23 октября 2012 года г.Владивосток
Советский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи С.А. Юлбарисовой
при секретаре Д.А. Кожушко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к Департаменту земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Семенихину А.Р. об оспаривании распоряжения о предоставлении земельного участка, договора аренды земельного участка, признании права собственности, истребовании земельного участка из незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в суд с исковым заявлением, в котором указало что согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, утвержденному Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. 05.10.2011 в их адрес поступило сообщение из Управления лесным хозяйством Приморского края о нарушениях земельного и лесного законодательства РФ в связи с предоставлением гражданину земельного участка, расположенного на территории лесного фонда Владивостокского лесничества в квартале 52 Садгородского участкового лесничества на основании распоряжения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края. Согласно распоряжению Департамента от 15.12.2009 № 1730-р Семенихину А.Р. предоставлен земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 1768 кв.м., расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, с/т «М.» в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством: для садоводства. На основании указанного распоряжения между Департаментом и Семенихиным А.Р. заключен договор аренды земельного участка от 25.01.2010 № 05-Ч-11681. Уполномоченным органом, осуществляющим функции по предоставлению лесных участков в составе земель лесного фонда, является Управление лесным хозяйством Приморского края. Земельное и лесное законодательство не предусматривает данного вида использования земель лесного фонда. Предоставленный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, имеющих природоохранное назначение, в пределах которой вводится особый правовой режим использования земель. Просит признать незаконным Распоряжение Департамента от 15.12.2009 № 1730-р; признать недействительным договор аренды земельного участка от 25.01.2010 № 05-Ч-11681, заключенный между Департаментом и Семенихиным А.Р.; признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 1768 кв.м.; истребовать из незаконного владения Семенихина А.Р. путем передачи Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Приморском крае по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, с/т «М.», участок <номер>.
Определением суда от 15.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Некоммерческое садоводческое товарищество «М.».
В судебное заседание представитель Территориального управления Росимущества в Приморском крае не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Департамента земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в судебное заседание не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с учетом правовой позиции, отраженной в письменных возражениях на иск. Возражения мотивированы тем, что истец не представил доказательств отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, поскольку сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда. Границы спорного земельного участка вошли в границы сформированного ранее и предоставленного с/т «М.» земельного участка в площади и местоположении, утвержденном Постановлением Администрации г.Владивостока № 860 от 18.03.1997 «О передаче земельного участка с/т «М.» гражданам в собственность и в аренду». Данное постановление, а также осуществление кадастрового учета земельного участка не оспорено, кадастровый паспорт спорного объекта недвижимости и сведения об индивидуальных характеристиках, в том числе об отнесении к землям населенных пунктов, являются действующими. Управление Росимущества в Приморском крае, обращаясь в суд с настоящим иском, превышает свои полномочия, поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Рослесхоз, координация и контроль деятельности которого подведомственно Министерству природных ресурсов и экологии России.
Представитель ответчика Семенихина А.Р. и привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, НСТ «М.» Гаранина Ю.Л. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, пояснила, что спорный земельный участок находится в границах населенного пункта Владивостокского городского округа в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), к которой отнесены территории, предназначенные для садоводства и ведения дачного хозяйства. Решение о переводе земель населенного пункта Владивостоского городского округа в другую категорию в установленном Земельным кодексом РФ порядке не осуществлялось.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления лесным хозяйством Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении слушания по делу не ходатайствовал. В письменном отзыве представитель Управления лесным хозяйством Приморского края поддержал исковые требования Территориального управления Росимущества в Приморском крае, указав, что все кварталы Садгородского участкового лесничества являются лесными участками с целевым назначением – защитные леса, полагал, что включение земель, занятых защитными лесами без проведения согласования с уполномоченными федеральными органами не влечет изменение их целевого назначения и виды разрешенного использования (л.д. 95).
При таких обстоятельства в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, давая оценку всем имеющимся доказательствам по делу в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 15.12.2009 № 1730-р Семенихину А.Р. был предоставлен в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством: для садоводства, участок с кадастровым номером <номер> площадью 1768 кв.м., находящийся относительно ориентира – земельный участок, расположенный в границах участка, адрес ориентира: г.Владивосток, с/т «М.», участок <номер> (л.д. 28).
На основании указанного распоряжения между Департаментом и Семенихиным А.Р. заключен договор аренды спорного земельного участка от 25.01.2010 № 05-Ч-11681 на срок с 15.12.2009 до 14.12.2058 (л.д. 29-32).
В обоснование своих требований Территориальное управление Росимущества в Приморскому крае указало, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда Российской Федерации, по целевому назначению принадлежит к землям особо охраняемых природных территорий, имеющих природоохранное назначение, отнесен к федеральной собственности и не мог быть предоставлен гражданину в аренду для садоводческих целей, в связи с чем, по мнению истца, распоряжение Департамента от 15.12.2009 № 1730-р является незаконным, а договор аренды земельного участка - недействительным.
Оценивая представленные участвующими в деле лицами доказательства, суд приходит к выводу о том, что Территориальное управление Росимущества в Приморском крае не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих его доводы, как о принадлежности спорного земельного участка к защитным лесам, так и о вхождении спорного земельного участка в состав земель лесного фонда Российской Федерации.
Истец ссылается на выкопировку из планшета №1 и письмо Владивостокского филиала КГКУ «Примлес» от 06.09.2010 № 1030 как на доказательство нахождения земельного участка № <номер> в с/т «М.» на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в квартале 52 Садгородского участкового лесничества и относится к защитным лесам, категория защитности - 1 и 2 зона округов санитарной охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов. Вместе с тем, то обстоятельство, что земельный участок находится на территории Владивостокского лесничества, само по себе не свидетельствует о том, что данный земельный участок относится к землям лесного фонда и является федеральной собственностью, поскольку в соответствии со статьями 7, 23, 67 Лесного кодекса РФ в границах населенных пунктов могут находиться лесничества и лесопарки, лесные участки, не отнесенные к землям лесного фонда.
Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, поскольку в силу части 1 статьи 67, части 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Более того, указанные выше сведения Владивостокского филиала КГКУ «Примлес» не подтверждены никакими иными допустимыми доказательствами, в связи с чем суд относится к ним критически.
Представленный истцом и Управлением лесным хозяйством Приморского края проект организации и развития лесного хозяйства Приморского управления лесами, содержащий графическое приложение - планшет № 1 Владивостокский лесхоз, Садгородское лесничество, датирован 1992-1993г.г. (л.д. 99). Из этого же планшета сделана выкопировка на л.д. 97.
Между тем, согласно пункту 4 статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. Таким образом, перечисленные лесоустроительные материалы являются не действующими на дату рассмотрения спора.
Лесохозяйственный регламент Владивостокского лесничества, утвержденный начальником Управления лесным хозяйством Приморского края 29.12.2009г., представленный в материалы дела, не содержит каких-либо графических материалов, либо описания лесных участков (л.д. 101).
Лесной план субъекта Российской Федерации Приморского края, составленный и утвержденный в соответствии с требованиями статьи 86 Лесного кодекса РФ, с приложением карты с обозначением границ Садгородского участкового лесничества, суду не представлен.
Таким образом, доводы ответчиков о том, что спорный земельный участок не входит в границы Садгородского участкового лесничества, в судебном заседании не опровергнуты.
Напротив, из материалов гражданского дела усматривается, что Постановлением мэра г. Владивостока № 860 от 18.03.2007 с/т М. передан земельный участок в фактически занимаемых границах общей площадью 130131 кв.м., в том числе 3791 кв.м. – в постоянное бессрочное пользование, 91616 кв.м. – в частную собственность гражданам-членам садоводческого товарищества, 24322 кв.м. в аренду с правом выкупам (л.д. 130). Указанное постановление никем не оспорено.
В судебном заседании установлено, что границы спорного земельного участка, предоставленного Семенихину А.Р. вошли в границы земельного участка, сформированного и предоставленного с/т «М.» в площади и местоположении, утвержденном Постановлением мэра г. Владивостока № 860 от 18.03.2007. Участок был сформирован в соответствии с Распоряжением УГА Администрации г. Владивостока, в отношении объекта недвижимости в установленном законом порядке осуществлен кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <номер>.
Как усматривается из кадастрового паспорта земельного участка, который в соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, участок с кадастровым номером <номер> по целевому назначению полностью отнесен к категории земель населенных пунктов (л.д. 33).
