ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № |
11 мая 2017 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи ФИО7
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием:
истца ФИО1,
представителя истца ФИО3,
представителя Военного комиссариата города Севастополя ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Военному комиссариату г. Севастополя о признании действий должностных лиц незаконными, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет и произвести соответствующие выплаты,
у с т а н о в и л:
В феврале 2017 года ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, требования которого в ходе рассмотрения дела изменил и просил признать незаконными действия должностных лиц Военного комиссариата города Севастополя по отказу в назначении пенсии за выслугу лет на основании положений Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" с учетом Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования иска мотивированы тем, что ФИО1 являлся получателем пенсии за выслугу лет, назначенной на основании постановления Днепропетровского апелляционного административного суда от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями пункта «б» ст. 12 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-ХII «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», в редакции Закона от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в г. Севастополь его пенсионное дело поступило в военный комиссариат г. Севастополя. Однако ответчиком отказано в назначении и выплате пенсии за выслугу лет по тем основаниям, что он не имеет права на получение указанного вида пенсионного обеспечения в соответствии с положениями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1.
В судебном заседании истец и его представитель, каждый в отдельности, требования иска поддержали, просили удовлетворить заявление по тем мотивам, что военный комиссариат не вправе осуществлять проверку права ФИО1 на получение пенсии за выслугу лет на предмет соответствия законодательству Российской Федерации.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска по тем основаниям, что в рассматриваемом случае пенсия за выслугу лет ФИО1 должна назначаться на условиях в порядке и размере, установленном законодательством Российской Федерации.
Заслушав пояснения сторон и исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I.
В ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
Согласно п. «а» ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в п. «б» и «в» этой статьи), лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 данного закона, а также их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением (ст. 2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ
Статьей 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно ст. 7 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Солашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу приведенных положений соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации.
Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении споров, касающихся назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, переселившемуся из государства - участника названных выше соглашений, является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 11-ПN 11-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ N 199-ОN 199-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 146-ОN 146-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 619-О-ПN 619-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 1309-О-ОN 1309-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 741-О-ОN 741-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1597-О-ОN 1597-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1059-ОN 1059-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 996-ОN 996-О).
В соответствии со ст. 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальными соглашениями.
Статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих, осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР.
Согласно статье 2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 данного Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
То есть в специальном Соглашении устанавливается порядок взаимного зачета в выслугу лет периодов военной службы военнослужащих в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований по месту службы гражданина с целью их пенсионного обеспечении, которое, в свою очередь, осуществляется по нормам государства - участника Соглашения по месту его жительства.
В решении Экономического Суда СНГ от ДД.ММ.ГГГГ N 01-1/2-08 дается толкование ст. 7 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и статьи 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной бывшему военнослужащему в одном государстве - участнике Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, должно быть сохранено за ним при переезде на постоянное место жительства в другое государство - участник данного Соглашения и в том случае, если имеющейся у него выслуги лет по законодательству другого государства недостаточно для назначения такой пенсии. При этом указано, что сохранение ранее приобретенного права на получение пенсии за выслугу лет основывается на обязательстве государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ установить в национальном законодательстве уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, предусмотренного законодательством бывшего Союза ССР.
Названное решение Экономического Суда СНГ было принято в связи с обращением пенсионера Министерства обороны Российской Федерации, имеющего выслугу лет в льготном исчислении 23 года 6 месяцев, пенсионные выплаты которому в Российской Федерации были прекращены в связи с его переездом на постоянное место жительства в Республику Казахстан, где в национальном пенсионном законодательстве не был соблюден принцип сохранения уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим законодательством бывшего Союза ССР.
При этом данное решение Экономического Суда СНГ содержит выводы о том, что законодательные акты большинства республик, входящих в состав СНГ, предусматривают назначение пенсии за выслугу лет военнослужащим, имеющим 20 и более лет выслуги на день увольнения со службы, что соответствует условиям Закона СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ N 1467-I.
Судом установлено, что ФИО5 на основании постановления Днепропетровского апелляционного административного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями пункта «б» ст. 12 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ №- ХII «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ, являлся получателем пенсии за выслугу лет.
Согласно пункта «б» ст. 12 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ №- ХII «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ, право на пенсию за выслугу лет имеют лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы и военнослужащие по контракту, другие лица, которые имеют право на пенсию по данному Закону, уволенные со службы независимо от оснований и времени увольнения и достигли на день увольнения со службы 45-ти летнего возраста, кроме лиц, указанных в ч. 3 ст. 5 указанного Закона, при наличии у них страхового стажа 25 лет и больше, из которых не менее 12 календарных лет и 6 месяцев составляет военная служба.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 проходил военную службу в ВС СССР и ВС Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на момент увольнения выслуга лет составила более 18 лет, при увольнении он не достиг 45-ти летнего возраста.
Из предоставленных суду материалов пенсионного дела усматривается, что ФИО1 являлся получателем пенсии за выслугу лет в Главном управлении Пенсионного фонда Украины в <адрес> до декабря 2015 года. В сентябре 2016 года пенсионное дело направлено в военный комиссариат <адрес>, а в последующем поступило в военный комиссариат г. Севастополя по месту зарегистрированного места пребывания ФИО1 на территории Российской Федерации.
Согласно ответа военного комиссариата г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ года № № ФИО1 отказано в назначении и выплате пенсии за выслугу лет по причине отсутствия оснований, установленных Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I, поскольку его выслуга лет в вооруженных силах составляет менее 20 лет, на момент увольнения со службы он не достиг 45-летнего возраста и уволен с военной службы по служебному несоответствию.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более;
б) лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Установлено, что на территории Украины в соответствии с национальным законодательством истцу ФИО1 была назначена военная пенсия за выслугу лет, которую он получал с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь 2015 года, при наличии у него продолжительности военной службы 18 лет.
В ходе судебного разбирательства установлены данные, согласно которым национальным законодательством Украины установлен более льготный и иной порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, чем предусмотренный для военнослужащих законодательством бывшего Союза ССР.
При этом указанный льготный порядок пенсионного обеспечния в соответствии с редакцией ст. 12 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-ХII «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» в редакции Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-IV, предоставляющей право на получение пенсии независимо от оснований и времени увольнения с военной службы, действовал только до ДД.ММ.ГГГГ (редакция Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-IV).
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в силу ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающей, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие, ФИО1 не имеет права на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с положениями ст.ст. 4, 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1.
Таким образом, следует прийти к выводу о том, что действия должностных лиц военного комиссариата города Севастополя основаны на положениях приведенных выше норм законодательства и международного права и основания для удовлетворения требований иска ФИО1 отсутствуют.
Доводы истца и его представителя о том, что должностные лица военного комиссариата не вправе проверять наличие у ФИО1 права на получение пенсии за выслугу лет, а только должны произвести её расчет (определить размер) в соответствии с законодательством Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку не соответствуют положениям ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ указывающей, что пенсионное обеспечение таких военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие, т.е. в рассматриваемом случае законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении искового заявления ФИО1 о признании незаконными действий должностных лиц Военного комиссариата города Севастополя, выразившихся в отказе в назначении пенсии за выслугу лет и возложении обязанности произвести начисление и выплату пенсии за выслугу лет.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ ФИО7
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя ФИО7