РЕШЕНИЕ
ИФИО1
11 апреля 2023 года адрес
Октябрьский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Федоровой И.А.,
при секретаре судебного заседание ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по иску ФИО2 к Министерству социально-демографической и семейной политики адрес, ГКУ СО «ГУСЗН адрес» о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с указанным иском ссылаясь на то, что в марте 2021 года обратилась с заявлением в ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения адрес (управление по Октябрьскому и адресм)» о назначении ей выплаты в связи с наличием звания «Ветерана труда адрес», поскольку решением ГКУ СО «ГУСЗН адрес» от дата №... ей было присвоено звание ветерана труда адрес в связи с награждением почётным знаком Самарской Губернской Думы «За заслуги в законотворчестве». Данное звание было присвоено по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона о ветеранах труда адрес, согласно ст. 10 данного Закона ветеранам труда предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 800 рублей. Письмами от дата №... и от дата №... ей было отказано в предоставлении выплат в связи с тем, что она уже является получателем мер социальной поддержки как ветеран труда Российской Федерации, а гражданин может получать меры социальной поддержки либо только как ветеран труда Российской Федерации, либо только как ветеран труда адрес. Данная позиция не основана на действующем законодательстве и буквальном толковании положений закона. Просит суд признать незаконным решение ответчика ГКУ СО "Главное управление социальной защиты населения адрес" об отказе в предоставлении ей выплат, предусмотренных статьей 10 Закона о ветеранах труда адрес; обязать ответчика ГКУ СО "Главное управление социальной защиты населения адрес" устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав и предоставить ей ежемесячную денежную выплату с даты присвоения звания «Ветеран труда адрес».
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске и дополнительных пояснениях.
Представители ответчиков Министерства социально-демографической и семейной политики адрес, ГКУ СО «ГУСЗН адрес» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав истца, суд приходит к следующим выводам.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от дата N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе ежемесячную денежную выплату (подпункт 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на дата, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").
В соответствии с пунктом 49 части 1 статьи 44 Федерального закона от дата № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
На момент обращения ФИО2 в марте 2021 года в Главное управление социальной защиты населения адрес с заявлением о назначении ей ежемесячной социальной выплаты, механизм и условия предоставления ветеранам труда мер социальной поддержки в том числе в виде назначения ежемесячной социальной выплаты в адрес регулировался адрес от дата №...-ГД "О ветеранах труда адрес" (в редакции адрес от дата N 28-ГД, от дата N 46-ГД, от дата N 23-ГД, от дата N 63-ГД, от дата N 97-ГД, от дата N 27-ГД, от дата N 15-ГД, от дата N 16-ГД, от дата N 74-ГД, от дата N 113-ГД, от дата N 30-ГД, от дата N 66-ГД, от дата N 116-ГД, от дата N 146-ГД, от дата N 88-ГД, от дата N 150-ГД).
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из материалов дела следует, что отказывая в предоставлении спорной выплаты истцу, ответчик ссылался на обстоятельства того, что мерами социальной поддержки ФИО2 пользуется как ветеран труда РФ (л.д. 10-11).
Согласно статье адрес от дата №...-ГД "О внесении изменений в адрес "О ветеранах труда адрес" за гражданами, которые до даты вступления в силу настоящего Закона имели трудовой стаж на территории адрес не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда адрес" на условиях, действовавших до вступления в силу настоящего Закона. За гражданами, указанными в абзаце первом настоящей статьи, и за гражданами, которым звание "Ветеран труда адрес" присвоено до вступления в силу настоящего Закона, сохраняется право на предоставление мер социальной поддержки в размере и на условиях, действовавших до вступления в силу настоящего Закона.
Ссылаясь на данную норму и указывая, что решением №... ГКУ СО «ГУСЗН адрес» ФИО2 присвоено звание ветерана труда адрес дата, т.е. после вступления в силу настоящего Закона, предоставление мер социальной поддержки, осуществляются по одному из оснований, установленных действующим законодательством Российской Федерации и адрес, в связи с вышеизложенным назначить ежемесячную денежную выплату как ветерану труда адрес не предоставляется возможным.
Суд полагает, что указанные выводы ответчика основаны на неверном толковании порядка применения закона.
Так, в силу части 3 статьи адрес от дата №...-ГД «О ветеранах труда адрес» (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) меры социальной поддержки ветеранам труда адрес предоставляются по одному из оснований, установленных настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации и адрес.
Данная норма закрепляет меры социальной поддержки ветеранов труда регионального значения и не содержит положений, ограничивающих возможность получения соответствующих выплат при наличии статуса ветерана труда федерального значения.
Из буквального прочтения указанной нормы следует, что при наличии звания ветерана труда адрес гражданин имеет право на выплаты, установленные региональным законодательством. адрес от дата №...-ГД «О ветеранах труда адрес» не регулирует выплаты ветеранам труда РФ и не устанавливает ограничений для получения соответствующей поддержки при наличии статуса ветерана труда федерального значения.
Из приобщённой к материалам дела копии трудовой книжки ФИО2 следует, что ее трудовой стаж на территории адрес составлял до дата (т.е. момента вступления в силу адрес от дата №...-ГД) более 35 лет, что является одним из оснований сохранения права на предоставление мер социальной поддержки в размере и на условиях, действовавших до вступления в силу настоящего Закона, в связи с чем, обстоятельства присвоения истцу звания ветеран труда адрес только дата, не нивелируют ее право на получение спорной выплаты.
В ранее действовавшей редакции части 3 статьи 10 Закона о ветеранах труда адрес предусматривалось, что меры социальной поддержки лицам, указанным в пунктах 1- 5 части 1 статьи 5 Закона, предоставляются по одному из оснований, установленных данным Законом (к ветеранам труда адрес, указанным в пунктах 1-5 части 1 статьи 5 Закона №...-ГД, относятся в том числе граждане, награждённые почётным знаком Самарской Губернской Думы «За заслуги в законотворчестве»).
Соответственно, истцу как ветерану труда адрес, может быть предоставлена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по единственному основанию, установленному Законом о ветеранах труда адрес (награждение почётным знаком Самарской Губернской Думы «За заслуги в законотворчестве»), в размере и на условиях, действовавших до вступления в силу Закона №...-ГД.
По изложенным обстоятельствам решение ГКУ адрес «ГУСЗН адрес» об отказе в назначении истцу ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда адрес нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
Проанализировав изложенные нормы права в их совокупности, определив правовую природу спорных отношений, с учётом того, что меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать решение ГКУ адрес «ГУСЗН адрес» об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда адрес незаконным.
Обязать ГКУ адрес «ГУСЗН адрес» (ИНН 6316216906) назначить ФИО2 ежемесячную денежную выплату как ветерану труда адрес с даты присвоения звания ветеран труда адрес – дата.
Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики адрес (ИНН 6316176298) произвести ФИО2 ежемесячную денежную выплату как ветерану труда адрес.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, срок изготовления которого в течение 5 рабочих дней.
Судья /подпись/ И.А. Федорова
Мотивированное решение изготовлено дата.
Копия верна: Судья Секретарь