Земельный участок № <номер> в районе с/т М. в г. Владивостоке расположен на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, границы которого утверждены Генеральным планом Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г.Владивостока от 15.09.2008 № 119, и Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденными решением думы г. Владивостока от 07.04.2010г., согласованными в установленном порядке, в том числе с Федеральным агентством лесного хозяйства, а также постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009г. № 323-па «Об утверждении схемы территориального планирования Приморского края», в которых отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности, и подтверждено, что спорный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и относится к землям населенных пунктов. Согласно карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, с учетом внесенных изменений, приложение № 1 к решению Думы г. Владивостока от 14.10.2011 № 742 «О внесении изменений в приложение Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462», находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1.
Согласно части 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Как установлено в судебном заседании, решение о переводе земель населенных пунктов в другую категорию в установленном ст. 8 Земельного кодекса РФ порядке не осуществлялось.
Суд также находит несостоятельной ссылку истца на Распоряжение Министров СССР от 21.05.1956 № 3682-р, которым все леса Владивостокского лесхоза были отнесены к лесному фонду (леса первой группы), поскольку в период его издания на территории СССР действовал Лесной Кодекс Р.С.Ф.С.Р., введенный в действие постановлением Президиума ВЦИК от 25.07.1923, с изменениями и дополнениями, внесенными Декретами ВЦИК, СНК РСФСР, в котором понятие лесного фонда, состоящего исключительно из государственного и колхозного лесного фонда, имело, безусловно, иное значение, нежели в современном понимании российского законодателя. Понятие «земли лесного фонда» впервые было введено законодателем в Лесном кодексе РФ от 29.01.1997 г. Понятие «категория земли» введено Земельным кодексом РФ от 25.10.2001.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, что исключает возможность его отнесения к землям лесного фонда, суд приходит к выводу о недоказанности истцом своих доводов о нарушении прав и законных интересов Российской Федерации в связи с предоставлением ответчику в аренду спорного земельного участка.
В соответствии со ст. ст. 3 и 4 ГПК РФ право на обращение в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов предоставлено заинтересованному лицу. В качестве заинтересованных лиц, которые могут обратиться в суд, выступают лица, права и законные интересы которых нарушены. При обращении в суд лицо должно представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены.
Суд находит заслуживающими внимания доводы ответчиков о том, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Рослесхоз, координация и контроль деятельности которого подведомственно Министерству природных ресурсов и экологии России, которые с самостоятельными исковыми требования в суд не обращались.
С учетом установленных обстоятельств по делу и полномочий истца, принимая во внимание, что спорный земельный участок предоставлен ответчику в аренду в установленном законом порядке на основании Распоряжения Департамента, который с 01.02.2007 в соответствии с п. 21 (1) ст. 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», п. 2.5.5 Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации г. Владивостока от 25.09.2009 № 263-па, наделен полномочиями по распоряжению, в том числе спорным земельным участком, достоверных доказательств отнесения которого к землям лесного фонда истцом не представлено, оснований для признания оспариваемого Распоряжения незаконным, для признания недействительным заключенного на его основании договора аренды не имеется.
Согласно пункту 32, 36 Совместного Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности» в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика, и факт незаконного владения этим имуществом ответчиком.
Поскольку ответчик является законным владельцем спорного земельного участка, не имеется оснований, предусмотренных статьей 301 Гражданского кодекса РФ, для истребования спорного земельного участка из его законного владения по требованию истца, который не доказал принадлежность ему спорного земельного участка.
В обоснование иска Территориальное управление Росимущества в Приморском крае указало, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда, который в силу закона отнесен к федеральной собственности, в связи с чем признание такого права в судебном порядке не требуется.
Более того, в силу статьи 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Иного основания возникновения права собственности на объект недвижимого имущества действующее законодательство РФ не предусматривает. Действующее законодательство предусматривает заявительный порядок регистрации права собственности на объекты недвижимости. Как усматривается из материалов дела, Территориальное управление Росимущества в Приморском крае не обращалось в регистрирующие органы с заявлением о регистрации права собственности на спорный земельный участок.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования Территориального управления Росимущества в Приморском крае нельзя признать обоснованными.
Руководствуясь ст. 197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к Департаменту земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Семенихину А.Р. об оспаривании распоряжения от 15.12.2009 № 1730 о предоставлении земельного участка, договора аренды земельного участка от 25.01.2010 № 05-Ч-11681, признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 1768 кв.м., истребовании земельного участка из незаконного владения Семенихина А.Р. - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский Краевой суд через Советский районной суд г.Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29.10.2012.
Судья С.А. Юлбарисова