N 2а-225/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2018 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре судебного заседания Палаткиной А.С
при участии в деле:
административного истца Новикова В.О.,
представителя административного истца Новикова А.О., действующего на основании доверенности от 06.06.2017,
административного ответчика – Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия»,
представителей административного ответчика Беляркиной М.С., действующей на основании доверенности от 03.10.2017, Сыркина Н.И., действующего на основании доверенности от 18.05.2017,
заинтересованного лица Военного комиссара городского округа Саранск Демина А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Новикова В. О. о признании незаконным вызова в отдел военного комиссариата Республики Мордовия по городу Саранску для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу,
установил:
Новиков В.О. обратился в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия с административным иском (уточненным в ходе рассмотрения дела) к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным вызова на 11 декабря 2017 г. в отдел военного комиссариата Республики Мордовия по городу Саранску для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу по повестке сер. МС N131701219.
В обоснование иска указал, что находясь на учебных занятиях в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» 8 декабря 2017 г. был приглашён в деканат экономического факультета, где лицо, назвавшееся сотрудником военного комиссариата, вручило ему под роспись повестку серии МС N 131701219 о явке в отдел военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранску 11 декабря 2017 г. для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Повестка была выписана за подписью начальника отдела ВК РМ по городу Саранску Демина А.
Полагает, что указанным лицом было принято неправомерное решение о его вызове в отдел военного комиссариата, поскольку в настоящее время он проходит обучение на очной форме на 2 курсе магистратуры экономического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» и имеет отсрочку от призыва на военную службу до окончания обучения в высшем образовательном учреждении. Факт предоставления отсрочки от призыва на военную службу до 2018 года подтверждается выпиской из протокола заседания призывной комиссии Военного комиссариата г.о. Саранск - протокол N21 от 31.10.2016.
Дата, указанная для явки в отдел военного комиссариата – 11 декабря 2017 г. к 8:00 совпадает с плановыми учебными занятиями, которые он должен был пропустить в этот день. Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пункту 7 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан РФ" как лицо, имеющее отсрочку от призыва, вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии не подлежал.
В судебное заседание Новиков В.О., заинтересованное лицо военный комиссар Демин А.Н. не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещались в установленном законом порядке, сведений о причинах неявки не представили.
Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, в связи с чем суд на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Представитель административного истца Новиков А.О. исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным в административном иске и дополнениях к нему основаниям.
Военным комиссаром Республики Мордовия ФИО1 представлены письменные возражения на административное исковое заявление. Представители административного ответчика – Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия» Беляркина М.С., Сыркин Н.И. полагали заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск.
Заслушав объяснения участников судебного процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к нижеследующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, Новиков В.О. 15 февраля 2011 г. принят на воинский учет в отдел Военного комиссариата Республики Мордовия по городскому округу Саранск.
25 мая 2012 г. Новикову В.О. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2012 г. по подпункту «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ на время получения полного среднего образования в МУО «Лицей № 4».
25 июня 2012 г. Новикову В.О. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01 октября 2012 г. по подпункту «г» пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ.
07 ноября 2012 г. Новикову В.О. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2016 года по подпункту «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ на время обучения в образовательной в ФГБОУ ВО «НИИ Мордовский государственный университет им Н.П. Огарева» (бакалавриат) 4 года (с 2012 г. по 2016 г.).
31 октября 2016 г. Новикову В.О. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2018 года по подпункту «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ на время обучения в ФГБОУ ВО «НИИ Мордовский государственный университет им Н.П. Огарева» по программе магистратуры на период освоения программы (специальности) (2016-2018 г.).
12 апреля 2017 г. призывной комиссией Республики Мордовия решение призывной комиссии г. Саранска от 31 октября 2016 г. было отменено по основаниям, предусмотренным подпунктом «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (протокол №1/у от 12 апреля 2017 г.).
12 мая 2017 г. призывной комиссией городского округа Саранск в отношении призывника Новикова В.О. принято решение о призыве на военную службу (протокол № 27 от 12 мая 2017 г.), категория годности Б пп - 3.
В силу статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Срок обращения с административным иском Новиковым В.О. не пропущен.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом является Федеральный закон N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ от 28.03.1998), предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 26 данного Федерального закона).
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На основании п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.06 N 663, вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов (муниципальных) (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Вопрос о призыве Новикова В.О. на военную службу рассмотрен призывной комиссией по городскому округу Саранск, созданной на основании Указа Главы Республики Мордовия от 23 марта 2017 г. № 60-УГ «О создании призывных комиссий в Республике Мордовия». На заседании комиссии присутствовало 6 её членов. Оспариваемое решение принято единогласно. В соответствии с пунктом 14 Положения решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения начальника отдела (муниципального) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану. Вопрос о призыве Новикова В.О. на военную службу рассмотрен на заседании призывной комиссии по городскому округу Саранск в его присутствии на основании его пояснений, анализа документов, представленных им, заключения медицинского освидетельствования.
Из личного дела призывника Новикова В.О. усматривается, что его медицинское освидетельствование произведено в соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. № 565, медицинское обследование проведено врачами-специалистами, перечень которых установлен Положением о военно-врачебной экспертизе, вынесено заключение о годности к военной службе по категории Б пп-3.
Проанализировав представленные документы, заключение медицинского освидетельствования призывная комиссия пришла к правильному выводу о том, что Новиков В.О. подлежит призыву на военную службу с зачислением в команду 60, поскольку не имелось оснований для принятия иных решений, предусмотренных частью 1 статьи 28 Федерального закона № 53-ФЗ (о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности).
Из материалов дела усматривается, что Новиков В.О. права на отсрочку от призыва не имеет. Предоставленная ему призывной комиссией городского округа Саранск отсрочка от призыва от 31.10.2016 до 2018 г. была отменена призывной комиссией субъекта (протокол заседания призывной комиссии Республики Мордовия № 1 от 12.04.2017 г.).
В материалах настоящего дела, а также в личном деле призывника Новикова В.О. имеется повестка сер. МС N131701219 о его вызове в отдел военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранску 11 декабря 2017 г. к 08:00 часам для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, имея при себе необходимые документы, то есть в связи с мероприятиями по призыву, предусмотренными ст. 26 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 и в период призывной кампании с 1 октября по 31 декабря 2017 г., определенной Указом Президента РФ от 27.09.2017 N 445.
Указанная повестка была вручена работником отдела военного комиссариата 08 декабря 2017 г. Новикову В.О. под расписку.
Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
В соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400, граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе необходимые документы (порядок организации работы призывного пункта в ходе проведения призыва граждан на военную службу приведен в приложении N 31 к настоящей Инструкции).
Правовых оснований считать, что оспариваемое действие незаконно возлагает на административного истца обязанность по повестке военного комиссариата явиться на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы, не имеется.
Судом установлено, что повестка о явке 11 декабря 2017 г. в отдел военного комиссариата выдана Новикову В.О. при наличии решения о его призыве на военную службу. Суд приходит к выводу о том, что действиями военного комиссариата не нарушены права и законные интересы административного истца, поскольку в спорный период он подлежал призыву на военную службу и мог заявить об уважительных причинах невозможности явки в указанный в повестке день.
Доводы, изложенные в обоснование заявленных требований, что обжалуемое решение о вызове в отдел военного комиссариата для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу незаконно, т.к. нарушает право административного истца на образование, предусмотренное статьёй 43 Конституции Российской Федерации, статьёй 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», не соответствует нормам права, подлежащим применению при регулировании спорных правоотношений.
Пункт 12 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и пункты 4, 7 Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся, утверждённого приказом Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455, при призыве на военную службу гражданина, обучающегося по программе магистратуры, гарантируют гражданину, прошедшему военную службу, право на завершение обучения, для чего ему предоставляется академический отпуск.
В связи с изложенным обжалуемое решение не нарушает право административного истца на получение высшего образования по программе магистратуры.
Таким образом, поскольку совокупности условий, предусмотренной статьями 218, 227 КАС РФ, а именно несоответствие обжалуемого действия (решения) закону и нарушение прав и свобод административного истца, по делу не установлено, в связи с чем суд принимает решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Новикова В.О.
В связи с тем, что исковые требования не подлежат удовлетворению, отсутствуют предусмотренные статьёй 111 КАС РФ основания для взыскания в пользу административного истца расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2017 ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2018 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░