территорию без оформленных в установленном законом порядке документов на земельный участок, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ему было назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10000руб. Вместе с тем договор аренды в отношении данного земельного участка до настоящего времени не был заключен. Факт использования спорного земельного участка подтверждается материалами административного дела. Ответчик использует земельный участок площадью 111.12 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>/пер. Сепараторный <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, без каких-либо правовых оснований, что подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.

Проценты за пользование чужими денежными средствами взимается по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок. Претензией от ДД.ММ.ГГГГ Департамент предложил ответчику произвести оплату суммы неосновательного обогащения и освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>/пер. Сепараторный <адрес>. Однако условия претензии ответчиком не были выполнены до настоящего времени.

Согласно расчету сумма неосновательного обогащения ответчика за пользование земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>/<адрес> <адрес>, с учетом размера процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 124408,66 руб., из них: 121345,27 руб. – сумма неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ.; 3063,39 руб. – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ.Истец считает, что поскольку нахождение незаконно возведенных ответчиком объектов на спорном земельном участке препятствует распоряжению данным земельным участком уполномоченными органами, а также что в досудебном порядке данное нарушение устранить не удалось, то оно должно быть устранено в судебном порядке.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просит суд взыскать с ФИО1 в пользу Департамента управления имуществом городского округа Самара, неосновательное обогащение за пользование земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>/пер. Сепараторный <адрес>, с учетом размера процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 124408,66 руб., из них: 121345,27 руб. – сумма неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ.; 3063,39 руб. – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ.Обязать ФИО1 освободить земельный участок площадью 111,12 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>/пер. Сепараторный <адрес> от строений и сооружений и привести его в состояние, пригодное для использования.

В судебное заседание представитель истца Департамента управления имуществом г.о. Самара не явился, предоставлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, указано, что исковые требования поддерживают в полном объеме.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. В состоявшемся ранее судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, указывал на то, что не оспаривает факт использования земельного участка в отсутствии законных оснований. В материалы дела представлено заявление о признании исковых требований истца, последствия признания иска разъяснены и понятны.

Представитель третьего лица – Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещение надлежащее, суду представлен отзыв, согласно которому просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, полагали исковые требования подлежащими удовлетворению.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В этой связи, суд отмечает, что согласуясь с закрепленными в ст.6 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод праве каждого на справедливое судебное разбирательство и праве на эффективное средство правовой защиты, предусмотренным в п.1 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч.1 ст.19, ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПКРФ принципом состязательности и равноправия сторон, установленным ст.9 ГПК РФ принципом диспозитивности, приведенные выше положения ГПК РФ предполагают, что свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.

При этом стороны должны сами нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказывания.

Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и, оценивая их относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности (ч.2 ст.57, ст.ст.62,64, ч.2 ст.68, ч.3 ст.79, ч.2 ст.195, ч.1 ст.196 ГПК РФ).

Согласно п. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации, под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции, действующей на момент вынесения в отношении ответчика постановления Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ), государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами (п. 2).

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (пп. "а" п. 3).

Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по делу ФИО1 привлечен к административной ответственности за использование земельного участка по адресу: <адрес>/пер. Сепараторный <адрес> без оформленных в установленном законом порядке документов. ФИО1 самовольно занял земельный участок, площадью 111,12 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес> государственная собственность на который не разграничена. Договор аренды в отношении вышеуказанного земельного участка не заключен.

Постановлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу ФИО1 привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст.8.8 КоАП РФ, за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов под часть административного здания расположенного по адресу: <адрес>/пер. Сепараторный <адрес> площадью 111,12 кв.м. (согласно приложенному к административному акту проверки муниципального земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ. ).

Судом установлено, что ответчик использует вышеуказанный земельный участок без оформленных в установленном законном порядке документов на земельный участок, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.8.8 КоАП РФ, ему было назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей.

Договор аренды в отношении данного земельного участка до настоящего времени не был заключен.

Факт самовольного занятия спорного земельного участка подтверждается материалами дела, что по существу не оспаривалось ответчиком в процессе рассмотрения дела.

Из материалов проверки Отдела муниципального земельного контроля Советского внутригородского района г.о. Самара следует, что ФИО1 самовольно занимает часть земельного участка объекта по <адрес> <адрес> площадью 111,12 кв.м. В адрес ответчика неоднократно выносились предписания об устранении выявленных нарушений: предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ. ; предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ. .

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 63 по адресу: <адрес>/пер. Сепараторный <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО1 Вместе с тем, ФИО1 использует земельный участок государственная собственность на который не разграничена площадью 111.12 кв.м. без документов на землю, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.

