Решение по делу № 2-7863/2012 ~ М-6328/2012 от 02.11.2012

Дело № 2-7863 6.12.2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Свердловский районный суд г. Перми

в составе: председательствующего судьи Роготневой Л.И.

при секретаре Поспеловой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми в помещении суда

гражданское дело по иску Сизоненко И. С. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка необоснованным, о возложении обязанности по подготовке распоряжения о предоставлении земельного участка,

у с т а н о в и л:

Сизоненко И.С. обратился в суд с иском о признании отказа департамента земельных отношений <адрес> в предоставлении ему земельного участка неправомерны, мотивируя его тем, что он являлся членом СНТ «Родник» Пермского управления внутренних дел, который находился в Свердловском районе г. Перми. Ему товариществом в пользовании был передан и находится земельный участок площадью -S1-, расположенный по адресу <адрес>. Земельный участок был отведен СНТ «Родник» Пермского управления внутренних дел в установленном порядке, на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ был передан в собственность. Данный участок был передан товариществу под садоводческие участки, он использовался по назначению, у товарищества данный участок не был изъят, он не был исключен их оборота земель. В настоящее время товарищество ликвидировано. На основании решения общего собрания членов СНТ «Родник» ему было разрешено оформить право собственности на земельный участок . Поэтому он обратился в Департамент земельных отношений администрации <адрес> с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка . Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамента земельных отношений администрации <адрес> ему было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность в связи с отсутствием кадастрового паспорта земельного участка, заявления от председателя СНТ о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. С указанным отказом ответчика истец не согласен, поскольку им были представлены все необходимые документы и законных оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка у ответчика не было. Поэтому истец признать отказ Департамента земельных отношений администрации <адрес> в предоставлении в собственность земельного участка площадью -S1- по адресу: <адрес> Пермского УВД неправомерным, и обязать Департамент земельных отношений администрации <адрес> подготовить распоряжение о предоставлении земельного участка площадью -S1- по адресу: <адрес> Пермского УВД в собственностьСизоненко И.С..

В суд истец не явился, извещен о судебном заседании, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором на иске настаивает полностью.

В суд представитель истца не явился, извещен судом в порядке, предусмотренном законом.

В суд представитель ответчика – департамента земельных отношений администрации <адрес> не явился, извещен судом в порядке, предусмотренном законом. Представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента. В данном заявлении представитель ответчика указал, что иск не признает, т.к. истцом не были представлены документы, установленные законом, - проект организации и застройки земельного участка садоводческого некоммерческого объединения, либо кадастрового плана участка.

В суд представитель 3 лица – администрации г. Перми не явился, извещен судом в порядке, предусмотренном законом, возражений по иску не представил.

Суд, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Ч. 2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статья 3 п. 2.1 федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001г. № 137 –ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» устанавливает, что переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, а также гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.

Статья 28 федерального закона Российской Федерации от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает, что ч.1. Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Ч. 4. В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);

сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Ч.6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Согласно требованиям ст. 25.2 федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ч.1. Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Ч.2. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Ч.5. Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.

Ч.6. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.


Из исследованных доказательств судом следует, решением исполкома Пермского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отведении коллективному саду «Родник» земельного участка находящегося в <адрес>

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закрепление земельных участков в собственность» за садоводческим товариществом «Родник» были закреплены земельные участки, находящиеся в пользовании членов садоводческого товарищества «Родник», в собственность, а места общего пользования в постоянное (бессрочное пользование).

На основании вышеуказанного постановления СТ «Родник» было выдано свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе -S2- в собственность и -S3- в постоянное (бессрочное) пользование (л.д. 9).

Согласно выписке из протокола общего собрания членов СНТ «Родник» Пермского УВД о распределении земельных участков за членами СНТ от ДД.ММ.ГГГГ участок площадью -S1- распределен и закреплен за Сизоненко И.С. (л.д.14). Решением общего собрания членов СНТ «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ было разрешено всем членом товарищества оформить право собственности на земельные участки, находящие во владении и пользовании СНТ «Родник», что подтверждается копией протокола (л.д.15).

Из справки, выданной СТ «Родник», следует, что Сизоненко И.С. является членом садоводческого кооператива «Родник» и пользуется земельным участком , на котором имеются постройки (л.д.13).

Согласно заключению правления СТ «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ, описание земельного участка, подготовленное -ОРГАНИЗАЦИЯ- соответствует местоположению границ земельного участка, фактически используемого землепользователем Сизоненко И.С. площадью -S1- (л. д. 16).

Из копии описания места расположения земельного участка, предоставленного -ОРГАНИЗАЦИЯ- земельный участок площадью -S1- расположен в пределах границ СНТ «Родник» по адресу: <адрес>, и используется по назначению – под садоводство (л.д.17).

Согласно сведениям департамента планирования и развития территории г. Перми (л.д.12), место нахождения земельного участка, находящегося во владении СНТ «Родник» - территория Свердловского района г. Перми.

Из копии выписки из ЕГРЮЛ следует, что СНТ «Родник» Пермского УВД исключен из Единого государственного реестра юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ в связи с прекращением деятельности (л. д. 10-11).

ДД.ММ.ГГГГ Сизоненко И.С. обратился в Департамент земельных отношений администрации <адрес> с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка по<адрес>, площадью -S1- по адресу: <адрес>, с приложением копий документов: описания земельного участка, свидетельства о праве собственности СНТ «Родник» на земельный участок , выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, протокола общего собрания членов СНТ «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему в пользование земельного участка, выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении членам товарищества оформить земельные участки в собственность, заключения правления СНТ «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией заявления (л.д.6).

ДД.ММ.ГГГГ письмом Департаментом земельных отношений администрации <адрес> Сизоненко И.С. было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что истцом представлен не полный пакет документов, предусмотренных регламентом установленным департаментом земельных отношений администрации <адрес>, т.ч. отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости об испрашиваемом земельном участке, нет места описания земельного участка – земельный участок находится на землях общего пользования, которые переданы товариществу в бессрочное пользование, либо на землях переданных товариществу в собственность. Если земельный участок находится в собственности товарищество, то департамент не может предоставить данный участок в собственность.

Из заявления Сизоненко И.С. от ДД.ММ.ГГГГ следует, истцом ответчику были предоставлены все необходимые документы, установленные статьей 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Соответственно, требование Департамента земельных отношений администрации <адрес> о необходимости дополнительного предоставления документов, противоречит действующему законодательству. Требований к оформлению описания местоположения земельного участка, а также к заключению правления некоммерческого объединения в Федеральном законе «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не установлено. Поэтому представленное истцом в Департамент земельных отношений администрации <адрес> описание местоположения земельного участка не противоречит требованиям закона. Данный документ изготовлен -ОРГАНИЗАЦИЯ-, имеющим лицензию на геодезическую и картографическую деятельность (л.д. 18-19), при этом само описание содержит определенные данные, в том числе характерные точки границ земельного участка с указанием их координат в виде X и Y, а также иные данные (длину, дирекционные углы), которые позволяют определить на местности границы соответствующего земельного участка. Доказательства обратного представителем Департамента земельных отношений администрации <адрес> и администрацией <адрес> суду не представлены.

Отсутствие утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения также не может быть принято судом во внимание при рассмотрении настоящего спора, поскольку обязанность по его предоставлению на истца не может быть возложена в связи с требованиями закона о том, что иные документы, которые необходимы для предоставления земельного участка в собственность, кроме тех, которые обязан предоставить гражданин в соответствие с требованиями ст.28Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан," уполномоченный орган обязан затребовать сам.

Из исследованных доказательств не следует, что спорный земельный участок не может быть предоставлен в собственность истца по основаниям, установленным Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Земельным кодексом РФ, представителем ответчика и 3 лица доказательств на основании требований ст. 56 ГПК Российской Федерации не представлены.

Доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, в части проведения кадастрового учета, в суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании закона, опровергаются доказательствами и обстоятельствами, установленными судом.

В соответствии с ч.3, 4 ст.1 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.

Согласно пункта 2 статьи 20 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка участков на кадастровый учет носит заявительный характер, не исключается возможность проведения кадастровых работ, в том числе изготовление кадастрового плана земельного участка и кадастровой выписки о земельном участке гражданином - владельцем участка, расположенного в СНТ, после регистрации права собственности на объект недвижимости в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Доводы ответчика о том, что возможно на испрашиваемый Сизоненко И.С. земельный участок, имеет иной собственник – СНТ «Родник», поэтому департаментом он не может быть передан в собственность истцу, не влекут отказ в иске, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 40 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», при ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, как юридического лица, сохраняются права его бывших членов на земельные участки и другое недвижимое имущество. Соответственно, сохраняется право на получение земельного участка в собственность членами товарищества, которое прекратило свою деятельность. Ответчиком доказательств, что данный земельный участок находится в собст-венности иного лица, которое является полным правопреемником СНТ «Родник», не представлено.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в суде факт необоснованного отказа в передаче земельного участка площадью -S1- в собственность Сизоненко И.С. департаментом земельных отношений администрации <адрес>. Поэтому подлежит удовлетворению требование Сизоненко И.С. о признании отказа неправомерным.

Также суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Сизоненко И.С. о возложении на Департамент земельных отношений администрации <адрес> обязанность подготовить распоряжение о предоставлении спорного земельного участка в собственность истцу. В связи с тем, что в соответствие с п. 3.1.12, и п.3.2.12 Положения «О Департаменте земельных отношений администрации г. Перми», утвержденного решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , предоставление земельных участков, находящихся на территории муниципального образования г. Пермь, в собственность гражданам входит в полномочия ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

признать отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Сизоненко И. С. в собственность земельного участка площадью -S1- по адресу: <адрес> Пермского УВД неправомерным.

Обязать Департамент земельных отношений администрации <адрес> подготовить распоряжение о предоставлении земельного участка площадью -S1- по адресу: <адрес> Пермского УВД, в собственность Сизоненко И. С..

Решение в течение 1 месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.

Судья

2-7863/2012 ~ М-6328/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сизоненко Игорь Станиславович
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г.Перми
Другие
Администрация г.Перми
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Роготнева Любовь Ивановна
Дело на странице суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
02.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2012Передача материалов судье
02.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.11.2012Предварительное судебное заседание
06.12.2012Судебное заседание
06.12.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2013Дело оформлено
16.01.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее