РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2019 года Чапаевский городской суд Самарской области в составе:председательствующего судьи Законова М.Н.,при секретаре Сергеевой О.Е.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-250/2019 по административному исковому заявлению МИФНС России №16 по Самарской области к Жихареву ФИО6 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - МИФНС России №16 по Самарской области обратился в суд к Жихареву А.В. с вышеуказанным иском, в котором просил суд взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налога за 2016 год в размере 917 рублей 50 копеек, пени в размере 04 рубля 65 копеек, по транспортному налогу за 2014 год в размере 5 623 рубля 58 копеек, за 2016 год в размере 7 518 рублей, пени в размере 1 205 рублей 26 копеек, по налогу на имущество за 2014 год в размере 7 032 рубля, за 2016 год в размере 3 011 рублей, пени в размере 230 рублей 05 копеек.
В обоснование требований указали, что административный ответчик является налогоплательщиком, поскольку на него зарегистрированы транспортные средства и объекты недвижимости. Жихарев А.В. не исполнил надлежащим образом обязанность по уплате налогов. Жихареву А.В. было направлено требование об уплате налогов, которое не исполнено. Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам. Определением мирового судьи от 18.07.2018 года судебный приказ был отменен.
Впоследствии, с учетом представленных административным ответчиком платежных документов исковые требования уточнили и просили взыскать с административного ответчика налоговую задолженность в сумме 10 517 рублей 77 копеек, в том числе: за земельный налог за 20167 года в размере 288 рублей 50 рублей, пени в размере 61 копейка, за налог на имущество за 2014 год в размере 7 032 рублей, за 2016 год в размере 3 011 рублей, пени в размере 185 рублей 66 копеек.
В судебное заседание представитель МИФНС №16 России по Самарской области не явился, извещался надлежащим образом. Просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Жихарев А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что все задолженности по налогам у него оплачены. Представил суду платежные документы, просил в удовлетворении административного иска отказать.
Суд, выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций закреплены в главе 32 КАС РФ.
Так, в статье 286 КАС РФ определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущенный указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Судом установлено и административным ответчиком не оспаривается, что Жихарев А.В. является налогоплательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Инспекцией в адрес Жихарева А.В. направлено налоговое уведомление №653607 об оплате транспортного налога за 2013 год в размере 9 256 рублей в срок до 17.11.2014 года, по оплате земельного налога за 2013 года в размере 19 рублей в срок до 01.12.2014 года, по уплате налога на имущество за 2011,2012,2013 год в размере 26 575 рублей и в сумме 26 335 рублей 49 копеек в срок до 14.11.2014 года.
В связи с ненадлежащим исполнением налоговых обязательств в адрес административного ответчика направлено налоговое требование №19387 от 26.11.2014 года по уплате налога на имущество и транспортного налога в общем размере 35 591 рубль 49 копеек по сроку уплаты до 06.02.2015 года.
Также в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление №1116624 от 03.06.2015 года об уплате транспортного налога за 2014 года в размере 7 460 рублей, земельного налога за 2014 год в размере 317 рублей и налога на имущество в размере 18,00 рублей.
Впоследствии в адрес Жихарева А.В. налоговым органом направлено налоговое требований № 29552 от 08.10.2015 года об уплате задолженности по налогу на имущество, транспортного налога и земельного налога в общей сумме 7 794 рубля 71 копеек и пени в размере 1 338 рублей 05 копеек в срок до 08.10.2015 года.
Кроме этого, в адрес административного ответчика Инспекцией направлено налоговое уведомление №32327790 от 21.09.2017 года об уплате транспортного налога за 2014 и 2016 год в размере 14 964 рубля, по уплате земельного налога за 2014 и 2016 год в размере 5 771 рубль и 2 390 рублей, об уплате налога на имущество за 2014 и 2016 год в размере 13 054 рубля по срок уплаты до 01.12.2017 года.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по уплате налогов Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено налоговое требование №51521 от 18.12.2017 года об уплате задолженности по уплате транспортного лога, земельного налога и налога на имущество в общем размере 24 102 рубля 08 копеек, пени в размере 106 рублей 05 копеек со сроком до 16.01.2018 года.
В связи с неоплатой указанных налогов Инспекция обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика по взысканию задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 917 рублей 50 копеек, пени в размере 4 рубля 65 копеек, по транспортному налогу за 2014 год в размере 5 623 рубля 58 копеек, за 2016 год в размере 7 518 рублей, пени в размере 1 205 рублей 26 копеек, по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2014 год в размере 7 032 рубля, за 2016 год в размере 3 011 рублей, пени в размере 230 рублей 05 копеек, всего в сумме 25 542 рубля 04 копейки и взыскании госпошлины в размере 483 рубля13 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка № 120 судебного района г. Чапаевск от 18.07.2018 года судебный приказ отменен, что послужило основанием для подачи настоящего иска.
Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании п. п. 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Исходя из положений ч.2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 48 НК РФ административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Вышеуказанные сроки налоговым органом, с учетом идентификатора почтового отправления, соблюдены.
С учетом уточнения иска, налоговый орган просит взыскать недоимку по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
В обоснование позиции административным ответчиком представлены платежные документы об уплате вышеуказанных налогов, из анализа которых суд усматривает оплату земельного налога 01.12.2017 года в размере 5 771 рубль (платежное требование со сроком до 01.12.2017 с суммой 5 771) и 1 156 рублей (платежное требование до 01.12.2017 в суммой 2 390), то есть по налоговому уведомлению от 21.09.2017 года. Также имеется оплата налога на имущество физических лиц 28.11.2017 в размере 3 011 рублей (платежное требование со сроком до 01.12.2017 с суммой 14 054), то есть по налоговому уведомлению от 21.09.2017. Также имеются оплаты в 2015 году по земельному налогу в размере 317 рублей, в размере 3 847 рублей – в пользу ФНС по Красноглинскому району) и об оплате налога на имущество в размере 18 рублей.
С учетом указанных платежных документов налоговым органом даны пояснения по делу, согласно которым поступившая оплата от 28.11.2017 в сумме 3011 зачтена в оплату за 2014 год по сроку оплаты 01.12.2017, оплата от 05.12.2015 в сумме 18 рублей зачтена в оплату за 2014 по сроку уплаты 01.12.2017, оплата по земельному налогу от 01.12.2017 в сумме 1156 рублей зачтена в оплату за 2014 по сроку уплаты 01.12.2017, оплата от 05.12.2015 в сумме 3 847 рублей 54 копейки поступила в ИФНС по Красноглинскому району, оплата от 05.12.2015 в сумме 317 рублей зачтена в оплату за 2014 по сроку уплаты 01.12.2017.
Как видно из налогового уведомления от 21.09.2017 года налогоплательщику начислено к уплате 14 964 рубля по транспортному налогу за 2014 и 2016, 5771 рубль и 2 390 рублей по земельному налогу за 2014 и 016 год, 13 054 рубля на имущество физических лиц за 2014 и 2016 год.
Между тем, согласно представленным платежным документам Жихаревым А.В. не в полном объеме уплачены указанные суммы налогов.
Доказательств оплаты налогов прежних периодов не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд полагает доводы Инспекции обоснованными, так как по состоянию на 14.03.2019 у административного ответчика имеется задолженность по уплате налогов, а именно по налогу на имущество в размере 10 043 рубля, пени 185 рублей 86 копеек, по земельному налогу в размере 288 рублей 50 копеек, пени в размере 0,61 копейка, которые подлежат взысканию.
Доводы административного ответчика о повторном начислении налогов голословны и ничем объективно не подтверждены, заявление об уточнении назначения налогового платежа налогоплательщиком не подавалось, доказательств оплаты вышеназванных налогов в требуемых суммах не представлено.
Доводы о неверном применении налоговой ставки при исчислении налогов правового значения в рамках рассмотрения настоящего административного иска не имеют, поскольку не являются предметом его рассмотрения; исковых требований к налоговому органу не заявлено; действия Инспекции не обжаловались; заявлений о перерасчете или оспаривании начислений не имеется.
Представленный Инспекций расчет административным ответчиком не опровергнут.
Ссылки административного ответчика на закон, согласно которому подлежат списанию задолженности по их безнадежности ко взысканию, а также на срок исковой давности по указанной недоимки, суд не может принять во внимание в качестве основания для отказа в иске, поскольку зачет уплаты налогов произведен Инспекцией в счет погашения задолженности за 2014 год по налоговому уведомлению от 21.09.2017 года. Поскольку обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год возникает после 01.01.2015, недоимка по данному налогу за указанный налоговый период по состоянию на 01.01.2015 не возникла, в связи с чем не подлежит списанию в соответствии с Федеральным законом №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные акты РФ», вступившим в силу 28.12.2017 года. Доказательств списания задолженностей за более ранние периоды не представлено. Также суд принимает во внимание, что по состоянию на 26.11.2014 года у налогоплательщика имелась общая задолженность в сумме 55 903 рубля 78 копеек, в том числе по налогам и сборам 49 724 рубля 18 копеек, что подтверждается требованием от 26.11.2014 года.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Ввиду несвоевременной оплаты налогов за 2014,2016 год Инспекцией правомерно начислены пени, которые подлежат взысканию с налогоплательщика. Расчет пени не опровергнут.
При таких обстоятельствах, требование МИФНС России №16 Самарской области о взыскании с Жихарева А.В. задолженности по уплате налогов подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ и ст.333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования МИФНС России №16 по Самарской области к Жихареву ФИО9 о взыскании задолженности по налогам – удовлетворить.
Взыскать с Жихарева ФИО8 задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 288 рублей 50 копеек, пени в размере 61 копейка, по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 7 032 рубля, за 2016 год в размере 3 011 рублей, пени в размере 185 рублей 66 копеек, а всего взыскать 10 517 рублей 77 копеек.
Взыскать с Жихарева ФИО7 в доход государства госпошлину в размере 400 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Чапаевского городского суда М.Н. Законов