Дело № 2-4/2017 (2-304/2016)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2017 года село Кочево
Кочевский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Петровой Л.С.,
при секретаре Кивилевой Т.А.,
с участием истицы ФИО1,
ответчика - представителя Администрации Кочевского муниципального района ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Кочевского муниципального района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди на получение жилищной субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Кочевского муниципального района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди на получение жилищной субсидии.
В обоснование заявленных требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ комиссия по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района приняла решение о снятии и исключении ее из списка участников подпрограммы на предоставление жилья гражданам, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных местностей. Полагает, что решение жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района незаконное, поскольку, она состоит в очереди с 1999 года, имеет трудовой стаж в Кочевском районе около 35 лет. Вместе с ней в очереди состоит муж ФИО1, имеющий стаж работы в Кочевском районе 40 лет. В 2010 году приобретала в собственность квартиру за пределами Кочевского района в Краснодарском крае, в 2014 году квартиру продала. По указанным основаниям просит признать спорное решение незаконным и обязать ответчика восстановить в прежней очереди на получение жилищной субсидии.
В судебном заседании истица ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в иске, пояснила, что квартиру в Краснодарском крае в <адрес> покупала на свои деньги, при этом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера она не выезжала. О том, что у нее имеется жилье за пределами районов Крайнего Севера не скрывала, в ежегодных заявлениях указывала на данное обстоятельство. Просит признать решение Администрации от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать ответчика восстановить в прежней очереди на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ответчик - представитель Администрации Кочевского муниципального района ФИО2, действующая по доверенности, исковые требования не признала и возражала против их удовлетворения. Суду пояснила, что на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «работающие» с ДД.ММ.ГГГГ состояла истица ФИО1, в 2010 году переведена в категорию «пенсионеры». В ходе ревизии учетных дел, было установлено, что в собственности истицы, в период с 2010 года по 2014 год, имелось жилое помещение за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в <адрес> Краснодарского края. В связи с чем, в соответствии с подпунктом «д» подпункта 21 Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей было принято решение об исключении из очереди и снятии с учета ФИО1
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края ФИО3, действующая по доверенности, на судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие и отзыв (л.д. 46-47).
Из отзыва следует, что Министерство считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Приобретение гражданами, желающими выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами места их постоянного проживания является основанием для снятия этих граждан с учета имеющих право на получение жилищной субсидии. ФИО1 в 2010 году приобрела квартиру, находящуюся по адресу: Россия, <адрес>. Право собственности прекращено в 2014 году. ФИО1 приобрела жилое помещение в <адрес> края, тем самым улучшила свои жилищные, климатические и иные условия. Это привело к тому, что она утратила право, установленное в абзаце 1 ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ, в связи с изменением условий, на основании которых указанное право возникло.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным Законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение), устанавливающее порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
Согласно пунктам 2, 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
В соответствии с Законом Пермского края от 18.12.2007 г. № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» государственными полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края.
В пункте 9 Положения указан перечень необходимых для регистрации и постановки на учет документов, предоставляемых гражданами, имеющими право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления).
Кочевский район Пермского края согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12, отнесен к местности приравненной к районам Крайнего Севера (введен Указом Президента РФ от 16.09.1992 N 1085).
Из учетного дела истицы следует, что она с ДД.ММ.ГГГГ состояла в Администрации Кочевского района на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". В качестве членов ее семьи указаны: муж - ФИО1, дети - ФИО4и ФИО5, с 2009 года членами ее семьи указаны: муж - ФИО1 и сын ФИО4, с 2010 года и по настоящее время членом ее семьи указан муж - ФИО1 (л.д. 35-36, 38-40)
Согласно протоколу N 14 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 переведена в категорию «пенсионеры» по дате подачи первоначального заявления. (л.д. 37)
После проверки учетного дела, комиссией по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района Пермского края ДД.ММ.ГГГГ (протокол N 30) было принято решение об исключении ФИО1 из списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным Законом.
Согласно протоколу N 30 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снята с учета по основанию, предусмотренному п.п. "д" п. 21 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в связи с приобретением жилья в <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ, а также его отчуждения ДД.ММ.ГГГГ, на территории Российской Федерации.
Выводы комиссии подтверждаются выпиской из ЕГРП Управления Росреестра по Пермскому краю, согласно которой ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принадлежала в собственности квартира площадью 33,7 кв.м, по адресу: <адрес>, государственная регистрация прекращения права на которую произведена ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 41)
Не согласившись с решением Администрации Кочевского района, ФИО1 обратилась с иском в суд.
Между тем с данным решением комиссии суд соглашается по следующим основаниям.
Согласно п. 20 Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения, указанный перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. К данным основаниям, в частности, относятся: приобретение (строительство) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам (п. "д").
Согласно п. 22 Положения в случае, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Таким образом, отсутствие жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий являются одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии.
По смыслу приведенных норм права граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
Следовательно, с учетом характера и назначения рассматриваемых выплат, при решении вопроса о снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, юридическое значение имеет установление факта прекращения (утраты) права гражданина на получение социальной поддержки.
Применительно к данному делу, исходя из оснований снятия истицы с очереди и исключения из списков на получение жилищной субсидии, к обстоятельствам, имеющим юридическое значение и подлежащим доказыванию в соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ, относятся обстоятельства: приобретение (строительство) жилья в других субъектах Российской Федерации и изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Как указывалось выше, выпиской из ЕГРП Управления Росреестра по Пермскому краю подтверждается, что ФИО1 с 2010 года по 2014 год принадлежала квартира, площадью 33,7 кв.м по адресу: <адрес>.
В ежегодных заявлениях истица ФИО1, начиная с 2013 года, указывала, что в настоящее время она и ее муж, как член семьи, имеют в собственности иные жилые помещения на территории Российской Федерации, но нуждаются в улучшении жилищных условий.
Как подтверждается материалами дела и установлено в судебном заседании истица ФИО1, состав семьи которой в момент приобретения жилья за пределами Кочевского района составлял 2 человека, имея в собственности спорную квартиру площадью 33,7 кв.м, не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку учетная норма жилья в Кочевском муниципальном районе составляет 12 кв.м. на человека.
Следовательно, принимая решение о снятии истицы с учета, Администрация Кочевского района пришла к обоснованному выводу о том, что в период, когда истица являлась собственником жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера, ее семья не нуждалась в приобретении жилья за пределами районов Крайнего Севера с использованием социальной выплаты.
Утратив право на получение социальной выплаты в 2010 году, а после отчуждения спорного жилья в 2014 году, вопрос о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с вновь возникшим правом, подлежал рассмотрению вновь, но при условии подачи истицей ФИО1 заявления о постановке на данный учет в установленном законом порядке, чего истицей не было сделано, следовательно, ФИО1 на момент принятия комиссией оспариваемого решения ДД.ММ.ГГГГ, неправомерно продолжала состоять на учете с датой постановки - ДД.ММ.ГГГГ.
Приобретение ФИО1 в собственность жилого помещения повлекло изменение ее жилищных условий и, как следствие, жилищных условий членов ее семьи, в составе которой она состоит на жилищном учете. При этом в силу действующего законодательства жилищные условия граждан являются одним из оснований принятия и состояния их на жилищном учете. По смыслу ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 г. во взаимосвязи с пп. "и" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительством РФ от 10 декабря 2002 г. N 879, изменение условий, влекущих исчезновение оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, является основанием для снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, регулирующие условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска ФИО1 подлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Кочевского муниципального района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди на получение жилищной субсидии, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>