УИД 77RS0009-02-2022-008490-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2022 года адрес
Зюзинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Симоновой Е.А., при помощнике фио
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-863/2022 по административному иску к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, обязании совершить действия
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, обязании совершить действия, мотивируя тем, что административный истец 25.03.2021 года обратился в Росреестр с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимости: блок жилого дома блокированной жилой застройки общей площадью 202,4 кв.м., жилой площадью 108,9 кв.м., расположенный по адресу: адрес, домовладение 84, корп. 4, кв. 5. Основанием для регистрации права собственности является решение Зюзинского районного суда адрес от 18.06.2019 года по гражданскому делу №2-3842/2019, которым постановлено признать право собственности фио на блок жилого дома блокированной жилой застройки общей площадью 202,4 кв.м., жилой площадью 108,9 кв.м., расположенный по адресу: адрес, домовладение 84, корп. 4, кв. 5. Решение по вступлении в законную силу, является основанием для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости и регистрации права собственности фио на блок жилого дома блокированной жилой застройки общей площадью 202,4 кв.м., жилой площадью 108,9 кв.м., расположенный по адресу: адрес, домовладение 84, корп.- 4, кв. 5. Решение суда вступило в законную силу. По результатам рассмотрения заявления (№РТС-0558/20215080431), регистрационные действия были приостановлены. После внесения изменений в технический план объекта недвижимости подано дополнение (№ РТС-0558/2021-8238231), однако дополнительные документы государственным органов были проигнорированы и по существу не рассмотрены. 29.12.2021 года Управлением Росреестра принято решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права КУВД-001/2021-11107735/7. Административный истец считает, что отказ управления Росреестра по адрес является незаконным. При подготовке технического плана здания в состав технического плана необходимо включать раздел "План этажа" либо "План объекта недвижимости", а также внемасштабный чертеж с обозначением данных, необходимых для оформления Плана этажа либо Плана объекта недвижимости (в случае отсутствия поэтажных планов, являющихся частью проектной документации, или они содержат не все необходимые обозначения), если такой чертеж подлежал изготовлению в соответствии с п. 51 Требований 953. Указанные требования в приложенном техническом плане были соблюдены. Административным органом не учтено, что проекции контуров могут полностью и (или) частично совпадать и пересекаться, что само по себе не свидетельствует о несоблюдении заявителем положений приказа N 953. В ходе проведения кадастровых работ было установлено, что сооружение имеет как наземные, так и подземные конструктивные элементы. По этой причине контур сооружения определен совокупностью контуров, образованных проекцией границ данного сооружения на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого сооружения к поверхности земли. Подготовить графическую часть для данного сооружения на максимально возможном листе формата АО в масштабе 1:200 не представляется технически возможным, в связи с чем, раздел графической части технического плана "Схема расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке" и раздел графической части технического плана "Чертеж" были подготовлены в масштабе 1:1000. В то же время, для обеспечения читаемости характерных точек сооружения на отдельные элементы контура сооружения заявителем были подготовлены и представлены регистрирующему органу выносные листы в масштабе 1:200 (совокупность контуров), а раздел графической части технического плана "План этажа (части этажа), план объекта недвижимости (части объекта недвижимости)" был подготовлен в масштабе 1:1000, для обеспечения читаемости характерных точек сооружения, на отдельные элементы контура сооружения были подготовлены выносные листы в масштабе 1:200 (совокупность контуров). Также Росреестр, ссылается на пн. 7 п. 43 Требований, указав на неверно указанный адрес объекта в XML-схеме. В поданном после приостановления осуществления ГКУ техническом плане была заполнена графа местоположение объекта недвижимости адрес вл. 4 корп., 5 кв., в строгом соответствии с требованиями ФИАС. В техническом плане, поданном вместе с дополнительным пакетом документов, в технический план были внесены соответствующие исправления, однако, регистрирующим органом они были проигнорированы. В уведомлении об отказе в государственном кадастровом учете не названы конкретные причины отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта, что является нарушением административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (утв. Приказом Минэкономразвития России от 07.06.20171278). В уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета указаны следующие основания для приостановления - в нарушение п. 43 Требований к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений (утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 953: далее Требования) в представленном техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML -схем некорректно приведены сведения об адресе, описании местоположения) объекта недвижимости, заявленного к государственному кадастровому учету. К поданному заявлению приложена надлежащим образом заверенная судом копия решения Зюзинского районного суда адрес от 18 июня 2019 года, с отметкой о вступлении в законную силу. Указано, что представленный технический план подготовлен на основании только одной декларации (при этом следует отметить, что в соответствии с п. 4 Требований к подготовке декларации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. 953, декларация заполняется в случае, если законодательством Российской Федерации в отношении соответствующего объекта недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на ввод здания, сооружения в эксплуатацию, проектной документации здания, сооружения, объекта незавершенного (строительства, разрешения на строительство объекта незавершенного строительства, технического паспорта помещения, изготовленного до 1 января 2013 г., или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения. Рекомендовано технический план подготовить на основании документов, предусмотренных в п. 20 Требований к подготовке технического плана, либо дополнительно к Декларации представить ответы уполномоченных органов о том, что подготовка документов, предусмотренных пунктом 20 Требований к подготовке технического пана, не требуется. Заявитель, в дополнении и исправлении своих намерений, направлял дополнительные документы и исправленный технический план. Заявителем при повторной подаче заявления данные замечания были устранены, что проигнорировано регистрирующим органом. Отказ регистрирующего органа в осуществлении государственного кадастрового учета объекта является необоснованным и незаконным. Отсутствие государственной регистрации права собственности на жилой блок нарушает права административного истца на распоряжение объектом недвижимого имущества. Ранее административный истец в установленный законом срок обратился с административным заявлением в Симоновский районный суд адрес, но исковое заявление было возвращено истцу 02.06.2022 года и разъяснено на необходимость подачи заявления по месту нахождения недвижимого имущества.
Административный истец просит восстановить срок на обжалование отказа правления Росреестра по Москве от 29.12.2021 года, признать незаконным отказ Управления Росреестра по Москве от 29.12.2021 года в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости: блок жилого дома блокированной жилой застройки общей площадью 202,4 кв.м., жилой площадью 108,9 кв.м., расположенный по адресу: адрес, домовладение 84, корп. 4, кв. 5, обязать Управления Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости, обязать Управления Росреестра по Москве зарегистрировать право собственности фио на объект недвижимости: блок жилого дома блокированной жилой застройки расположенный по адресу: адрес, домовладение 84, корп. 4, кв. 5.
Административный истец фио. в суд не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку представителя по доверенности фио, который настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает, что административным истцом не пропущен срок, поскольку административный истец обратились в Симоновский районный суд, срок подлежит восстановления ввиду долговременной пересылки между судами материалов.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес и адрес в судебное заседание не явился, представителей не направил, извещен надлежащим образом, ранее представили письменные возражения, согласно которым следует, что административный истец обратился в Управление с № КУВД-001/2021-11107735 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении жилого здания, представив документы согласно описи от 25.03.2021 г. 12.04.2021 г. в соответствии с п. 5,7 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в отношении Объекта был приостановлен. 29.12.2021 г. Уведомлением № КУВД-001/2021-11107735/7 (8) на основании ст. 27 Закона о недвижимости в виду не устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, Управлением было отказано в государственном кадастровом учете объекта. В соответствии со ст. 219 КАС РФ Заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Исходя из информации официального сайта https://mos-gorsud.ru/ заявление поступило в суд 10.06.2022 г. Решение об отказе в учетно-регистрационных действиях принято 29.12.2021 г. Согласно положениям 92-94 КАС РФ процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются судом. Лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо судом. Кроме того, интересы административного истца представляет фио, имеющий диплом о высшем образовании. Лицо, обладающие высшем образовании в сфере юриспруденции, должно знать о процессуальных нормах, таких как, процессуальные сроки, подсудность. Административным истцом первоначально было подано заявление в Симоновский районный суд адрес № Ма-1302/2022. но возвращено в связи с неподсудностью. Управление полагает, что пропущен установленный законом трехмесячный срок для обжалования действий государственного органа. Уважительных причин для восстановления срока не имеется. В качестве правоустанавливающего документа, а также в качестве основания для подготовки технического плана истцом представлено решение Зюзинского районного суда адрес от 18.06.2019.
Согласно ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Согласно Градостроительному кодексу строительство жилого дома блокированной застройки предусматривает получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Пункт 20 Требований устанавливает особенности подготовки технического плана в зависимости от разновидности объекта недвижимого имущества, а также указывает на документы, которые содержат сведения о таких объектах и могут являться основанием и использоваться для подготовки технического плана. В соответствии с п.21 Требований документы, подготовленные на бумажном носителе, которые в соответствии с Требованиями подлежат включению в состав приложения, оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего технический план. План этажа (этажей) либо План части этажа (этажей), а в случае отсутствия у здания, сооружения этажей - План объекта недвижимости либо План части объекта недвижимости оформляются в виде файла в формате JPEG. Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа в формате PDF формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi. В случае если законодательством Российской Федерации допускается подготовка документа, подлежащего включению в состав Приложения, в форме электронного документа, такой документ может быть включен в состав Приложения в форме электронного документа. Подлежащий включению в состав Приложения электронный документ, выданный органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица такого органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, а электронный документ, подготовленный физическим лицом, - усиленной квалифицированной электронной подписью такого физического лица.
В соответствии с позицией Департамента недвижимости Минэкономразвития России, изложенной в письме от 06.12.2018 № Д23и-6550, если при вынесении решения судом был исследован вопрос о соответствии возведенного объекта недвижимости градостроительным нормам и правилам, то такое решение суда о признании права собственности на объект недвижимости, по сути, для целей государственного кадастрового учета «может заменить» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Вступившее в законную силу решение суда может являться документом, на основании которого сведения об объекте недвижимого имущества могут быть отражены в техническом плане. Возможность подготовки технического плана на основании решения суда зависит от предмета спора и содержания вступившего в законную силу решения суда. Кроме того, исходя из позиции Верховного суда Российской Федерации, выраженной в определении № 306-ЭС16-3099 (4, 5) от 05.09.2019 по делу № А55- 36158/2009, признание права на объект недвижимости до введения его в эксплуатацию невозможно. Сведения о наличия разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении данного объекта недвижимости в информационной автоматизированной системе «Управление градостроительной деятельностью» отсутствуют. Из мотивировочной части судебного акта также следует, что объект в эксплуатацию не введен. Технический план в рассматриваемом случае должен быть подготовлен также на основании разрешения на ввод в эксплуатацию. Согласно представленной графической части технического плана объект недвижимости, заявленный к кадастровому учету, состоит из нескольких блоков, имеет общую стену и отдельные входы (выходы), которые одновременно будут предназначены для проживания нескольких семей. Таким образом, жилой дом перестает отвечать признакам объекта индивидуального жилищного строительства и подпадает под определение блокированного жилого дома. Вместе с тем, жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Строительство (реконструкция) такого объекта должны быть произведены в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства, согласно которому для строительства (реконструкции) требуется подготовка проектной документации, ее экспертиза, при этом работы должны производиться на основании полученного разрешения на строительство (реконструкцию), а по завершении работ по строительству (реконструкции) должно быть получено разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию (ст.ст. 49, 51, 55 ГрК РФ). Следовательно, для блокированных домов необходима проектная документация и в соответствии со статьями 51, 55 ГРК при реконструкции необходимо получение разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Технический план в рассматриваемом случае должен быть подготовлен на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и проектной документации блокированного жилого дома.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. В отношении образования земельных участков, занятых блоками жилого дома блокированной застройки, согласно определению, содержащемуся в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования. Однако данная норма закона не реализована по указанному адресу, так как имеется земельный участок с кадастровым номером 77:06:0012000:66, находящийся в аренде у ЖСК «Альфа», предназначенный для строительства коттеджных домов, объектов культурно-бытового назначения, мест приложения интеллектуального труда, внутриплощадочной, инженерной инфраструктуры и последующей эксплуатации.
При этом соответствующий земельный участок для целей эксплуатации объекта недвижимости, в отношении которого заявлены учетно-регистрационные действия не сформирован. Кроме того, представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует Приказу №953 от 18.12.2015 «Об утверждении формы технического плана и требования к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее - Требования).
Однако технический план подготовлен в нарушение п.21 Требований. Для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям. Раздел «План этажа (Этажей)» оформлен в нарушение п. 52 Требований, а именно, неверно применены специальные условные знаки. В представленном техническом плане в нарушение п.34 Требований неверно определен контур здания. Так, в соответствии с п. 34 Требований реквизит "1" раздела "Описание местоположения объекта недвижимости" заполняется в отношении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. В случаях, предусмотренных пунктом 7 Требований, в отношении машино-места заполняется реквизит "2" раздела "Описание местоположения объекта недвижимости". В нарушение пп. 7 п. 43 Требований в XML-схеме технического плана неверно приведены сведения об адресе (местоположение) объекта недвижимости, а именно, выявлены разночтения с адресом в декларации и судебном акте.
В соответствии с п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42, запись об объекте недвижимости в Реестре объектов недвижимости включает в себя, в том числе адрес объекта недвижимости в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) на основании сведений, представленных оператором федеральной информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра. В случае отсутствия в государственном адресном реестре адреса объекта недвижимости, присвоенного в порядке, установленном до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» (Правила), адрес объекта недвижимости вносится в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости. При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса объекта недвижимости в Реестр вносится описание его местоположения с указанием субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (при наличии) в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС).
Согласно п. 47 Правил, обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации (объектов недвижимости) являются: а) страна; б) субъект Российской Федерации; в) муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; г) городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); д) населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов). Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта недвижимости. Реквизиты документа, подтверждающего присвоение адреса объекту недвижимости, указываются в реквизите "1" раздела "Исходные данные" и копия такого документа включается в состав Приложения; Согласно представленным координатам контур заявленного к учетно- регистрационным действиям объекта пересекает контур объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0012010:6368. Данные причины не были устранены в течение срока приостановления.
Представленный технический план не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений». Технический план представляется в регистрирующий орган на электронном носителе, при этом действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения каких-либо изменений в сведения, содержащиеся на электронном носителе, а также любая корректировка данных в составе электронного документа, заверенного УКЭП кадастрового инженера. Процедура осуществления кадастрового учета предусматривает подготовку и формирование данных в установленном электронном формате (в виде XML- схем) для дальнейшего внесения в государственный кадастр недвижимости и хранения в составе электронного информационного ресурса Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). Таким образом, в случае отображения недостоверной или неполной информации, а также наличия ошибок в составе технического плана, подготовленного в электронном формате в виде XML-схем, данные сведения в неизменном виде будут автоматически внесены в ЕГРН. Кадастровые инженеры подготавливающие технический план являются профессиональными участниками кадастровых отношений, получившими статус в результате сдачи квалификационного экзамена, и должны обладать достаточными знаниями для качественного выполнения кадастровых работ, в том числе в части исполнения законодательства и требований. Государственный регистратор излагает в уведомлении основную информацию, которая позволит квалифицированному специалисту в области кадастрового учета - кадастровому инженеру, исправить ошибки и привести технический план в соответствие действующему законодательству. Ссылки на конкретные пункты Требований и нормы действующего законодательства, указанные в решениях должны быть понятны кадастровым инженерам и не требовать дополнительных разъяснений. Также в приемных Управления регулярно проводятся консультации для кадастровых инженеров. В рамках данных консультация специалистам Управления даются необходимые разъяснения. Таким образом, Управление полагает, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.
В порядке ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело при данной явке.
Суд, выслушав доводы представителя административного истца, оценив предоставленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, лица на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения или совершения оспариваемого действия (бездействия); основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи на орган или лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно части 1, части 2 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно пунктам 4, 10 части 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статья 28 названного закона права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона).
Согласно части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Материалами дела установлено, что Решением Зюзинского районного суда от 18.06.2019 года по делу №2-3842/2019, постановлено: признать право собственности фио на блок жилого дома блокированной жилой застройки общей площадью 202,4 кв.м., жилой площадью 108,9 кв.м., расположенный по адресу: адрес, домовладение 84, корп. 4, кв. 5. Решение по вступлении в законную силу, является основанием для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости и регистрации права собственности фио на блок жилого дома блокированной жилой застройки общей площадью 202,4 кв.м., жилой площадью 108,9 кв.м., расположенный по адресу: адрес, домовладение 84, корп. 4, кв. 5. Решение суда вступило в законную силу.
25.03.2021 года административный истец обратился в Росреестр с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимости: блок жилого дома блокированной жилой застройки общей площадью 202,4 кв.м., жилой площадью 108,9 кв.м., расположенный по адресу: адрес, домовладение 84, корп. 4, кв. 5.
По результатам рассмотрения заявления (№РТС-0558/20215080431), регистрационные действия были приостановлены 12.04.2021 г.
29.12.2021 года Управлением Росреестра принято решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права КУВД-001/2021-11107735/7.
Как следует из материалов дела представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует Приказу №953 от 18.12.2015 «Об утверждении формы технического плана и требования к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», и п.21 Требований. Раздел «План этажа (Этажей)» оформлен в нарушение п. 52 Требований - неверно применены специальные условные знаки. В представленном техническом плане в нарушение п.34 Требований неверно определен контур здания. В нарушение пп. 7 п. 43 Требований в XML-схеме технического плана неверно приведены сведения об адресе (местоположение) объекта недвижимости - выявлены разночтения с адресом в декларации и судебном акте. Согласно представленным координатам контур заявленного к учетно-регистрационным действиям объекта пересекает контур объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0012010:6368.
Поскольку данные причины не были устранены административным истцом в течение срока приостановления, истцу было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Разрешая спор, оценив собранные по административному делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований и исходит из того, что утверждения административного истца о незаконном, нарушающем его права, действиями административного ответчика не нашли своего объективного подтверждения.
Одновременно в силу пункта 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Статья 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 4).
Часть 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, анализируя указанные положения закона на административного истца возлагается обязанность доказать соблюдение, установленного законодательством срока обращения в суд.
В силу закона суд обязан проверить соблюдение сроков на обращение в суд, но восстановить срок по своему усмотрению суд не может.
При этом, суд восстанавливает срок только в случае наличия уважительных причин пропуска установленного законом срока.
В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Настоящий административный иск направлен в адрес суда 09.06.2022 года, (согласно штампу на конверте) тогда как решение об отказе в учетно-регистрационных действиях принято 29.12.2021г.
Процессуальные права лиц, участвующих в деле установлены положениями статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Осуществление названных прав корреспондируется с обязанностью участников процесса добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Таким образом, административным истцом пропущен, установленный ст. 219 КАС РФ, срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
При этом оснований для признания причин пропуска срока уважительными, в суд административным истцом не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований фио к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, обязании совершить действия - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Зюзинский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Симонова