Дело № 2а-43/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2023 г. г. Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Лещенко Д.О., при секретаре судебного заседания – Косцовой П.А., с участием административного истца Добровольского А.А., представителя административных ответчиков Абрамовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Добровольского Андрея Викторовича о признании незаконным приказа командира войсковой части № от 9 декабря 2022 г. №, в части невыплаты административному истцу в полном объеме дополнительного материального стимулирования за 2022 год,
установил:
Добровольский обратился в Самарский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части 45863 в должности заместителя командира 2 мотострелкового батальона по вооружению в воинском звании <данные изъяты>.
На основании приказа командира войсковой части № от 9 декабря 2022 года №, административному истцу была произведена выплата дополнительного материального стимулирования за 2022 год в размере 1800 рублей, без указания обоснования ее снижения.
Анализируя положения Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 (далее – Порядок), в частности его пункты 6-8 и 11, административный истец указал, что в 2022 году он полностью выполнял свои служебные обязанности по занимаемой воинской должности. Неудовлетворительных результатов по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке не имел, к дисциплинарной и иным видам ответственности не привлекался. Дополнительное денежное стимулирование в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год не получал, нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекших ущерб для Вооруженных Сил и отраженных в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности не допускал. В этой связи, административный истец полагал что размер его материального стимулирования за 2022 год с применением до 4 коэффициентов к установленной расчетной сумме в размере 45000 тысяч рублей должен составлять не менее 160000 рублей.
При этом обратил внимание, что в нарушение установленного Порядка его непосредственный командир (начальник) рапорт на выплату ему указанной премии не представлял, а ее размер был снижен должностными лицами войсковой части 45863 произвольно.
Посчитав свои права нарушенными, Добровольский просил признать незаконным приказ командира войсковой части № от 9 декабря 2022 года №, в части установления ему дополнительного материального стимулирования за 2022 год в размере 1 800 рублей;
- обязать командира войсковой части № внести изменения в приказ от 9 декабря 2022 года №, в части установления административному истцу суммы дополнительного материального стимулирования за 2022 год в размере 160 000 рублей, направив его в федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации»;
- взыскать с федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей, а также почтовые расходы.
Определением Самарского гарнизонного военного суда от 30 марта 2023 года производство по административному делу № 2а-43/2023 в части требований о взыскании с ФКУ «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» суммы уплаченной государственной пошлины в размере 300 рубелей, а также почтовых расходов в размере 464 рубля 10 копеек было прекращено в установленном законом порядке.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания заинтересованные лица на стороне административного ответчика федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области», их представители в суд не прибыли, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали.
В представленных в суд письменных возражениях представитель федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, дополнительное истребование денежных средств не предусмотрено.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить, при этом указал, что от выполнения специальных задач не уклонялся, а его периодическое отсутствие в воинской части в 2022 году было обусловлено объективными причинами, в числе которых отпуска, нахождение на лечении и длительная служебная командировка.
Представитель войсковой части № и командира этой же воинской части Абрамова О.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав свои доводы, изложенные в возражениях суть, которых сводится к тому, что право усмотрения командиров (начальников) при распределении дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, ограничено только пунктом 11 Порядка, где приводятся обстоятельства при которых материальное стимулирование не выплачивается вовсе. Тогда как действующий Порядок не обязывает командование воинской части в каждом случае аргументировать свою позицию относительно выплаты материального стимулирования, не определена методика, по которой оцениваются результаты исполнения подчиненными должностных обязанностей, не детализирован порядок распределения поступивших денежных средств на указанные цели. При этом, издавая приказ о выплате Добровольскому материального стимулирования командир войсковой части № учел вклад упомянутого военнослужащего в повседневную жизнедеятельность воинской части с учетом его не убытия под различными предлогами в зону проведения специальной военной операции, где с февраля 2022 года выполняет задачи подразделение, в котором административный истец проходит военную службу. Полагает, что удовлетворение требований Добровольского ставит под сомнением принцип единоначалия в Вооружённых Силах Российской Федерации, а помимо этого считает, что законные основания для выплаты Добровольскому дополнительного материального стимулирования отсутствуют, поскольку выделенные для этих целей денежные средства на 2022 год уже израсходованы.
Выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, свидетеля, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и оценив их в совокупности, военный суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 34 статьи 2 названного Федерального закона Президентом Российской Федерации и (или) Правительством Российской Федерации в составе денежного довольствия могут устанавливаться иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющуюся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты.
В связи с этим приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, установлено дополнительное материальное стимулирование по результатам службы (работы) и утвержден Порядок.
В соответствии с пунктом 11 Порядка не представляются к дополнительному материальному стимулированию военнослужащие, получающие дополнительное денежное стимулирование в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, имеющие дисциплинарные взыскания за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, либо неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также военнослужащие допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 6 Порядка издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов, а его конкретные размеры в силу пункта 7 Порядка определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование является выплатой, предоставляемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, непосредственно обусловленной надлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей.
Как следует из телеграммы временно исполняющего обязанности командира войсковой части № от 7 декабря 2022 года №, командиру войсковой части № предписано обеспечить издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим в соответствии с пунктами 7 - 9 и 11 Порядка, исходя из установленной расчетной суммы в размере 45000 рублей для всех категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В соответствии приказом командира войсковой части № от 9 декабря 2022 года № Добровольскому установлено выплатить дополнительное материальное стимулирование по результатам службы за 2022 год в размере 1 800 рублей.
Между тем каких-либо сведений о том, что Добровольский в 2022 году получал дополнительное денежное стимулирование в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, привлекался к дисциплинарной и иным видам ответственности, имел неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, допустил нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил Российской Федерации в судебное заседание представлено не было.
Названные обстоятельства подтверждаются ведомостью начисления дополнительного материального стимулирования военнослужащим войсковой части № по итогам 2022 года, а также показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля - начальника отделения кадров войсковой части № <данные изъяты> ФИО8
Не представлено командованием и каких-либо других данных, которые могли бы свидетельствовать о ненадлежащем исполнении Добровольским своих служебных и должностных обязанностей.
Напротив, как следует из представления от 21 ноября 2022 года подписанного временно исполняющим обязанности командира <данные изъяты>, <данные изъяты> Добровольский, представляемый к назначению на иную воинскую должность уверенно справляется с поставленными задачами и должностными обязанностями.
При этом как показал суду свидетель ФИО9 непосредственный командир (начальник) Добровольского рапорт на выплату административному истцу указанной премии не представлял, а ее размер фактически был установлен по решению штатного начальника штаба войсковой части №, находящегося в зоне проведения специальной военной операции, с учетом того, что административный истец в таковой участия не принимал.
Таким образом судом установлено, что предусмотренных пунктом 11 Порядка оснований для уменьшения Добровольскому размера дополнительного материального стимулирования за 2022 год, не имелось.
Как видно из содержания пунктов 7 и 8 Порядка, конкретный размер дополнительного материального стимулирования определяется по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование, путем применения коэффициента к расчетной сумме. При этом в отношении административного истца такой коэффициент может составлять от 1 до 4.
Исходя из взаимосвязанных положений пунктов 7, 8 и 11 Порядка при отсутствии оснований для непредставления военнослужащего к дополнительному материальному стимулированию, изложенных в пункте 11 Порядка, размер такового должен определяться путем применения коэффициента от 1 до 4 к расчетной сумме. Следовательно, учитывая, что расчетная сумма для выплаты военнослужащим материального стимулирования в 2022 году составляла 45 000 рублей, минимальный размер её выплаты Добровольскому должен был составлять не менее 45000 рублей, а максимальный размер до 180 000 рублей.
При таких данных произвольное уменьшение Добровольскому размера дополнительного материального стимулирования до 1 800 рублей, являющегося составной частью денежного довольствия, нарушает его право на справедливое вознаграждение за труд.
Вместе с тем, требование административного истца о выплате ему дополнительного материального стимулирования за 2022 год в максимальном размере, то есть с применением четырехкратного коэффициента к расчетной сумме подсчитанном административным истцом, суд полагает необоснованным и не подлежащим удовлетворению. С учетом того, что в силу пункта 7 Порядка, конкретный размер дополнительного материального стимулирования определяется соответствующим командиром по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей, то есть относится к усмотрению соответствующего воинского должностного лица, но в установленных пределах, суд полагает, что не вправе возложить на командира войсковой части № обязанность выплатить административному истцу дополнительное материальное стимулирования в максимальном размере, лишив его тем самым возможности учесть результаты исполнения военнослужащим должностных обязанностей.
В свою очередь довод представителя административных ответчиков и заинтересованного лица о том, что истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается, военный суд находит несостоятельными, поскольку эти обстоятельства также не являются в соответствии с действующим законодательством основанием для произвольного уменьшения дополнительного материального стимулирования военнослужащего.
При таких данных, суд полагает необходимым признать незаконным приказ командира войсковой части № 9 декабря 2022 года №, в части установления Добровольскому дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 за 2022 год в размере 1 800 рублей.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд полагает необходимым обязать командира войсковой части № внести изменения в приказ от 9 декабря 2022 года №, установив Добровольскому дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 за 2022 год в размере не менее установленной расчетной суммы 45000 рублей, а также направить его в соответствующий финансовый орган для исполнения.
В удовлетворении требований Добровольского в части возложения обязанности на командира войсковой части № установлении ему дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 за 2022 год в размере 160000 рублей и направлении его в федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», суд считает необходимым отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 и 227 КАС Российской Федерации, военный суд
решил:
Административное исковое заявление военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Добровольского Андрея Викторовича о признании незаконным приказа командира войсковой части № 9 декабря 2022 г. №, в части невыплаты административному истцу в полном объеме дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» за 2022 г., удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ командира войсковой части № от 9 декабря 2022 г. №, в части установления Добровольскому Андрею Викторовичу дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» за 2022 год в размере 1800 рублей.
Обязать командира войсковой части № внести изменения в приказ от 9 декабря 2022 г. №, установив Добровольскому Андрею Викторовичу дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» за 2022 год в размере не менее установленной расчетной суммы 45000 (сорок пять тысяч) рублей, направив его в соответствующий финансовый орган для исполнения.
В удовлетворении требований Добровольского Андрея Викторовича в части возложения обязанности на командира войсковой части № об установлении дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» за 2022 год в размере 160000 (сто шестьдесят тысяч) рублей и направлении его в федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», отказать.
Об исполнении решения должно быть сообщено суду и административному истцу не позднее, чем в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения суд принимает меры, предусмотренные действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 7 апреля 2023 года.