дело № 12-321/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

25 июня 2018 года                                  г. Нижний Тагил

Судья Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области Григорьев И.О.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Деменко А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица - директора муниципального бюджетного учреждения «Служба экологической безопасности» Долматова Б.Г. на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Свердловской области Афонасьева А.А. от 28 марта 2018 года № <...><...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного учреждения «Служба экологической безопасности»,

установил:

обжалуемым постановлением муниципальному бюджетному учреждению «Служба экологической безопасности» (далее - МБУ «СЭБ») по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

Указанное наказание назначено юридическому лицу за допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров в нарушение требований ст. ст. 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, и п. п. 16, 23 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н.

Правонарушение выявлено 30 марта 2017 года по адресу: <адрес>.

Не согласившись с состоявшимся по делу решением, директор МБУ «СЭБ» Долматов Б.Г. обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях МБУ «СЭБ» состава правонарушения.

Выражая несогласие с состоявшимся по делу решением, в жалобе Долматов Б.Г. указал, что в постановлении по делу не указаны сведения о должностях и работах в МБУ «СЭБ», отнесенных к вредным условиям труда и требующих обязательного периодического медицинского осмотра, а также сведения о конкретных работниках, не прошедших медицинский осмотр.

В судебное заседание законный представитель юридического лица, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не явился, об отложении рассмотрения дела не просил. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие указанного лица, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Деменко А.Б. в судебном заседании доводы жалобы поддержал полностью.

Огласив жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, выслушав защитника Деменко А.Б., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

На основании ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 110 000 до 130 000 рублей.

В силу ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить:

- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;

- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.

На основании ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положениями п. 1 ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) определено, что работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний.

Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе (п. 4 ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).

Частью 2 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры работников), а также Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров).

В силу п. 19 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, установленного данным актом, периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат, в частности работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке; работники, выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.

Из анализа приведенных норм следует, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, является самостоятельным основанием для направления соответствующих работников на обязательный медицинский осмотр, вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда.

Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н, установлена максимальная периодичность проведения периодических медицинских осмотров 1 раз в 2 года.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Свердловской области от 15 марта 2017 года № 7-1489-17-ОБ/0219/15/1 государственным инспектором труда (по охране труда) в Свердловской области Афонасьевым А.А. с 15 по 30 марта 2017 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении МБУ «СЭБ», в ходе которой установлено, что в организации осуществлен допуск работников к исполнению своих трудовых обязанностей без прохождения обязательного периодического медицинского осмотра с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поручаемой работе, а также с целью выявления и профилактики заболеваний.

Так, предпоследний медицинский осмотр работников в МБУ «СЭБ» проведен в сентябре 2014 года (заключительный акт от 18 сентября 2014 года). Соответственно, очередной периодический медицинский осмотр работников МБУ «СЭБ» должен был быть проведен не позднее 18 сентября 2016 года.

Проверкой установлено, что исполняющим обязанности директора МБУ «СЭБ» Долматовым Б.Г. 28 октября 2016 года издан приказ № <...> о проведении периодического медицинского осмотра (обследования) работников учреждения.

Согласно заключительному акту от 10 марта 2017 года по результатам проведения периодического медицинского осмотра (обследования) работников МБУ «СЭБ» в указанной организации работают 25 работников с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами, подлежащих периодическому медицинскому осмотру.

В п. 10 указанного акта содержатся сведения о работниках МБУ «СЭБ» (фамилия, имя, отчество, дата рождения, профессия, заключение медицинской комиссии), прошедших периодический медицинский осмотр по состоянию на 10 марта 2017 года.

При сопоставлении данных заключительных актов по результатам проведения периодического медицинского осмотра (обследования) работников МБУ «СЭБ» от 18 сентября 2014 года и от 10 марта 2017 года государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Свердловской области Афонасьевым А.А. правильно установлено, что работники <...> в нарушение ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации с 19 сентября 2014 года и по 10 марта 2017 года были допущены к работе работодателем МБУ «СЭБ» и продолжали исполнять свои трудовые обязанности без прохождения обязательного периодического медицинского осмотра после 18 сентября 2016 года и до 10 марта 2017 года.

