Судья Гузев В.А. Дело № 33-3605
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 ноября 2016 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Ларионовой С.В., Наместниковой Л.А.
при секретаре Крахиной Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яценко ФИО8 к администрации Знаменского района Орловской области о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет,
по апелляционной жалобе администрации Знаменского района Орловской области на решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 30 августа 2016г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Ларионовой С.В., объяснения представителя администрации Знаменского района Орловской области по доверенности Боженовой О.Ю., возражения на жалобу Яценко С.Я., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Яценко С.Я. обратился в суд с иском к администрации Знаменского района Орловской области о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет.
В обоснование иска указывал, что администрацией Знаменского района Орловской области ему была назначена пенсия за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы. Начиная с 01 января 2016 года администрация Знаменского района приостановила выплаты, ссылаясь на отсутствие денежных средств. Согласно расчету задолженность за период с 01 января по 31 июля 2016 года составила <...>
Представитель ответчика иск признала частично, пояснив, что бюджет района является дотационным и ввиду отсутствия финансирования 25 июня 2016 года было принято решение о приостановление выплаты до 31 декабря 2016 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрацией Знаменского района Орловской области поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы приводит позицию аналогичную возражениям на исковые требований Яценко С.Я.
Полагает, что суд при вынесении решения не учел нормы ст. 33 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и то, что бюджет Знаменского района является дотационным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
На основании ч.1 ст.4 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, законы субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.12 ст. 11 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ч.5 ст.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Статьей 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч.1).
Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч.2).
Аналогичные положения закреплены в ч.6 ст.5 Закона Орловской области от 09 января 2008 года №736-03 «О муниципальной службе в Орловской области».
Законом Орловской области от 09 января 2008 года № 736-03 «О муниципальной службе в Орловской области» установлено, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч.3 ст.23).
При этом максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.23).
Таким образом, законодатель определил границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 19 марта 2010 года № 26-04-РС было утверждено Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим администрации <...> района Орловской области».
Постановлением Главы администрации Знаменского района Орловской области от 25 марта 2011 года № 37-р в соответствии с вышеуказанным Положением Яценко С.Я., замещавшему должность Главы Знаменского района Орловской области, назначена пенсия за выслугу лет в размере 29 284 руб. 88 коп., исходя из стажа муниципальной службы 32 года и 75% его среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения.
Судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что пенсия за выслугу лет выплачивалась Яценко С.Я. до 01 января 2016 года.
Постановлением Главы администрации Знаменского района Орловской области от 17 июня 2016 года № 95 выплата пенсии за выслугу лет была приостановления до 31 декабря 2016 года в связи с низким уровнем бюджетной обеспеченности.
Согласно представленному истцом расчету, размер задолженности за период с 01 января 2016 по 31 июля 2016 года составил 170 871 руб. 23 коп.
Судом данный расчет признан обоснованным.
Установив изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца. При этом, суд первой инстанции обоснованно указал, что приостановление выплат в связи с недостаточностью финансирования бюджета района, не может рассматриваться как снижающее уровень конституционных гарантий в области пенсионного обеспечения. Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является по своей сути доплатой к трудовой пенсии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, нашедшей свое отражение в определениях от 13 октября 2009года №1190- О-О, от 28 мая 2009 года №698-0-0, пенсионное обеспечение за выслугу лет, предусмотренное в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих (подпункт 5 пункта 1 статьи 23), в силу пункта 1 статьи 24 названного Закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Согласно ст. 8 Устава Знаменского района Орловской области, утвержденного постановлением Знаменского районного Совета народных депутатов от 23 ноября 2006 года № 06-02-р/с (с изменениями нат26 апреля 2010года № 27-02-рс), к полномочиям районного Совета народных депутатов относится внесение дополнений и изменений в нормативные правовые акты районного Совета народных депутатов в соответствии с действующим законодательством, принятие нормативных правовых актов, определяющих полномочия органов местного самоуправления района по предметам ведения, предусмотренных федеральным законодательством, законами Орловской области в отношении органов местного самоуправления.
Пунктом 13 ст.29 вышеуказанного Устава предусмотрено, что администрация района обеспечивает соблюдение законодательства охрану прав и свобод граждан, осуществляет контроль за соблюдением решения районного Совета народных депутатов.
К полномочиям Главы администрации района в силу ст.29 названного Устава относится организация и контроль за выполнением федерального законодательства и законодательства Орловской области, а также решений Совета народных депутатов, нормативных правовых актов администрации района.
Из материалов дела видно и не оспаривалось в суде апелляционной инстанции, что Знаменским районным Советом народных депутатов не принималось решения о приостановлении или прекращении действий Положения «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим администрации Знаменского района Орловской области», утвержденное Решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 19 марта 2010 года № 26-04-РС.
Из Устава Знаменского района Орловской области, утвержденного постановлением Знаменского районного Совета народных депутатов от 23 ноября 2006 года № 06-02-р/с не следует, что право на внесение или изменение в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим администрации Знаменского района Орловской области» предоставлено Главе администрации района.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Главы администрации Знаменского района Орловской области отсутствовали законные основания для принятия 17 июня 2016 года решения о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет до 31 декабря 2016года.
Довод апелляционной жалобы администрации Знаменского района Орловской области о том, что выплата пенсии за выслугу лет не производится ввиду финансового положения в Знаменском районе, поскольку бюджет района является дотационным, по мнению судебной коллегии, также является несостоятельным по следующим основаниям.
В ряде своих решений Конституционный Суд Российской Федерации установил, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает (определения от 11 мая 2006 года №88-0, от 3 апреля 2007 года №332-0-П, от 15 января 2008 года № 107-0-0 и №108-0-0).
В соответствии с частью 9 статьи 34, частью 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих представительному органу местного самоуправления вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим должности в органах местного самоуправления, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся финансово-экономических возможностей.
В соответствии со ст. 43 Устава Знаменского района Орловской области Финансовый отдел администрации Знаменского района является органом местного самоуправления специальной компетенции, осуществляет общее руководство организацией финансов и обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики района.
Представитель ответчика Боженова О.Ю. в суде первой и апелляционной инстанции указывала на то, что уменьшение размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Знаменского района было обосновано ухудшением финансового положения района, в условиях дефицита районного бюджета, несоразмерности установленных пенсий за выслугу лет, необходимости направления средств бюджета на погашение кредиторской задолженности и покрытие дефицита.
Вместе с тем администрацией Знаменского района в подтверждении своей позиции не представлено допустимых доказательств, подтверждающие, что выплата ежемесячный доплат в государственной пенсии производится не за счет собственных средств данного муниципального образования, а за счет поступающих дотаций, представлено не было. При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что выплата лицам, замещавшим муниципальные должности, противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджета, не обеспечивает баланс частных и публичных интересаов и противоречит требования ст.ст.31 и 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации не являются основаниями к отмене решения суда.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, а, следовательно, не могут являться основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 30 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Знаменского района Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Гузев В.А. Дело № 33-3605
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 ноября 2016 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Ларионовой С.В., Наместниковой Л.А.
при секретаре Крахиной Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яценко ФИО8 к администрации Знаменского района Орловской области о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет,
по апелляционной жалобе администрации Знаменского района Орловской области на решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 30 августа 2016г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Ларионовой С.В., объяснения представителя администрации Знаменского района Орловской области по доверенности Боженовой О.Ю., возражения на жалобу Яценко С.Я., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Яценко С.Я. обратился в суд с иском к администрации Знаменского района Орловской области о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет.
В обоснование иска указывал, что администрацией Знаменского района Орловской области ему была назначена пенсия за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы. Начиная с 01 января 2016 года администрация Знаменского района приостановила выплаты, ссылаясь на отсутствие денежных средств. Согласно расчету задолженность за период с 01 января по 31 июля 2016 года составила <...>
Представитель ответчика иск признала частично, пояснив, что бюджет района является дотационным и ввиду отсутствия финансирования 25 июня 2016 года было принято решение о приостановление выплаты до 31 декабря 2016 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрацией Знаменского района Орловской области поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы приводит позицию аналогичную возражениям на исковые требований Яценко С.Я.
Полагает, что суд при вынесении решения не учел нормы ст. 33 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и то, что бюджет Знаменского района является дотационным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
На основании ч.1 ст.4 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, законы субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.12 ст. 11 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ч.5 ст.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Статьей 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч.1).
Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч.2).
Аналогичные положения закреплены в ч.6 ст.5 Закона Орловской области от 09 января 2008 года №736-03 «О муниципальной службе в Орловской области».
Законом Орловской области от 09 января 2008 года № 736-03 «О муниципальной службе в Орловской области» установлено, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч.3 ст.23).
При этом максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.23).
Таким образом, законодатель определил границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 19 марта 2010 года № 26-04-РС было утверждено Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим администрации <...> района Орловской области».
Постановлением Главы администрации Знаменского района Орловской области от 25 марта 2011 года № 37-р в соответствии с вышеуказанным Положением Яценко С.Я., замещавшему должность Главы Знаменского района Орловской области, назначена пенсия за выслугу лет в размере 29 284 руб. 88 коп., исходя из стажа муниципальной службы 32 года и 75% его среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения.
Судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что пенсия за выслугу лет выплачивалась Яценко С.Я. до 01 января 2016 года.
Постановлением Главы администрации Знаменского района Орловской области от 17 июня 2016 года № 95 выплата пенсии за выслугу лет была приостановления до 31 декабря 2016 года в связи с низким уровнем бюджетной обеспеченности.
Согласно представленному истцом расчету, размер задолженности за период с 01 января 2016 по 31 июля 2016 года составил 170 871 руб. 23 коп.
Судом данный расчет признан обоснованным.
Установив изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца. При этом, суд первой инстанции обоснованно указал, что приостановление выплат в связи с недостаточностью финансирования бюджета района, не может рассматриваться как снижающее уровень конституционных гарантий в области пенсионного обеспечения. Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является по своей сути доплатой к трудовой пенсии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, нашедшей свое отражение в определениях от 13 октября 2009года №1190- О-О, от 28 мая 2009 года №698-0-0, пенсионное обеспечение за выслугу лет, предусмотренное в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих (подпункт 5 пункта 1 статьи 23), в силу пункта 1 статьи 24 названного Закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Согласно ст. 8 Устава Знаменского района Орловской области, утвержденного постановлением Знаменского районного Совета народных депутатов от 23 ноября 2006 года № 06-02-р/с (с изменениями нат26 апреля 2010года № 27-02-рс), к полномочиям районного Совета народных депутатов относится внесение дополнений и изменений в нормативные правовые акты районного Совета народных депутатов в соответствии с действующим законодательством, принятие нормативных правовых актов, определяющих полномочия органов местного самоуправления района по предметам ведения, предусмотренных федеральным законодательством, законами Орловской области в отношении органов местного самоуправления.
Пунктом 13 ст.29 вышеуказанного Устава предусмотрено, что администрация района обеспечивает соблюдение законодательства охрану прав и свобод граждан, осуществляет контроль за соблюдением решения районного Совета народных депутатов.
К полномочиям Главы администрации района в силу ст.29 названного Устава относится организация и контроль за выполнением федерального законодательства и законодательства Орловской области, а также решений Совета народных депутатов, нормативных правовых актов администрации района.
Из материалов дела видно и не оспаривалось в суде апелляционной инстанции, что Знаменским районным Советом народных депутатов не принималось решения о приостановлении или прекращении действий Положения «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим администрации Знаменского района Орловской области», утвержденное Решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 19 марта 2010 года № 26-04-РС.
Из Устава Знаменского района Орловской области, утвержденного постановлением Знаменского районного Совета народных депутатов от 23 ноября 2006 года № 06-02-р/с не следует, что право на внесение или изменение в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим администрации Знаменского района Орловской области» предоставлено Главе администрации района.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Главы администрации Знаменского района Орловской области отсутствовали законные основания для принятия 17 июня 2016 года решения о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет до 31 декабря 2016года.
Довод апелляционной жалобы администрации Знаменского района Орловской области о том, что выплата пенсии за выслугу лет не производится ввиду финансового положения в Знаменском районе, поскольку бюджет района является дотационным, по мнению судебной коллегии, также является несостоятельным по следующим основаниям.
В ряде своих решений Конституционный Суд Российской Федерации установил, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает (определения от 11 мая 2006 года №88-0, от 3 апреля 2007 года №332-0-П, от 15 января 2008 года № 107-0-0 и №108-0-0).
В соответствии с частью 9 статьи 34, частью 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих представительному органу местного самоуправления вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим должности в органах местного самоуправления, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся финансово-экономических возможностей.
В соответствии со ст. 43 Устава Знаменского района Орловской области Финансовый отдел администрации Знаменского района является органом местного самоуправления специальной компетенции, осуществляет общее руководство организацией финансов и обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики района.
Представитель ответчика Боженова О.Ю. в суде первой и апелляционной инстанции указывала на то, что уменьшение размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Знаменского района было обосновано ухудшением финансового положения района, в условиях дефицита районного бюджета, несоразмерности установленных пенсий за выслугу лет, необходимости направления средств бюджета на погашение кредиторской задолженности и покрытие дефицита.
Вместе с тем администрацией Знаменского района в подтверждении своей позиции не представлено допустимых доказательств, подтверждающие, что выплата ежемесячный доплат в государственной пенсии производится не за счет собственных средств данного муниципального образования, а за счет поступающих дотаций, представлено не было. При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что выплата лицам, замещавшим муниципальные должности, противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджета, не обеспечивает баланс частных и публичных интересаов и противоречит требования ст.ст.31 и 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации не являются основаниями к отмене решения суда.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, а, следовательно, не могут являться основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 30 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Знаменского района Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи