Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2016 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Скрипченко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2749/2016 по иску
Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к М.А. об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратился в суд с исковым заявлением к М.А., указав в его обоснование, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на основании Положения о Территориальном управлении, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом № от 27.05.2009г. осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
В целях установления границ лесных земельных участков в соответствии с требованиями земельного и кадастрового законодательства между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг» был заключен государственный контракт от 19.02.2013г. № Р-1К-13/1 по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о земельных (лесных) участках с протяженностью границ 164,7 тыс. километров, в отношении конкретных лесничеств и их частей, расположенных в 41 субъекте Российской Федерации. В результате проведенных Филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» работ по указанному государственному контракту границы земельных участков государственного лесного фонда были уточнены, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости, вместе с тем, произошло существенное уменьшение площади ранее учтенных земельных участков лесного фонда за счет незаконного выделения земельных участков лесного фонда, при условии постановки на кадастровый учет участков с иной категорией земель. В отношении земельных участков, фактически расположенных в границах земель государственного лесного фонда, но поставленных на кадастровый учет с указанием иной категории были подготовлены соответствующие заключения о пересечении границ земель государственного лесного фонда с границами земель иных категорий, которые были направлены в Агентство лесного хозяйства ..... В связи с вышеизложенным, Агентством лесного хозяйства .... сведения о выявленных нарушениях земельного и лесного законодательства были направлены в адрес Территориального управления.
Из представленных материалов, а именно из заключения № сведений Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества следует, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1554 кв.м., расположенный по адресу: ...., уч. 11, принадлежащий на праве собственности М.А., поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство, фактически частично расположен в границах Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества. Местоположение границ спорного земельного участка определено в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» путем наложения координат характерных точек его границ, приведенных в кадастровой выписке о земельном участке на координаты характерных точек границ Гороховского участкового лесничества, содержащихся в цифровых лесных картах указанного лесничества, которые содержат сведения о координатах границ земель лесного фонда в системе координат.
Полагает, что доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт - схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду. Считает, что спорный земельный участок, предоставленный ответчику, находится на землях лесного фонда, при этом какие-либо мероприятия по переводу участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Земельный участок с кадастровым номером № фактически расположен в границах земель государственного лесного фонда, в силу прямого указания закона принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Таким образом, спорный земельный участок выбыл из владения Российской Федерации помимо ее воли.
Просит:
истребовать у М.А. из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по правлению государственным имуществом в .... часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1554 кв.м., расположенный по адресу: ...., уч. 11.
В судебное заседание представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Ответчик М.А. в судебном заседании исковые требования не признала, полагая, что владеет земельным участком на законных основаниях.
Представитель третьего лица администрации Мамонского муниципального образования Новожилова Н.А., действующая по доверенности от **/**/****, в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований, согласно доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо Солдатенко А.А. в судебном заседании полагал заявленные исковые тре6бования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса .... в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации .... муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, согласно отзыву на исковое заявление, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ФГБУ «Рослесинфорг» в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Согласно ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав пояснения, ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1); земли населенных пунктов (подпункт 2); земли лесного фонда (подпункт 5).
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ч.1 ст.17 Земельного кодекса РФ к федеральной собственности относятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно ст.101 Земельного кодекса РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу ст. 3 Федерального закона от **/**/**** № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с п.2 ст.15, абз.2 ч.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из состава земель лесного фонда ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ права владения, пользования и распоряжения лесными участками из состава земель лесного фонда принадлежат Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.
Судом установлено, что на основании постановления от **/**/**** № М.А. мэром .... предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 1554 кв.м., расположенный по адресу: ...., уч. 11 под индивидуальное жилищное строительство.
Согласно кадастровому паспорту на земельный участок от **/**/****, земельный участок, расположенный по адресу: ...., уч. 11 поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, площадь 1554 кв.м.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.10.2015г., земельный участок, расположенный по адресу: ...., уч. 11, кадастровый №, принадлежит на праве собственности М.А.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде М.А. является собственником спорного земельного участка, её право собственности на участок зарегистрировано в установленном законом порядке и никем не оспорено. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что следует из кадастрового паспорта, кадастрового дела земельного участка. Данные государственного кадастрового учета в установленном законом порядке никем не оспорены.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрировано в порядке, установленном законом, и никем не оспорено. Доказательств, порочащих регистрацию права ответчика на земельный участок, истцом суду не представлено. При этом границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о координатах внесены в государственный кадастр недвижимости. Данные государственного кадастрового учета также никем не оспорены и не признаны недействительными.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса РФ).
Согласно пункту 6 статьи 47 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В силу статьи 4.2 Федерального закона от **/**/**** № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статьей 4.4 этого же Закона определено, что в случае, если до **/**/**** государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п.1 ст.1 Гражданского кодекса РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 122-ФЗ от **/**/**** «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, путем предъявления соответствующего иска.
Исходя из п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от **/**/**** N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Истребование имущества из чужого незаконного владения, то есть виндикация, является вещно-правовым способом защиты права собственности.
Заявляя требования об истребовании спорного земельного участка из чужого незаконного владения ответчика, истец представляет заключение ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» №, о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий. Согласно заключению ФГУП «Рослесинфорг» №, площадь пересечения земельного участка лесного фонда с земельным участком с кадастровым номером №, составляет 1554 кв.м.
Вместе с тем, суд в отсутствие иных доказательств, подтверждающих доводы истца, критически оценивает представленное в материалы дела заключение ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» № о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, поскольку данное заключение было получено в результате государственного контракта в результате проведения работ картометрическим методом, без выезда на место и определения на местности координат спорных земельных участков и их сопоставления с координатами границ земельного участка лесного фонда.
Кроме того, рассмотрение данного спора связано с разрешением вопроса о принадлежности спорного участка истцу, что невозможно без точного определения границ. При таких обстоятельствах, вопрос о фактическом местоположении границ участка лесных земель, находящегося в собственности Российской Федерации, подлежал разрешению при проведении землеустроительной экспертизы. Однако ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы истцом не заявлено, представленные стороной ответчика доказательства, истцом не опровергнуты. Из представленных доказательств не представляется возможным провести сопоставление границ спорного земельного участка и земельного участка лесного фонда.
То обстоятельство, что спорный земельный участок к землям лесного фонда не относится, также подтверждается ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .... от 10.05.2016г., из которого следует, что спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов в связи с внесением **/**/**** сведений о границе .... в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Думы Мамонского муниципального образования .... «Об утверждении изменений и дополнений в генеральный план Мамонского муниципального образования» №/д от **/**/****.
Установлено, что .... муниципального образования .... образовался путем принятия решения Исполнительного комитета .... Совета народных депутатов от **/**/**** № «Об отводе земельных участков Иркутскому горисполкому для индивидуального жилищного строительства». После чего был оформлен Государственный акт на право пользования землей А-1 № от **/**/****, регистрационная запись №. Данный земельный участок находился в пользовании администрации .....
В соответствии с действовавшим на тот момент Законом РСФСР от **/**/**** «Об утверждении Земельного кодекса РСФСР» предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода. Отвод земельных участков производился на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указывалась цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков устанавливался Советом Министров РСФСР.
Органами, имевшими право предоставления земельных участков, были исполнительные комитеты областных, краевых Советов народных депутатов, Советы Министров автономных республик предоставляют земельные участки - из земель государственного запаса, независимо от размера земельных участков, из земель предприятий, организаций, учреждений, совхозов - общей площадью до 50 гектаров, а из земель колхозов - до 25 гектаров, из земель государственного лесного фонда общей площадью до 50 гектаров в районах с лесистостью от 50 процентов и выше и до 25 гектаров - в районах с лесистостью ниже 50 процентов, из земель государственного лесного фонда, земель колхозов и совхозов, земель предприятий, организаций и учреждений для строительства оросительных и осушительных каналов, железных, автомобильных и иных видов дорог, линий электропередачи, трубопроводов и других линейных сооружений - по нормам предоставления земель для этих видов строительства, утвержденным в установленном порядке.
**/**/**** в адрес администрации .... поступило письмо Комитета по управлению имуществом ....ом .... о прекращении действия государственного акта А-1 № от **/**/**** и передаче данного земельного участка в земли запаса .... для дальнейшего распределения застройщикам поселка Западный.
Постановлением главы .... от **/**/**** № «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Комитету по управлению ....ом Администрации ....» было прекращено право пользования земельным участком расположенным слева от объездной дороги Иркутск - Ангарск, предоставленное решением исполнительного комитета .... совета народных депутатов от **/**/**** № «Об отводе земельных участков Иркутскому горисполкому для индивидуального жилищного строительства» и удостоверенное государственным актом А-1 № от **/**/****. Земельный участок был переведен в земли запаса без изменения целевого назначения.
Постановлением главы .... от **/**/**** № «О переводе земель запаса в земли поселений» земельный участок, расположенный слева от объездной дороги Иркутск - Ангарск, предназначенный под индивидуальное жилищное строительство, согласно утвержденного генплана строящегося ...., был переведен из земель запаса в земли поселений.
Земельному участку, расположенному по адресу: ...., был присвоен кадастровый №, участок был поставлен на кадастровый учет **/**/**** с категорией земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для строительства жилого поселка индивидуальных застройщиков, площадью 695 509 кв.м., ранее учтенный.
В целях определения развития перспективы Мамонского муниципального образования .... был разработан Генеральный план Мамонского Поселения Иркутского муниципального района ...., который в соответствии с п. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, будучи документом территориального планирования, является обязательным для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В целях соблюдения градостроительного законодательства и в соответствии со ст. 25 Градостроительного кодекса РФ Генеральный план был согласован с .....
Согласно п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Генеральный план Мамонского муниципального образования утвержден в установленном законом порядке, при этом спорный земельный участок находится в пределах границ Мамонского муниципального образования, в частности, в пределах границ населенного пункта - ...., суд приходит к выводу о недоказанности истцом исковых требований в части нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда.
Доводы истца о том, что сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости относительно категории спорного земельного участка, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, суд оценивает критически, поскольку противоречия в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, истцом не устранены, в связи с чем, представленные стороной истца доказательства не могут являться бесспорным доказательствами, подтверждающим категорию спорного земельного участка.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела по существу истцом не было доказано отнесение земельного участка, принадлежащего ответчику, к землям лесного фонда, как и не был доказан факт и объем нарушения ответчиком прав Российской Федерации на владение, пользование и распоряжение участком лесного фонда, в связи с чем, исковые требования истца об истребовании у ответчика части земельного участка удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к М.А. об истребовании в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... части земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ...., уч. 11 площадью 1554 кв.м.- отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: О.П. Коткина