С ДД.ММ.ГГГГ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со ст.3.3. Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на территории городских округов осуществляется органами местного самоуправления.

Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями по контролю за соблюдением условий договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками для целей не связанных со строительством, взысканию сумм задолженностипо арендной плате, процентов, штрафов, пеней, неосновательного обогащения за использование земельных участков для целей, не связанных со строительством, урегулирования разногласий при заключении, исполнении и расторжении договоров аренды, купли-продажи земельных участков, представленных для целей, не связанных со строительством, и освобождению таких земельных участков, аннулирования сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости в судебном порядке.

Таким образом, Департамент управления имуществом вправе обратиться с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком и освобождении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на территории городского округа Самара.

В соответствии со статьей 3.3. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», веденной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти <адрес> в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории <адрес>, определении полномочий органов государственной власти <адрес> по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправленияотдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории <адрес> и внесении изменения в статью <адрес> «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>», в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О земле» в части исключения из компетенции органов государственной власти <адрес> полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» должно быть осуществлено органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Устава городского округа Самара Администрация г.о.Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от министерства имущественных отношений <адрес> к Администрации г.о.Самара.

В пункте 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).

Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

На основании статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Согласно части 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

В силу пунктов 1,2 статьи 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения. На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Сумма неосновательного обогащения рассчитана согласно Методике определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории <адрес> и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , и равна размеру арендной платы за использование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в городском округе Самара, предоставляемого для целей, не связанных со строительством.

На сумму основательного денежного обогащения подлежит начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о несостоятельности получения или сбережения денежных средств.

В соответствии со ст.395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Согласно расчету сумма неосновательного обогащения ответчика за пользование земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, с учетом размера процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 124408,66 руб., из них: 121345,27 руб. – сумма неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ.; 3063,39 руб. – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ.

Претензия от ДД.ММ.ГГГГ. направлена Департаментом в адрес ответчика с требованиями оплаты суммы неосновательного обогащения и освобождении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>/пер. Сепараторный <адрес>.

На основании п. 1 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 1102 ГК РФ, ч. 2 ст. 1105 ГК РФ, ст. 395 ГК РФ, с ответчика ФИО1 подлежит взысканию неосновательное обогащение за пользование земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>/<адрес>, с учетом размера процентов за пользование чужими денежными средствами сумма 124408,66 руб., из них: 121345,27 руб. – сумма неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ руб. – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств, опровергающих представленный расчет, ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено. Ответчик свой расчет неосновательного обогащения не представил.

Судом достоверно установлено, что ответчик использует спорный земельный участок, государственная собственность на который не разграничена в городском округе Самара, без каких-либо правовых оснований, в отсутствие правоустанавливающих документов, доказательств обратного суду не представлено.

Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В соответствии со ст. 76 ЗК РФ), самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (п. 2).

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (п. 3).Кроме того, в судебном заседании ответчик исковые требования признала в полном объеме.

Согласно ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд считает, что оснований не принять согласие с иском от ответчика не имеется, поскольку ответчик признал иск истца, последствия согласия с иском ответчику разъяснены и понятны, при указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными, подлежащими удовлетворению, суд принимает признание иска ответчиком, данное признание не противоречит Закону и не нарушает права третьих лиц.

С учетом признания исковых требований, отсутствием доказательств правомерности использования ответчиком земельного участка, суд полагает обоснованным взыскание суммы неосновательного обогащения и возлагает на ответчика обязанность освободить земельный участок, площадью 111,12 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пер. Сепараторный 127/12 от строений и сооружений и привести его в состояние, пригодное для использования.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 3688,17руб, от уплаты которой, истец был освобожден, в силу ст. 333.36 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые Департамента управления имуществом г.о. Самара к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, освобождении земельного участка – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Департамента управления имуществом г.о. Самара сумму неосновательного обогащения за пользование земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>12 в размере 124408,66 рублей, из них: 121345,27 руб. – сумма неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ.; 3063,39 руб. – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ФИО1 освободить земельный участок площадью 111,12 кв.м., распложенный по адресу: <адрес>/пер. Сепараторный <адрес> от строений и сооружений и привести его в состояние, пригодное для использования.

Взыскать с ФИО1 в доход государства сумму государственной пошлины в размере 3688,17руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд, через Советский районный суд <адрес> в порядке ст. 321 ГПК РФ в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                           С.Е. Саменкова

2-897/2020 ~ М-596/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ДУИ г.о. Самара
Ответчики
Пономарев С.В.
Другие
Администрация Советского внутригородского района г. Самары
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Саменкова С. Е.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
02.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2020Передача материалов судье
04.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
03.06.2020Судебное заседание
08.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2021Дело оформлено
09.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее