Судья Кузьмина А.В. Дело № 33-26187/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Меншутиной Е.Л.,
судей Гарновой Л.П., Филиповой И.В.,
при секретаре Мазур В.В.,
рассмотрела в заседании от 12 сентября 2018 года апелляционную жалобу Моревой Д.Б.
на решение Одинцовского городского суда Московской области от 26 апреля 2018 года по делу по иску Моревой Дины Борисовны к Администрации Одинцовского муниципального района МО о признании незаконными и отмене Постановлений, признании незаконной процедуры постановки на кадастровый учет земельного участка и снятии земельного участка с кадастрового учета.
Заслушав доклад судьи Меншутиной Е.Л., объяснении представителя истицы – Бояринова А.В., представителя 3-го лица ООО «Стройтехинвест» – Сезгановой Е.Ю., представителя 3-го лица – Управления Росреестра МО – Сорокина А.А., судебная коллегия
установила:
Морева Д.Б. обратилась в суд с иском к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконными и отмене постановлений №4844 от 17.08.2016г. «О предварительном согласовании предоставления в аренду ООО «Стройтехинвест», утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и №875 от 03.03.2017г. «О предоставлении ООО «Стройтехинвест» в аренду без проведения торгов земельного участка», признании незаконной процедуры постановки на кадастровый учет земельного участка с <данные изъяты> площадью 1341 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, и снятии данного участка с кадастрового учета. В обоснование своих требований она сослалась на то, что ей на праве долевой собственности (? доля) принадлежит торговый павильон общей площадью 78,50 кв.м. по адресу: <данные изъяты>, с <данные изъяты>, который расположен на земельном участке с <данные изъяты> общей площадью 100 кв.м. с видом разрешенного использования – для размещения магазина. Участок примыкает к земельному участку с <данные изъяты> площадью 1341 кв.м. с разрешенным использованием – для объектов жилой застройки. На ее неоднократные обращения в адрес ответчика с заявлением о предоставлении земельного участка с <данные изъяты> в аренду был дан отказ, мотивированный тем, что было принято решение о согласовании предоставления в аренду этого земельного участка ООО «Стройтехинвест». Морева Д.Б. с таким отказом не согласна, считает, что он нарушает ее права.
В судебное заседание Морева Д.Б. не явилась, ее представитель исковые требования поддержал.
Представитель Администрации Одинцовского муниципального района МО в судебном заседании против удовлетворения требований возражал.
Представитель 3-го лица – ООО «Стройтехинвест» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.
Представители иных третьих лиц в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещались, о причинах неявки суду не сообщили. Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Решением суда от 26 апреля 2018 года в удовлетворении исковых требований Моревой Д.Б. отказано.
В апелляционной жалобе Морева Д.Б. просит указанное решение суда отменить как постановленное с неправильным применением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Часть 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» устанавливает, что распоряжение государственными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В силу ч. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
На основании ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Содержание заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, перечень приложений к нему определены в ст. 39.15 ЗК РФ, в силу п. 6 которой в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
В соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: 1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; 2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; 3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; 4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; 5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Как установлено судом при рассмотрении дела, истице на праве долевой собственности (? доля) принадлежит торговый павильон общей площадью 78,50 кв.м. по адресу: <данные изъяты> К<данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.07.2015г.
Павильон расположен на земельном участке с К<данные изъяты> общей площадью 100 кв.м. с видом разрешенного использования – для размещения магазина, который примыкает к земельному участку с К<данные изъяты> площадью 1341 кв.м. с разрешенным использованием – для объектов жилой застройки.
Истица обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с К<данные изъяты> в аренду, но ей в этом было отказано на том основании, что принято решение о согласовании предоставления этого земельного участка в аренду ООО «Стройтехинвест».
Судом также установлено, что в рамках реализации инвестиционного контракта №875 от 05.06.2000г., заключенного между Администрацией Одинцовского муниципального района и ООО «Стройтехинвест», было издано постановление Главы Одинцовского района №3096 от 27 октября 2003 г. об определении ООО «Стройтехинвест» единым заказчиком-застройщиком мкр. 7-7А г. Одинцово. Предметом контракта является реализация инвестиционного проекта нового строительства на строительной площадке с переселением жителей из ветхого жилищного фонда по адресу: <данные изъяты>.
В соответствии с утвержденным проектом планировки территории мкр. 1-1А <данные изъяты> подлежит к строительству объект - многофункциональный центр (К-17) на земельном участке по адресу: <данные изъяты>.
В рамках реализации инвестиционного контракта ООО «Стройтехинвест» обратилось с заявлением в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о предварительном согласовании предоставления в аренду, утверждении схемы расположения земельного участка. Учитывая заключение Главного управления архитектуры и градостроительства от 04 мая 2016 года, постановление Главы Одинцовского муниципального района Московской области от 27 октября 2003 года №3096 «Об определении ООО «Стройтехинвест» единым заказчиком-застройщиком микрорайона 7 и 7А <данные изъяты>», инвестиционный контракт от 05 июня 2000 года №875, согласование Министерства имущественных отношений Московской области (п. 405 протокола Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 28 июля 2016 №29), было издано постановление Администрации Одинцовского муниципального района от 17 августа 2016 года №4844 «О предварительном согласовании предоставления в аренду ООО «Стройтехинвест», утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плате территории, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Одинцово, с местоположением в <данные изъяты>».
После постановки на кадастровый учет, ООО «Стройтехинвест» обратилось с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с К<данные изъяты>. Учитывая согласование Министерства имущественных отношений Московской области (п. 127 Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений 16-3), было издано постановление Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 03 марта 2017г. №875 «О предоставлении ООО «Стройтехинвест» в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Одинцово, с местоположением в <данные изъяты>», на основании которого был заключен договор аренды земельного участка от 14 марта 2017 № 6794.
Разрешая спор и отказывая истице в удовлетворении исковых требований, суд правильно исходил из того, что ею не доказано нарушение действиями ответчика при издании указанных постановлений ее прав по использованию находящегося в ее собственности недвижимого имущества, либо создание препятствий по его использованию по назначению.
Судом сделан верный вывод о том, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории (с учетом п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ).
Суд не согласился с доводами истицы о том, что 3-им лицом - ООО «Стройтехинвест» не представлен утвержденный проект межевания территории Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, а потому схема не могла быть утверждена, указав, что исходя из положений ст. 11.10 ЗК РФ отсутствие утвержденного проекта межевания территории само по себе не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Также судом отвергнут как необоснованный довод истицы об обязательном согласовании местоположения границ земельного участка в силу п.3 ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, придя к выводу о том, что обжалуемые постановления приняты Администрацией в рамках предоставленных законом полномочий в пределах компетенции, не нарушают прав истицы, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных ею требований в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда и считает, что при разрешении спора судом правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам предъявленного требования, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана, как указанно выше, надлежащая правовая оценка, а поэтому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения суда, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 26 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО СК «Росгосстрах» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: