Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
28 декабря 2020 года | Дело № |
УИД 92RS0№-29
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Матюшевой Е.П.,
при помощнике ФИО10
с участием истца ФИО9 Е.В.
представителя истца – ФИО11
представителя Департамента капитального строительства г.Севастополя – ФИО12
помощника прокурора <адрес> г.Севастополя – ФИО13
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО5 к Правительству Севастополя, Департаменту капитального строительства г.Севастополя о признании права пользования на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма
исковому заявлению Департамента капитального строительства г.Севастополя к ФИО2 Валерьевне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО5 о выселении
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент образования и науки г.Севастополя
орган для дачи заключения – прокуратура <адрес> г.Севастополя
установил:
ФИО9 Е.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО9 В.Э, ФИО9 А.Э. обратились в суд с исковыми требованиями к Правительству Севастополя, Департаменту капитального строительства г.Севастополя о признании права пользования на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма, которые уточнили в порядке статьи 39 ГПК РФ и просили признать за ФИО9 ФИО1 ФИО7 Валерьевной, ФИО3, право пользования жилым помещением по адресу: г.Севастополь, <адрес> на условиях договора социального найма; обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с ФИО5, ФИО2 (с учетом интересов несовершеннолетней дочери ФИО3) договор социального найма жилого помещения по адресу: г.Севастополь, <адрес>.
Требования мотивированы тем, что истцы вселены в жилое помещение по адресу: г.Севастополь, <адрес> на основании ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Севастопольской городской государственной администрацией на имя супруга истца – ФИО9 Э.В. как лица, проходившего службу в СБУ в г.Севастополе и членов его семьи – супруги ФИО9 Е.В. и сына ФИО9 А.Э. В 2009 году родилась дочь ФИО8. ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО9 Э.В. и ФИО9 Е.В. расторгнут и на основании решения Гагаринского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ супруг истца ФИО9 Э.В. признан утратившим право пользования жилым помещением г.Севастополь, <адрес>. Истцы продолжают проживать в указанной квартире. ДД.ММ.ГГГГ квартира поставлена на кадастровый учет и ей присвоен кадастровый №. Согласно сообщению Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя квартира включена в Реестр собственности города Севастополя. На обращение истцов в Департамент капитального строительства г.Севастополя принято решение об отказе в предоставлении услуги по заключению договора социального найма. Вместе с тем, поскольку статьей 10 закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, квартира в реестр специализированного жилья не включена, истцы фактически проживают в указанной квартире на условиях социального найма.
Департамент капитального строительства г.Севастополя обратился в суд с исковыми заявлением к ФИО2 Валерьевне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО5 о выселении и просил признать ФИО2, ФИО3, ФИО5 утратившими право пользования жилым помещением (квартирой), расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, выселить ФИО2, ФИО3, ФИО5 из жилого помещения (квартир) расположенной по адресу: г.Севастополь, <адрес>, мотивировав тем, что спорное жилое помещение является собственностью города Севастополя, из специализированного жилищного фонда не исключено, предоставлено ответчикам, в качестве членов семьи, на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации, специального ордера на служебное жилое помещение, на время прохождения службы ФИО9 Э.В. Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отказано в удовлетворении искового ФИО9 Е.В. к Правительству Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения (квартиры) № в <адрес> в г. Севастополе. Решением Гагаринского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отказано в удовлетворении искового заявления ФИО9 Е.В. к Правительству Севастополя о снятии статуса служебного жилья, признании права собственности на <адрес> в г.Севастополя, в связи с чем ФИО9 Е.В. ФИО9 В.Э., ФИО9 А.Э. подлежат признанию утратившими право пользования жилым помещением и выселению из него.
Истец ФИО9 А.Э. о слушании дела извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился.
В судебном заседании истец ФИО9 Е.В., представитель истцов ФИО11 исковые требования поддержали, просили удовлетворить, а в удовлетворении исковых требований Департамента капитального строительства г.Севастополя просили отказать.
Представитель Департамента капитального строительства г.Севастополя ФИО12 поддержал исковые требования Департамента капитального строительства г.Севастополя, указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований ФИО9 Е.В. ФИО9 В.Э., ФИО9 А.Э.
Помощник прокурора <адрес> г.Севастополя ФИО13 дала заключение о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Департамента капитального строительства г.Севастополя и выселения ФИО9 Е.В. ФИО9 В.Э., ФИО9 А.Э. из жилого помещения.
Правительство Севастополя, Департамент образования и науки г.Севастополя о слушании дела извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской государственной администрации ФИО9 Э.В. как лицу, проходившему службу в СБУ в г.Севастополе на состав семьи трех человек (супругу ФИО9 Е.В., сына ФИО9 А.Э.) предоставлена служебная <адрес> в г.Севастополе.
С ДД.ММ.ГГГГ в квартире также зарегистрирована дочь ФИО9 Э.В. и ФИО9 Е.В. – ФИО9 В.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно свидетельство о праве собственности квартира на момент предоставления ФИО9 Э.В. принадлежала государству Украина в лице Верховной Рады и находилась в оперативном управлении Службы безопасности Украины.
В 2015 году брак между ФИО9 Э.В. и ФИО9 Е.В. расторгнут в судебном порядке.
На основании решения Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 Э.В. признан утратившим право пользования спорным жилым помещением.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска ФИО9 Е.В. к Правительству Севастополя, Департаменту капитального строительства г. Севастополя о понуждении к заключению договора социального найма отказано. Из решения суда следует, что спорное жилое помещение не включено в состав имущественной казны г.Севастополя, решение уполномоченного органа об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда не принималось.
Решением Гагаринского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО9 Е.В. к Правительству Севастополя о снятии статуса служебного жилья, признании права собственности на квартиру в удовлетворении исковых требований отказано. Из решения суда следует, что в Реестре собственности города Севастополя отсутствует информация о спорном жилом помещении, решение уполномоченного органа об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда не принималось.
Вместе с тем, согласно Распоряжению Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ «О включении недвижимого имущества – жилого помещения (квартиры) расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес> Реестр собственности города Севастополя», квартира по адресу: г.Севастополь, <адрес> включена в Реестр собственности города Севастополя. Сведений об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилому фонду распоряжение не содержит.
Из Выписки из реестра собственности города Севастополя следует, что иных учтенных в реестре собственности города Севастополя сведений об объекте учета, являющемся недвижимым имуществом, не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Аналогичные положения были предусмотрены и Жилищным кодексом Украины, действовавшим на территории города Севастополя ранее.
Как следует из пункта 6 Решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» государственная собственность Украины, находившаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Согласно статьи 6 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» исполняющий обязанности Губернатора города Севастополя уполномочен организовать проведение инвентаризации и учет имущества государственных органов Украины, а также собственности города Севастополя, указанной в п. 6 решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года № 7156 «О статусе города-героя Севастополя», обеспечить управление, распоряжение этим имуществом и меры по его сохранности.
Как установлено пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – ФЗ №189-ФЗ) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Из архивной выписки из приложения к распоряжению Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «Об утверждении списка очереди квартирного учёта военнослужащих и работников Управления военной контрразведки СБУ в АРК и городе Севастополе» содержит сведения о постановке с ДД.ММ.ГГГГ на квартирный учет военнослужащего ВКР СБУ ФИО4, а так же членов семьи, которые находятся вместе с ним на учёте: супруга - ФИО2; сын – ФИО5 1998 г.р.; дочь – ФИО8 2009 г.р. (занимаемая жилая площадь – <адрес>, 2-х комнатная, 29,1 кв.м, служебная). Данная информация оформлена списком квартирного учёта военнослужащих и работников Управления военной контрразведки СБУ в АРК и городе Севастополе, которые находятся на учёте по месту работы и нуждаются в улучшении квартирных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичная информация содержится в ответе Управления ФСБ РФ по <адрес> и городу Севастополю, о том что в материалах архивного дела имеется список лиц Главного отдела ВКР Управления СБУ в г.Севастополе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, который сформирован в связи с обязанностью Управления СБУ в г.Севастополе поставить нуждающихся сотрудников на квартирный учет (приказ Центрального Управления СБ Украины от ДД.ММ.ГГГГ №/ДСП). Согласно данному списку ФИО4 с членами семьи: ФИО2 Валерьевной – жена, ФИО5 – сын, ФИО3 – дочь должны быть поставлены на квартирный учет в Управлении СБУ в г.Севастополе. Данные списки УФСБ были направлены в Правительство г.Севастополя ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 11 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Украинской ССР от ДД.ММ.ГГГГ N 470, действующий на момент принятия ФИО9 на учет нуждающихся в жилых помещениях (квартирный учет), каждая семья может пребывать на квартирном учете по месту работы одного из членов семьи ( по их выбору) и в исполнительном комитете Совета народных депутатов по месту проживания.
Таким образом, семьей ФИО9 реализовано право пребывать на квартирном учете по месту работы одного из членов – ФИО9 Э.В..
В соответствии с ч. 1 ст.16 Закона Севастополя №134-ЗС, граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 21 марта 2014 года в целях последующего предоставления им жилых помещений, сохраняют право состоять на учете с сохранением очередности до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета.
В соответствии со ст.13ФЗ №189-ФЗ граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона города Севастополя от 5 мая 2015 года № 134-ЗС "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе" (далее – Закон Севастополя №134-ЗС) жилые помещения государственного жилищного фонда города Севастополя по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также иным категориям граждан, признанных по установленным законодательством города Севастополя основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона Севастополя №134-ЗС, при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет восемнадцать квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
В соответствии со статьей 2 Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года № 507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя" жилые помещения специализированного жилищного фонда могут находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении уполномоченных лиц. Жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя (далее – Реестр). Реестр создается и ведется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Севастополя. Информация о предоставлении гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящим Законом вносится в Реестр. Актуальная информация, содержащаяся в Реестре, в том числе о наличии свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда, ежеквартально размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
В соответствии со статьей 10 Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года № 507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя" в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины. Правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку спорное жилое помещение – <адрес> по адресу: г.Севастополь, <адрес>, в марте 2020 года включена в Реестр собственности города Севастополя, однако не включена Реестр специализированного жилищного фонда, с учетом положений Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС, оснований полагать, что в квартира в настоящее время сохранила статус служебной, не имеется, на лиц, проживающих в квартире в соответствии разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации распространяются правоотношения из договора социального найма.
С учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм действующего законодательства, оснований для выселения ФИО9 Е.В., ФИО9 В.Э. и ФИО9 А.Э. из спорного жилого помещения не имеется, суд находит ссылку Департамента капитального строительства г.Севастополя на положения статей 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации не состоятельной, поскольку указанные нормы регулируют порядок выселения лиц из служебных жилых помещений, при этом суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания за ФИО2, ФИО3, ФИО5 право пользования жилым помещением - квартирой 82 <адрес> в г.Севастополе на условиях договора социального найма.
Поскольку с учетом признания за истцами права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, они не лишены возможности повторного обращения в Департамент капитального строительства г.Севастополя по вопросу заключения договора социального найма, оснований для обязания Департамента капитального строительства г.Севастополя заключить такой договор не имеется, данные требования являются преждевременными.
С учетом изложенного, исковые требования ФИО2 ФИО3, ФИО5 подлежат частичному удовлетворению, а исковые требования Департамента капитального строительства г.Севастополя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО5 удовлетворить частично.
Признать за ФИО2, ФИО3, ФИО5 право пользования жилым помещением – квартирой 82 <адрес> в г.Севастополе на условиях договора социального найма.
В остальной части требований отказать.
В удовлетворении исковых требований Департамента капитального строительства г.Севастополя отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судья /подпись/ Е.П.Матюшева