Решение по делу № 2-386/2015 ~ М-367/2015 от 24.07.2015

        Дело № 2-386/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Смоленское         12 октября 2015 года.

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи       Климович Т.А.,

при секретаре судебного заседания       Лобановой Н.А.,

с участием помощника прокурора <адрес> Павловой О.А., представителя Главного управления природных ресурсов и экологии <адрес> Пухирева С.А., представителей ответчика- администрации <адрес> Попова О.Г., Филатовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации в лице Главного управления природных ресурсов и экологии <адрес> к администрации <адрес>, Критинину С.В. о признании недействительными постановлений администрации района, признании недействительной схемы расположения границ земельного участка, признании договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки, исключении из ЕГРП записей о регистрации договора аренды земельного участка, снятии с кадастрового учета земельного участка

             УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в Смоленский районный суд <адрес> с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения земельного и лесного законодательства. Было установлено, что Критинин С.В. ДД.ММ.ГГГГ обратиться в <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, в аренду.

<адрес> вынесено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории», данным постановлением была утверждена схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, площадь земельного участка 2499 кв.м., категория земли «земли населенных пунктов».

В соответствии с пунктами 69 и 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ если в ГКН отсутствуют сведения об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определенной категории земель вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель.

Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

На основании утвержденной схемы и Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, категория земли определена как земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.

На основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в аренду Критинину С.В.» земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1669 площадью 2499 кв. м., находящийся в границах муниципального образования Верх-Обский сельсовет <адрес> по адресу: <адрес> предоставлен в аренду Критинину С.В.

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ с Критининым С.В. заключен договор аренды данного земельного участка на три года.

Согласно информации Главного управления природных ресурсов и экологии <адрес> Отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Белокурихинскому лесничеству земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1669 относиться к землям лесного фонда. Согласно лесохозяйственного регламента Белокурихинского лесничества фактически участок находиться на территории Смоленского участкового лесничества, а именно участок расположен в квартале , также это подтверждается и выкопировкой из публичной кадастровой карты, картой-схемой Белокурихинского лесничества, планшетом квартала и , таксационными описаниями кварталов и .

При осмотре участка установлено, что земельный участок покрыт лесом, является лесоустроенным, относиться к лесному фонду Российской федерации и находиться в ее собственности, в связи с чем органы местного самоуправления не уполномочены распоряжаться данным земельным участком. Каких либо объектов недвижимости на данном земельном участке не имеется, строительства не ведется, также не ведется и подготовительных работ к строительству в том числе земляных.

Согласно лесохозяйственного регламента Белокурихинского лесничества <адрес>, утвержденного приказом управления лесами <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ части кварталов №,250 относятся к защитным полосам лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

До настоящего времени на территории Верх-Обского сельсовета не утверждены правила землепользования и застройки, градостроительный регламент также отсутствует.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской федерации по своему целевому назначению подразделяются на категории. Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения являются самостоятельными категориями земель.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления,вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодательством (ст. 101 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №201 -ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», ст. 8 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федерального собственности. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положениями ст. 82,83 Лесного кодекса РФ, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а также полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

Таким образом, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.

Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Поскольку Российская Федерация не наделяла муниципальный орган <адрес>, полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении земельного участка лесного фонда, у администрации не имелось полномочий по распоряжению указанным земельный участком путем его формирования и передачи в аренду.

Просил суд признать незаконным постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 22:41:011501:1669 площадью 2499 кв. м., расположенного: <адрес>,в аренду Критинину С.В. Признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между <адрес> и Критининым С.В.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки прекратить право аренды Критинина С.В. на спорный земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1669 площадью 2499 кв.м., расположенный: <адрес> государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Критинина С.В. передать Главному управлению Природных ресурсов и экологии <адрес> Отделу обеспечения полномочий в области лесных отношений по Белокурихинскому лесничеству земельный участок, расположенный по адресу <адрес> с кадастровым номером 22:41:011501:1669.

Снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу <адрес> с кадастровым номером 22:41:011501:1669.

Признать недействительной схему расположения границ земельного участка, расположенного по адресу <адрес> на плане территории.

Признать недействительным Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории».

Исключить из единого реестра запись о регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером 22:416011501:1669, расположенного по адресу <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора на исковых требованиях настаивала, просила суд удовлетворить их в полном объеме, по основаниям указанным в иске. Так же просила суд учесть, что в судебном заседании в полном объеме нашел своё подтверждение факт того, что земельный участок был предоставлен в аренду с нарушением требований действующего законодательства, поскольку из пояснений начальника отдела архитектуры и градостроительства Бобровских было установлено, что фактически при утверждении схемы расположения границ земельного участка, на место нахождения земельного участка никто не выезжал, согласование схемы проведено не было. В результате этого, границы земельного участка были незаконно установлены на территории лесного фонда Российской Федерации. В связи с тем, что границы земельного участка были установлены с нарушением действующего законодательства, категория земель была определена неверно, то сведения поданные в кадастр недвижимости явились несоответствующими действительности. При обследовании земельного участка было установлено, что он находиться на территории лесничества, полностью покрыт лесными насаждениями. Признаков строительства, капитального и временного сооружения на участке не имеется. Отнесение данного участка к землям населенных пунктов является незаконным и данный земельный участок должен быть снят с кадастрового учета. В связи с этим, все последующие действия администрации района явились незаконными, земельный участок был предоставлен Критинину С.В.в нарушений требования законодательства. Действиями администрации нарушены права РФ, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в объеме.

Представитель Главного управления природных ресурсов и экологии <адрес> Пухирев С.А., в судебном заседании пояснил, что исковые требования прокурора законны и обоснованны, по основаниям, изложенным в иске. Просил суд их удовлетворить. Дополнительно просил суд учесть, что согласно Лесохозяйственного регламента Белокурихинского лесничества, который утвержден ДД.ММ.ГГГГ приказом , спорный земельный участок находится на землях лесного фонда, что подтверждается и картой-схемой Белокурихинского лесничества, а так же таксационным описанием лесных кварталов, в которых находиться спорный земельный участок.

Представитель администрации Попов О.Г. просил отказать прокурору в иске, поскольку требования прокурора незаконны и необоснованны. Прокурором не представлены надлежащие доказательства того, что спорный участок относиться к землям лесного фонда. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установит их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования. Однако как видно из представленных истцом материалов, кадастровые работы в отношении спорного земельного участка не проводились. Право истца на спорный земельный участок может возникнуть только в том случае, если земельный участок в установленном порядке будет отнесен к землям лесного фонда. В материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N 22/13-290891, в котором указано, что весь участок относится к категории земель земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства". Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке отсутствуют.

На вопросы в судебном заседании пояснил, что не может сообщить на основании чего были получены сведения о категории земель, к которым относиться спорный земельный. Управлением по земельным и имущественным отношениям администрации района было принято решение об отнесении земли на которой находиться участок, к землям населенных пунктов. На основании каких документов было принято данное решение он пояснить не может, документы предоставить так же не может. На основании чего были внесены сведения в кадастр недвижимости об отнесении земельного участка к категории земель- земли населенных пунктов, он так же пояснить не может.

Представитель администрации Филатова Н.В. в судебном заседании пояснила, что на момент предоставления земельного участка в аренду, на него не было разграничено право Федеральной собственности, в связи с чем все действия администрации о предоставлении участка в аренду являлись законными и обоснованными. Что касается публичной кадастровой карты, просила суд учесть, что земельный участок с кадастровым номером 22:416011501:1704 был постановлен на учет позже земельного участка, предоставленного в аренду Критинину С.В. На момент межевания спорного земельного участка, сведений о правообладателе в отношении данного земельного участка не имелось, что и было проверено путем направления запроса в ГКН. Границы населенного пункта -п.В-Обский не определены, поэтому оснований считать, что земельный участок находиться не в границах МО не имеется. Лично она не выезжала на местность до предоставления земельного участка в аренду, скорее всего выезд был осуществлен администрацией сельсовета. Содержание документов, которые предоставлены кадастровым инженером администрацией не проверяются, направляется лишь запрос в ГКН. Полагала исковые требования прокурора необоснованными.

Ответчик Критинин С.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещался надлежащим образом, что подтверждается распиской. Сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела, суду не представил.

Третье лицо- ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в судебное заседание своего представителя не направили, о дате и времени судебного заседания извещались надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представили. Согласно отзыва, на исковые требования, просили суд учесть, что согласно сведениям ГКН земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1669 является учтенным, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, уточненная площадь 2499 кв.м. Сведения о правах: правообладатель Критинин С.В. (договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ). Дата постановки на государственный кадастровый учет - ДД.ММ.ГГГГ, дата внесения в ГКН - ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 53 Приказа Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» внесение в ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождаете: присвоением статуса «внесенные», который изменяется на «временные» «учтенные», «ранее учтенные», «архивные» или «аннулированные» в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учет; соответствующего решения. В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре, то есть сведения о таких участка носят временный характер. Сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

В данном случае статус спорного земельного участка изменен на «учтенный», а значит осуществить исключение сведений из ГКН (снять земельный участок с кадастрового учета) о спорном данном земельном участке не представляете возможным без прекращения прав на него. Относительно внесения сведений о виде разрешенного использования пояснили, что сведения о видах разрешенного использования земельных участков вносятся в Реестр на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Рассмотрение исковых требований оставили на усмотрение суда (л.д.53-54).

Третье лицо- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в судебное заседание своего представителя не направили, о дате и времени судебного заседания извещались надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представили. Согласно отзыва, на исковые требования, просили суд учесть, что требования истца об исключении из ЕГРП записи о регистрации договора аренды необоснованны, поскольку решение суда о применении последствий недействительности сделки или прекращении права на объекты недвижимости и будет являться основанием для регистрации. При наличии в ЕГРП записи о праве на недвижимое имущество государственная регистрация права иного лица, в пользу которого принято решение суда, будет произведена на основании заявления о прекращении зарегистрированного права или на основании судебного акта в случае, если это прямо следует из его мотивировочной или резолютивной части. Просили суд в исковых требованиях в части исключения записей из ЕГРП отказать (л.д.95-97).

Третье лицо- ТУ Росимущества в <адрес>, в судебное заседание своего представителя не направили, о дате и времени судебного заседания извещались надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представили. Согласно отзыва на иск, представленного в суд, указали, что земельный участок, площадью 2499 кв. м, с кадастровым номером 22:41:011501:1669 в реестре федеральной собственности не значится. Территориальное управление не ведет государственный лесной реестр, данные функции закреплены за Федеральным агентством лесного хозяйства, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства», Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений», Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном лесном реестре».

На территории <адрес> в соответствии с п. 2.2.8 Положения о Главном управлении природных ресурсов и экологии <адрес> именно управление осуществляет ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории <адрес>. Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр, основаны на материалах лесоустройства. Таким образом, информацией о наличии либо отсутствии лесной растительности на спорном земельном участке Территориальное управление не располагает. В случае установления факта наличия лесной растительности, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 22:41:011501:1669, требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению (л.д.124-125).

Представитель третьего лица-администрации Верх-Обского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание, не предоставили.

При таких обстоятельствах, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, с вынесением решения.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и протоколы судебного заседания, оригиналы оспариваемых постановлений, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно подпункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли населенных пунктов (подпункт 2), земли лесного фонда (подпункт 5).

Как следует из содержания статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, категория земель указывается в официальных документах, в том числе в государственном кадастре недвижимости, в договорах, предметом которых являются земельные участки, а также в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2), что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном названным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Критинин С.В.. обратиться в <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу <адрес> в аренду (заявление на л.д.141).

Согласно постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории» утверждена схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, площадь земельного участка 2499 кв.м., категория земли «земли населенных пунктов» (л.д.142).

В судебном заседании представитель ответчика-администрации <адрес> пояснил, что сведения о категории земель, к которым относиться спорный земельный участок были получены после выезда специалиста из администрации района на местность. Управлением по земельным и имущественным отношениям администрации района было принято решение об отнесении земли, на которой находиться участок, к землям населенных пунктов. На основании каких документов было принято данное решение он пояснить не может, документы предоставить так же не может. Сведения в кадастр недвижимости об отнесении земельного участка к категории земель- земли населенных пунктов, были внесены на основании постановления администрации района о предоставлении земельного участка в аренду.

При допросе в судебном заседании в качестве свидетеля начальника отдела по архитектуре и строительству С.<адрес>, последний пояснил, что он действительно подписал схему расположения границ земельного участка на плане территории в отношении земельного участка по адресу <адрес>. Данная схема изготавливалась не им. Сведения по земельному участку были предоставлены кадастровым инженером, который занимался межеванием данного земельного участка. Перед утверждением схемы, он на местность не выезжал, просто посмотрел местонахождение земельного участка в публичной кадастровой карте и поверил «на слово» кадастровому инженеру, что этот участок находиться в границах поселения. Именно кадастровый инженер убедил его, что земельный участок не находиться на землях лесного фонда. Он доверился ему, и подписал схему. Однако он в первую очередь следил за тем, чтобы не были нарушены норма СаНПиН в части расположения построек и сооружений. На момент выделения земельного участка в сельсовете работы осуществлял землеустроитель, который и должен был показать границы земельного участка кадастровому инженеру. Правила землепользования в Верх-Обском сельсовете не приняты, находятся в стадии разработки. В сельсовете должны были выезжать на местность, прежде чем выделить земельный участок. Лично он на местность не выезжал. Определением категории земель он не занимается. Каким образом на схеме появилось указание на то, что земельный участок относиться к категории земель- земли населенных пунктов, он пояснить не может. Кто принял решение об отнесении земельного участка к землям населенных пунктов, ему не известно. На самом деле ему не известно находиться ли земельный участок в границах населенного пункта.

Как следует из ответа Управления по земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , при осмотре местности невозможно определить местоположение границ земельного участка по адресу <адрес>, с кадастровым номером 22:41:011501:1669, поскольку отсутствуют ограждения, межевые знаки. Схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории, которая является приложением к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ была составлена кадастровым инженером на геодезической и картографической основе государственного кадастра недвижимости (л.д.180).

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что при установлении границ земельного участка с кадастровым номером 22:41:011501:1669 площадью 2499 кв. м., по адресу: <адрес>, утверждении схемы границ земельного участка, администрацией <адрес>, выезд на местность не осуществлялся.

Ответчиком-администрацией <адрес> доказательств того, что спорный земельный участок находиться в границах муниципального образования, и относится к землям населенных пунктов, суду не представлено.

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 69 и 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ если в ГКН отсутствуют сведения об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определенной категории земель вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель.

Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Из кадастрового дела на объект недвижимости (л.д.111-123) установлено, что земельный участок площадью 2499 кв. м., по адресу: <адрес>, был впервые поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (решение органа кадастрового учета на л.д.1123). Основанием для постановки земельного участка на учет явились заявление, межевой план и постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения границ земельного участка.

По данным кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1669 от ДД.ММ.ГГГГ, данный участок имел площадь 2499+/- 17 кв. м, в графе 15, сведений о правообладателе земельного участка в кадастровом паспорте не имеется.

По сообщению администрации <адрес> (л.д. 105) акт выноса границ натуры земельного участка с кадастровым номером 22:41:011501:1669 не изготавливался, поскольку для предоставления земельного участка в аренду данный акт не требовался.

Статьей 60 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. Правовым основанием иска о возврате самовольно занятого земельного участка является также положение пункта 2 статьи 76 Земельного кодекса РФ, регламентирующее, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Помимо требования о возврате земельного участка, истец может предъявить иные требования, направленные на восстановление нарушенных прав, связанных с незаконным пользованием земельным участком на основании статьи 62 Земельного кодекса РФ.

Как было указано выше, в силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

Исходя из положений п. 3 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки, утверждение которых в соответствии со ст. 8 данного Кодекса относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ч. 2 ст. 85 ЗК РФ, ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) относится к вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, устанавливающий территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений, разрабатывается в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, привлечения инвестиций, в том числе, путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В судебном заседании было установлено, что до настоящего времени на территории Верх-Обского сельсовета не утверждены правила землепользования и застройки, градостроительный регламент также отсутствует. (л.д. 181).

Вместе с тем, по информации Главного управления природных ресурсов и экологии <адрес> Отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Белокурихинскому лесничеству земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1669 относиться к землям лесного фонда. Согласно лесохозяйственного регламента Белокурихинского лесничества фактически участок находиться на территории Смоленского участкового лесничества, а именно участок расположен в квартале , также это подтверждается и выкопировкой из публичной кадастровой карты, картой-схемой Белокурихинского лесничества, планшетом квартала и , таксационными описаниями кварталов и .(л.д.20-31).

Согласно акта проверки (л.д.19), при осмотре участка установлено, что земельный участок покрыт лесом, является лесоустроенным. Каких либо объектов недвижимости на данном земельном участке не имеется, строительства не ведется, также не ведется и подготовительных работ к строительству в том числе земляных.

Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Как следует из ст. 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно лесохозяйственного регламента Белокурихинского лесничества <адрес>, утвержденного приказом управления лесами <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ части кварталов №,250 относятся к защитным полосам лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.(л.д.32-33).

Судом так же учитываются положения ведомственных нормативных актов (Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Рослесхоза N 265), согласно которых основной лесной картой является лесоустроительный планшет, составленный на геодезической и топографической основе.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Согласно части 3 указанной статьи нарушение установленного Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Статьей 2 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Согласно части 3 указанной статьи в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Из пункта 5 части 4 указанной статьи следует, что к ходатайству в числе других документов прилагается согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Поскольку в судебном заседании с достоверностью было установлено, что земельный участок, с кадастровым номером 22:41:011501:1669 относиться к землям лесного фонда, схема расположения границ земельного участка администрацией района была утверждена с нарушением действующего законодательства, перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую не осуществлялся, то суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании схемы расположения границ земельного участка с кадастровым номером 22:41:011501:1669 на плане территории и постановления от ДД.ММ.ГГГГ «об утверждении схемы расположения границ земельного участка с на плане территории» недействительными.

Доводы стороны ответчика об отсутствии доказательств нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда не принимаются, поскольку в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком признается земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69, 92 Лесного кодекса РФ, т.е. по результатам проведения лесоустройства. Материалы лесоустройства подтверждают тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1669, площадью 2499 кв. м, находится на землях лесного фонда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.

Статьей 25 действующего Лесного кодекса Российской Федерации определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство и эксплуатацию жилого фонда действующим лесным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

В соответствии с части 2 статьи 9 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Из статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Из материалов дела следует и судом установлено, что согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в аренду Критинину С.В.» земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1669 площадью 2499 кв. м., находящийся по адресу: <адрес> предоставлен в аренду Критинину С.В. (л.д.145).

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ с Критининым С.В. заключен договор аренды данного земельного участка на три года (л.д.171-173).

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что право аренды на земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1669 площадью 2499 кв. м зарегистрировано за Критининым С.В. ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.163)

В ходе проведения прокурорской проверки и в судебном заседании было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:16689 выбыл из владения Российской Федерации по причине незаконного утверждения схемы границ участка на плане территории и постановки земельного участка на кадастровый учет, поскольку данный земельный участок фактически расположен в пределах границ лесного квартала 249,250, лесного участка с кадастровым номером 22:41:011501:1704, который относиться к землям Белокурихинского лесничества, Смоленское участковое лесничество, что подтверждается публичной кадастровой картой.

Данные обстоятельства подтвердил в суде представитель Главного управления природных ресурсов и экологии <адрес>, пояснивший о том, что спорный земельный участок расположен на территории лесного фонда.

Стороной ответчиков в судебном заседании не представлено суду доказательств обратного.

Разрешая требования прокурора в части признания договора аренды недействительным, суд исходит из установленных в судебном заседании обстоятельств отнесения спорного земельного участка с кадастровым номером 22:41:011501:1669 по его фактическому местоположению к землям лесного фонда, выбытия данного участка из владения собственника в лице Российской Федерации помимо его воли, а также отсутствия полномочий у органа местного самоуправления по распоряжению землями лесного фонда.

Таким образом, на момент издания администрацией <адрес> постановления от ДД.ММ.ГГГГ и заключения договора аренды между администрацией <адрес> и Критининым С.В. спорный земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1669 располагался в пределах границ лесного квартала 249,250, лесного участка с кадастровым номером 22:41:011501:1704, который относиться к землям Белокурихинского лесничества, Смоленское участковое лесничество и относился к землям лесного фонда.

<адрес> суду не представлены доказательства того, что РФ уполномочила орган местного самоуправления на распоряжение спорным земельным участком.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

При таких данных, суд приходит к выводу о том, что у администрации <адрес> право собственности на спорный земельный участок не возникло, поэтому администрация не имела права отчуждать не принадлежащий ему спорный земельный участок в пользу третьих лиц по договору аренды.

Всем представленным сторонами доказательствам по делу судом дана оценка, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив все представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу, что спорный земельный участок, занимаемый Белокурихинским лесничеством, выбыл из владения его собственника - Российской Федерации помимо его воли и в дальнейшем был отчужден лицом, не имеющим на это право.

Глава администрации <адрес> в данном случае распорядился земельным участком, которые не входили в состав земель не разграниченной государственной собственности, а входили в состав земель лесного фонда Российской Федерации.

Учитывая, что фактические обстоятельства дела свидетельствуют о нарушении права собственности Российской Федерации в отношении спорного земельного участка из состава земель лесного фонда, а утверждение границ земельного участка с кадастровым номером 22:41:011501:1669 и передача его в аренду Критинину С.В. осуществлена с нарушением требований ст. 7, 8 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Лесного кодекса РФ, суд, применив положения ст. ст. 167, 168 ГК РФ, считает, что постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении аренды земельного участка Критининым С.В. следует признать недействительными.

С учетом положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой право распоряжения имуществом, принадлежит его собственнику, суд признает совершенную администрацией <адрес> сделку по предоставлении земельного участка Критинину С.В. в аренду недействительной, как несоответствующей закону, и полагает необходимым истребовать из чужого незаконного владения земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1669.

В связи с этим, подлежат прекращению право аренды Критинина С.В. на спорный земельный участок.

Учитывая, что государственная регистрация права аренды ответчика Критинина С.В. на указанный земельный участок произведена по недействительной, в силу её ничтожности, сделки, в порядке применения последствий недействительности указанной сделки, с учетом пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд считает что требования прокурора об аннулировании записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ в отношении регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1669, излишне заявленным, поскольку решение суда о признании договора аренды недействительным и прекращении права аренды Критинина С.В. в силу ст. 17
Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является основанием для внесения в ЕГРП соответствующей записи.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф№ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок являете преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре, то есть сведения о таких участка носят временный характер. Сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Поскольку право аренды Критинина С.В. на спорный земельный участок прекращено, земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1669 предлежит снятию с кадастрового учета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации в лице Главного управления природных ресурсов и экологии <адрес> удовлетворить в части.

Признать недействительной схему расположения границ земельного участка, на плане территории, в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:41:011501:1669 расположенного по адресу <адрес>.

Признать недействительным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории».

Признать недействительным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 22:41:011501:1669 площадью 2499 кв. м., расположенного по адресу <адрес>, в аренду Критинину С.В..

Признать недействительным договор аренды земельного участка заключенный ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> и Критининым С.В..

Прекратить право аренды Критинина С.В. на земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1669 площадью 2499 кв. м., расположенный по адресу <адрес>.

Обязать Критинина С.В. передать Главному управлению Природных ресурсов и экологии <адрес> Отделу обеспечения полномочий в области лесных отношений по Белокурихинскому лесничеству земельный участок, с кадастровым номером 22:41:011501:1669, расположенный по адресу <адрес>.

Снять земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1669 с кадастрового учета.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд, через Смоленский районный суд <адрес> в течении месяца, со дня изготовления мотивированной части решения, которая изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья

2-386/2015 ~ М-367/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Смоленского района
Управление природных ресурсов и экологии АК отдел обеспечения полномочий в области лесных отношений
Ответчики
Критинин Сергей Викторович
Администрация Смоленского района
Другие
Администрация Верх-Обского сельсовета
ФГБУП "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю
Федеральное агентство по управлению госимуществом в АК
Управление Федеральной службы гос. регистрации кадастра и картографии по АК
Смоленский отдел УФСГРК и К по АК
Суд
Смоленский районный суд Алтайского края
Судья
Климович Т.А.
Дело на странице суда
smolensky--alt.sudrf.ru
24.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2015Передача материалов судье
27.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2015Судебное заседание
16.09.2015Судебное заседание
12.10.2015Судебное заседание
13.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2016Дело оформлено
15.02.2016Дело передано в архив
05.04.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
06.04.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.04.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее