Дело № 2а-5950/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 22 июня 2020 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Бишаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чонской Екатерины Сергеевны, Чонской Маргариты Сергеевны к Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения
у с т а н о в и л :
Истцы обратились в суд с административным иском к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения Комиссии ОА г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об отказе во включении в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, от ____. В обоснование требований указали, что в ____ и в ____ г.г. обращались к ответчику с заявлениями о включении в Реестр, однако им необоснованно было отказано со ссылкой на те обстоятельства, что имеется в собственности жилое помещение. В жилом помещении по адресу: ____ истцы проживать не могли, поскольку там проживала мать, страдающая алкоголизмом, лишенная родительских прав, совершившая ранее преступление против жизни их отца. Невозможность проживания с матерью в одной квартире обязан был установить орган опеки и попечительства и включить истцов в реестр лиц, подлежащих обеспечению жильем специализированного жилищного фонда. В ____ году истцы вновь обратились в орган опеки и попечительства и снова получили отказ, поскольку обеспечены жильем свыше учетной нормы. С принятыми ответчиком решениями не согласны, просят признать их незаконными, обязать включить истцов в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
В судебном заседании истцы требования поддержали, пояснили, что постоянно обращались к ответчику с заявлениями о постановке на учет, но все время получали отказы, обращались за юридической помощью, в том числе бесплатной, передавали документы, но им никто не помог составить исковое заявление. Отказ ответчика в ____ году мотивирован наличием жилья в собственности, однако после смерти матери квартиру по адресу ____ пришлось продать, так как у матери накопились долги по оплате коммунальных услуг. Просят иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Афанасьева С.С., заинтересованное лицо главный специалист ООП ОА г. Якутска Романова С.В., иск не признали, пояснили, что как по состоянию на ____-____ года, так и по состоянию на ____ год истцы были обеспечены жилым помещением, являлись собственниками квартиры по адресу: ____ площадью ___ кв.м., где на каждого собственника приходится ___ кв.м., что больше учетной нормы. Оснований для включения истцов в реестр лиц, подлежащих обеспечению жильем специализированного жилищного фонда, не имелось. С заявлениями о признании невозможным проживания с матерью в одной квартире, истцы не обращались, срок обжалования решений от ____ и ____ года истцами пропущен. Просят в иске отказать.
Суд, выслушав объяснения истцов, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ) и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 9 ст. 8 названного Закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Федеральным законом N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (пункт 3 статьи 8).
Согласно части 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с целью обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) формирует единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 1 настоящего Закона.
Так, право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание в которых признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия); 3) признанные нуждающимися в жилых помещениях до вступления в силу настоящего Закона и не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями; 4) достигшие возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют заявления о включении указанных детей в реестр в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту жительства указанных детей в течение 30 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет оснований для предоставления им жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Заявления о включении в реестр также могут представить в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту своего жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в реестр соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет (части 2 и 3 ст. 3 Закона РС (Я).
Орган опеки и попечительства органа местного самоуправления в течение 15 рабочих дней со дня представления всех документов, прилагаемых к заявлению о включении в реестр, готовит заключение, содержащее вывод о включении в реестр или об отказе во включении в реестр (часть 6 ст. 3 Закона РС (Я)).
Орган опеки и попечительства органа местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня вынесения заключения направляет его и заявление о включении в реестр с приложенными документами в уполномоченный орган, который в течение 15 рабочих дней со дня поступления заключения и документов проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение о включении в реестр или об отказе во включении в реестр (части 7 и 8 ст. 3 Закона РС (Я)).
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным органом, на территории которого находится место жительства указанных лиц (часть 1 ст. 4 Закона РС (Я)).
Судом установлено, что истцы относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец умер, мать была лишена родительских прав, с ____ года воспитывались в Мохсоголлохском детском доме.
В ____ году и в ____ году истцы обращались к ответчику с заявлениями о включении в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем. Заключениями Комиссии ОА г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ____ и от ____ года истцам отказано во включении в реестр ввиду обеспеченности жилым помещением, поскольку в собственности у Чонской М.С., Чонской Е.С. ___) имелось жилое помещение, расположенное по адресу: ____ площадью ___ кв.м., где на каждого собственника приходится ___ кв.м.
Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от ____ года № в г. Якутске установлена учетная норма площади жилого помещения в размере ___ кв. м.
Таким образом, поскольку на каждого собственника приходилось больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной в г. Якутске, у комиссии ОА г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствовали основания для включения истцов в реестр.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Учитывая, что обжалуемые решения комиссии ОА г. Якутска были вынесены в ____ и в ____ годах, а истцы обратились в суд в ____ году, при этом уважительных причин пропуска срока обращения в суд не представили, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока в суд истцы не обращались, исковые требования об оспаривании указанных решений подлежат отказу. Доводы истцов о том, что они относятся к социально не защищенной категории и не могли обратиться в суд самостоятельно, суд отклоняет, на момент принятия указанных решений истцы были совершеннолетние, наличие обстоятельств, препятствующих совершить действия направленные на защиту своих прав, истцы не доказали.
Не подлежат удовлетворению и требования истцов об оспаривании решения от ____ года, поскольку, как следует из пояснений истцов, в ____ году их мать умерла, следовательно, никаких препятствий с ____ года для проживания в жилом помещении, собственниками которого они являлись, у истцов не имелось. При этом обеспеченность жилой площадью после смерти матери возросла, однако истцы произвели отчуждение квартиры в ____ года, ухудшив свои жилищные условия, что подтверждается выпиской из ЕГРН. На момент обращения в 2020 году истцы достигли возраста 23 лет и утратили право на включение в реестр для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Чонской Екатерины Сергеевны, Чонской Маргариты Сергеевны к Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения от 26 мая 2020 года отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.А.Кочкина
___
___
___
___