УИД №13RS0017-01-2020-000013-62
Дело №2-75/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Лямбирь 11 февраля 2020 г.
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе:
судьи Фроловой Н.В.,
при секретаре Филимоновой Е.С.,
с участием в деле:
истца -Ипкаева К.Д.;
истицы -Ипкаевой Р.С.;
истицы -Зинатуллиной Г.К.;
ответчика -администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия;
третьего лица -Гунина А.А.;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ипкаева К.Д., Ипкаевой Р.С., Зинатуллиной Г.К. к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании жилого дома -домом блокированной застройки и признании права общей долевой собственности на блок в доме блокированной застройки,
установил:
Ипкаев К.Д., Ипкаева Р.З., Зинатуллина Г.К. обратились в Лямбирский районный суд Республики Мордовия с иском к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании права общей долевой собственности на самовольную постройку по тем основаниям, что Ипкаев К.Д. является собственником земельного участка общей площадью 1 181 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. В июне 1981 года их семье предоставлена квартира <адрес>, на которую 13.03.2002 года зарегистрировано право общей долевой собственности в порядке приватизации. Для улучшения проживания они пристроили теплое помещение, за счет которого площадь квартиры увеличилась и стала составлять 113,1 кв.м. Постройка соответствует техническим и пожарным нормативам, не нарушает прав других лиц, не создаёт реальной угрозы жизни и здоровья граждан. Извещением от 14.11.2019 года администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия отказала в выдаче разрешения на строительство квартиры. С учетом уточнения исковых требований, просят признать жилой дом <адрес> -домом блокированной застройки и признать их право на 1/3 долю за каждым в праве общей долевой собственности на блок <номер> общей площадью 113,1 кв.м, в доме блокированной застройки, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Ипкаев К.Д. уточненные исковые требования поддержал по тем же основаниям, просил удовлетворить.
Истцы Ипкаева Р.С., Зинатуллина Г.К. в судебное заседание не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают.
Представитель ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабанова Е.Н., действующая на основании доверенности №3 от 09.01.2020 года, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие, решение иска оставляют на усмотрение суда.
В судебное заседание третье лицо Гунин А.А. также не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просит исковые требования удовлетворить.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца Ипкаева К.Д., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как следует из материалов дела, Ипкаев К.Д. с 24.11.2015 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 1 181 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 07.11.2019 года (л.д.42-44).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.06.2019 года, истцы Зинатуллина (Ипкаева) Г.К., Ипкаева Р.С., Ипкаев К.Д. являются собственниками по 1/3 доли каждый в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> (л.д.45-47).
Из технического плана помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 05.08.2019 года, следует, что общая площадь квартиры составляет 113,1 кв.м.
Согласно техническому паспорту помещения, строения под литером А1, А2 построены самовольно.
В соответствии со Схемой расположения объекта недвижимости на земельном участке, квартира <адрес> расположена в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Сообщением №1182 от 14.11.2019 года администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Ипкаеву К.Д. отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) строения.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка.
Согласно пункту 26 указанного Постановления рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014 года, одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т.д. При рассмотрении споров, связанных с признанием права собственности на самовольную постройку, помимо доказательств принадлежности истцу земельного участка суду также следует проверять соблюдение его целевого назначения.
Согласно акту ООО «Центр экспертизы и проектирования объектов капитального строительства» от 29.10.2019 года экспертного исследования технического состояния здания жилого дома, несущая способность конструктивных элементов фундамента, стен, перекрытий и кровли обследования технического состояния здания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, обеспечивается принятыми решениями и не угрожает жизни и здоровью граждан.
Из заключения экспертного исследования №266 от 25.12.2019 года ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Республике Мордовия» следует, что квартира <номер>, представляющая собой автономную часть (жилой блок) блокированного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, соответствует требованиям пожарной безопасности.
Соответствие спорного домовладения требованиям строительных норм и правил, пожарного законодательства подтверждается компетентными заключениями.
Сведений о том, что размещение спорного домовладения не соответствует градостроительным нормам и правилам, нарушает права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, нет.
Исходя из фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, суд считает, что, в данном случае, спорное жилое помещение не нарушает права и законные интересы ответчика и третьего лица, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Доказательств обратного суду не представлено.
Исходя из положений статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как следует из части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объекты индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Согласно части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации различаются многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находится несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, и жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Таким образом, различают такие понятия как индивидуальный жилой дом, жилой дом блокированной застройки и многоквартирный жилой дом.
На основании части 7 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции Федерального закона №361 от 03.07.2016 года, действующего с 01.01.2017 года), не допускается государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом №66-ФЗ от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Согласно выписке из ЕГРН от 24.06.2019 года, спорный объект недвижимости указан, как квартира, расположенная по адресу: <адрес>, имеет назначение: жилое, количество этажей: 1.
Как следует из заключения экспертного исследования №266 от 25.12.2019 года ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Республике Мордовия» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> состоит из двух квартир, каждая из которых имеет отдельный выход на придомовую территорию, каждая квартира представляет собой автономную часть (жилой блок).
В пользовании истцов находится блок, состоящий из квартиры <номер>, площадью 113,1 кв.м.
Таким образом, домовладение <адрес> является жилым домом блокированной застройки, состоящим из двух блоков, обладающих признаками индивидуального жилого дома.
Руководствуясь приведенными нормами права, исследовав в совокупности все представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ипкаева К.Д., Ипкаевой Р.С., Зинатуллиной Г.К. к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании жилого дома -домом блокированной застройки и признании права общей долевой собственности на блок в доме блокированной застройки-удовлетворить.
Признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> -домом блокированной застройки.
Признать право собственности Ипкаева К.Д., <дата> рождения, уроженца <адрес>, Ипкаевой Р.С., <дата> рождения, уроженки <адрес>, Зинатуллиной Г.К., <дата> рождения, уроженки <адрес>, на 1/3 долю за каждым в праве общей долевой собственности на блок <номер>, общей площадью 113,1 кв.м, в доме блокированной застройки, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.
Судья Лямбирского районного суда
Республики Мордовия Н.В.Фролова
Справка:
В окончательной форме решение принято -14 февраля 2020 года
Судья Н.В.Фролова