Вопреки доводам защитника, сведения о должностях и работах в МБУ «СЭБ», отнесенных к вредным условиям труда и требующих обязательного периодического медицинского осмотра, а также сведения о работниках, подлежащих прохождению такого осмотра, содержатся в заключительном акте от 10 марта 2017 года. Конкретные работники МБУ «СЭБ», допущенные к работе без прохождения периодического медицинского осмотра, также указаны в постановлении по делу об административном правонарушении.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 30 марта 2017 года -<...> содержание и оформление которого соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, распоряжением от 15 марта 2017 года -<...>, актом проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица от 30 марта 2017 года -<...>.

Таким образом, событие правонарушения, предусмотренное ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленным.

Между тем, в оспариваемом постановлении административным органом в качестве нарушения, допущенного МБУ «СЭБ», указано, что заключительный акт от 10 марта 2017 года не подписан представителем трудового коллектива.

Вместе с тем, в силу п. 44-45 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров заключительный акт утверждается председателем врачебной комиссии и заверяется печатью медицинской организации. Заключительный акт составляется в четырех экземплярах, которые направляются медицинской организацией в течение 5 рабочих дней с даты утверждения акта работодателю, в центр профпатологии субъекта Российской Федерации, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Соответственно, не подписание заключительного акта представителем трудового коллектива нарушений Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров не образует.

Суд также отмечает, что в соответствии с п. п. 30-32, 42 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ. По окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение в порядке, установленном п. п. 12 и 13 настоящего Порядка.

На основании результатов периодического осмотра в установленном порядке определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, с последующим оформлением в медицинской карте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике заболеваний, в том числе профессиональных заболеваний, а при наличии медицинских показаний - по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации.

По итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что периодический осмотр является завершенным в случае оформления медицинской организацией медицинского заключения в отношении каждого работника и оформления соответствующего акта не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра.

Из материалов дела следует, что на момент составления заключительного акта от 10 марта 2017 года работники МБУ «СЭБ» уже прошли периодический медицинский осмотр (обследование), поскольку в данном акте отражено заключение медицинской комиссии о пригодности каждого работника к выполнению работ.

Соответственно, с указанной даты (10 марта 2017 года) указанные работники МБУ «СЭБ» имели право исполнять свои трудовые обязанности.

Период правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае несвоевременной организации работодателем прохождения работниками периодического медицинского осмотра, начиняет исчисляться со дня, следующего за днем истечения срока действия предшествующего медицинского осмотра, то есть со дня, когда работник не имеет право исполнять трудовые обязанности, и до прохождения таким работником нового периодического медицинского осмотра.

Судом установлено, что периодический медицинский осмотр для работников МБУ «СЭБ» надлежало провести не позднее 18 сентября 2016 года, а значит с 19 сентября 2016 года и до 10 марта 2017 года работники МБУ «СЭБ» исполняли свои трудовые обязанности без прохождения такого осмотра.

Согласно положениям ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет 1 год со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.

Названное правонарушение определено конкретным периодом, а значит, длящимся не является. Поскольку моментом его окончания является 10 марта 2017 года, срок давности привлечения МБУ «СЭБ» к административной ответственности истек 10 марта 2018 года, то есть до вынесения должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении от 28 марта 2018 года.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Из системного толкования положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу - прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При указанных обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении не может быть признано законным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 28 ░░░░░ 2018 ░░░░ -<...> ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 5.27.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 6 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ - ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

<...>

<...>

░░░░░ -                                 ░.░. ░░░░░░░░░

12-321/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
МБУ "Служба экологической безопасности"
Другие
Деменко Александ Бориосвич
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Григорьев И.О
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
12.04.2018Материалы переданы в производство судье
13.04.2018Истребованы материалы
04.05.2018Поступили истребованные материалы
15.06.2018Судебное заседание
22.06.2018Судебное заседание
25.06.2018Судебное заседание
03.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее