УИД 10RS0013-01-2021-000449-27 Дело №2а-318/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2021 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Антипиной Н.Н.,
при секретаре: Седлецкой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Республике Карелия к Шмакову В.В. о взыскании обязательных платежей, пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по РК (далее - Инспекция) обратилась в суд с названным исковым требованием, мотивируя тем, что административный ответчик состоит на учете в Инспекции в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги. Налоговым органом в отношении ответчика выставлены требования от хх.хх.хх г. №, от хх.хх.хх г. № об уплате налогов, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. Ответчик в установленный законом срок не исполнил обязанность по уплате налогов и начисленной на сумму недоимки пени. Мировой судья, признав требования Инспекции законными и обоснованными, хх.хх.хх г. вынес судебный приказ № о взыскании с ответчика задолженности по налоговым обязательствам, который определением от хх.хх.хх г. по заявлению ответчика отменен. По налоговому уведомлению от хх.хх.хх г. № ответчику были начислены налоги за 2017 год со сроком исполнения до хх.хх.хх г.: транспортный налог в сумме 1290 рублей за автомобили: земельный налог за участок с кадастровым номером № - 61 рубль, налог на имущество за жилой дом с кадастровым номером №, доля в праве 1/4, - 195 рублей. На момент формирования требования за каждый день просрочки начислена пеня. хх.хх.хх г. ответчику направлено требование № от хх.хх.хх г., которое до настоящего времени последним не исполнено. По налоговому уведомлению от хх.хх.хх г. № ответчику были начислены налоги за 2018 год за вышеперечисленное движимое и недвижимое имущество со сроком исполнения до хх.хх.хх г.: транспортный налог в сумме 1290 рублей, земельный налог - 61 рубль, налог на имущество - 317 рублей. На момент формирования требования за каждый день просрочки начислена пеня. хх.хх.хх г. ответчику направлено требование № от хх.хх.хх г., которое также исполнено не было.
Ссылаясь на положения Кодекса административного судопроизводства РФ, Налогового кодекса РФ, Закона РК от 30.12.1999 №384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия», Инспекция просит суд взыскать со Шмакова В.В. недоимку в сумме 3257,52 рублей, а именно: транспортный налог за 2017 год - 1290 рублей; пени за неуплату транспортного налога в установленный законом срок - 18,19 рублей; земельный налог за 2017 год - 61 рубль; пени за неуплату земельного налога в установленный законом срок - 0,86 рублей; налог на имущество физических лиц за 2017 год - 195 рублей; пени за неуплату налога в установленный законом срок - 2,75 рублей; транспортный налог за 2018 год - 1290 рублей; пени за неуплату транспортного налога в установленный законом срок - 16,80 рублей; земельный налог за 2018 год - 61 рубль; пени за неуплату земельного налога в установленный законом срок - 0,79 рублей; налог на имущество физических лиц за 2018 год - 317 рублей; пени за неуплату налога в установленный законом срок - 4,13 рублей.
Представитель административного истца А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании, поддержав административный иск, пояснил, что за Шмаковым В.В. числится недоимка по налогам за 2017 и 2018 годы, пени за их неуплату.
Административный ответчик участия в судебном заседании не принимал, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Информация о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно была размещена на интернет-сайте Прионежского районного суда РК в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Суд, изучив материалы административного дела, заслушав представителя административного истца, приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.23, п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п.1 ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п.1 ст.38 Налогового кодекса РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно статье 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Статьи 14, 15 Налогового кодекса РФ предусматривают, что к региональным налогам относится транспортный налог, к местным налогам и сборам - земельный налог, налог на имущество физических лиц.
В соответствии со ст.ст.356, 357 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 ст.361, п.3 ст.363 Налогового кодекса РФ регламентировано, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Ставки налога установлены в соответствии с Законом Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» №384-ЗРК от 30.12.1999.
В силу статей 387, 388 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п.1 ст.390, п.4 ст.397 Налогового кодекса РФ).
Статьи 399, 400 Кодекса прямо указывают, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.1 ст.402, п.2 ст.409 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пп.2, 3, 4 ст.52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу пп.1, 4, 6 ст.69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (п.6).
Таким образом, требование об уплате пеней, начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, должно быть направлено одновременно с требованием об уплате налога в срок, установленный п.1 ст.70 Налогового кодекса РФ.
Направление требования является первой стадией процедуры принудительного взыскания налога и пеней, которое должно быть осуществлено в пределах совокупности сроков, установленных Налоговым кодексом.
При неисполнении налогоплательщиком требования об уплате недоимки по налогу, в силу п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов административного дела, Шмакову В.В. Инспекцией направлялось налоговое уведомление № от хх.хх.хх г., из которого следует, что за автомобили: г.р.з.№, г.р.з.№, необходимо уплатить транспортный налог за 2017 год в сумме 1290 рублей. Кроме того, земельный налог за земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., - 61 рубль, налог на имущество физических лиц за 1/4 долю жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ..., - 195 рублей. Срок исполнения обязанности по уплате налогов установлен до хх.хх.хх г.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по уплате вышеуказанных налоговых обязательств Шмакову В.В. Инспекция направила требование № по состоянию на хх.хх.хх г. об уплате налога в сумме 1546 рублей, пеней - 21,80 рублей, в котором указано на необходимость его исполнения в срок до хх.хх.хх г.
Также Инспекцией Шмакову В.В. направлялось налоговое уведомление № от хх.хх.хх г., из которого следует, что за вышеуказанные автомобили, земельный участок и долю жилого дома необходимо уплатить налоги за 2018 год: транспортный в сумме 1290 рублей, земельный - 61 рубль, налог на имущество физических лиц - 317 рублей. Срок исполнения обязанности по уплате налогов установлен до хх.хх.хх г.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по уплате вышеуказанных налоговых обязательств Шмакову В.В. Инспекция направила требование № по состоянию на хх.хх.хх г. об уплате налога в сумме 1668 рублей, пеней - 21,72 рублей, в котором указано на необходимость его исполнения в срок до хх.хх.хх г.
Требования административным ответчиком надлежащим образом исполнены не были.
Мировым судьей судебного участка Прионежского района РК хх.хх.хх г. вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика недоимки по налоговым обязательствам в сумме 3257,52 рублей, государственной пошлины в доход бюджета Прионежского муниципального района РК в размере 200 рублей.Определением мирового судьи судебного участка Прионежского района РК от хх.хх.хх г. судебный приказ по заявлению Шмакова В.В. отменен.
На основании вышеизложенного суд находит, что административным истцом, в силу положений ст.48 Налогового кодекса РФ, срок обращения в суд за взысканием недоимки, не пропущен.
Письменные материалы дела свидетельствуют о том, что спорное движимое и недвижимое имущество в испрашиваемые налоговые периоды было зарегистрировано за административным ответчиком.
Суд приходит к выводу, на основании исследованных доказательств, что в просительной части административного искового заявления допущена описка, а именно, дважды указано на недоимку по земельному налогу и пеням за 2017 год, тогда как усматривается наличие недоимки за 2017 и 2018 годы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что порядок и сроки принудительного взыскания недоимки по налогам, пени, установленные статьями 69, 70, 48 Налогового кодекса РФ, не нарушены, требования Инспекции подлежат удовлетворению в сумме 3257,52 рублей (1290 (транспортный налог за 2017 год) + 18,19 (пени) + 61 (земельный налог за 2017 год) + 0,86 (пени) + 195 (налог на имущество физических лиц за 2017 год) + 2,75 (пени) + 1290 (транспортный налог за 2018 год) + 16,80 (пени) + 61 (земельный налог за 2018 год) + 0,79 (пени) + 317 (налог на имущество физических лиц за 2018 год) + 4,13 (пени)). Размер взыскиваемых сумм судом проверен, соответствует материалам дела, арифметически верен. Административным ответчиком доводы административного истца в данной части не опровергнуты, доказательств уплаты налогов не представлено.
Применительно к положениям ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь статьями 174-175, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Республике Карелия удовлетворить.
Взыскать со Шмакова В.В., хх.хх.хх г. рождения, уроженца ..., зарегистрированного по адресу: ..., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Республике Карелия:
- транспортный налог за 2017 год в размере 1290 рублей, пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в установленный законом срок в сумме 18,19 рублей;
- земельный налог за 2017 год в размере 61 рубля, пени за неуплату земельного налога за 2017 год в установленный законом срок в сумме 0,86 рублей;
- налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 195 рублей, пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2017 год в установленный законом срок в сумме 2,75 рублей;
- транспортный налог за 2018 год в размере 1290 рублей, пени за неуплату транспортного налога за 2018 год в установленный законом срок в сумме 16,80 рублей;
- земельный налог за 2018 год в размере 61 рубля, пени за неуплату земельного налога за 2018 год в установленный законом срок в сумме 0,79 рублей;
- налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 317 рублей, пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2018 год в установленный законом срок в сумме 4,13 рублей.
Взыскать со Шмакова В.В. государственную пошлину в доход бюджета Прионежского муниципального района РК в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Карелия через Прионежский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Н. Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 14 мая 2021 года.