Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-113/2021 ~ М-31/2021 от 22.01.2021

УИД 28RS0008-01-2021-000085-61

Дело № 2-113\2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    11 марта 2021 года                         г. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,

при секретаре Щербаковой А.И.,

с участием истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ергашевой Л. И. к администрации города Зеи о признании незаконным бездействия и восстановлении на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

УСТАНОВИЛ:

Ергашева Л.И. обратилась в суд с иском к администрации города Зеи с вышеназванным иском, просит признать незаконным бездействие администрации города Зеи по ее восстановлению на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать администрацию города Зеи восстановить ее в списках пенсионеров на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 22 февраля 1998 года.

В обоснование иска указано, что истец со своей семьей состояла в очереди на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ней местностей в администрации города Зеи с 17 сентября 1996 года, ежегодно проходила перерегистрацию в администрации города Зеи. В 2007 году она стала пенсионером и была включена в списки граждан на получение сертификата по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных местностей по категории «пенсионеры». Согласно списку граждан - участников ведомственной целевой программы, изъявивших желание на получении жилищной субсидии, ее порядковый номер по категории «пенсионеры» в 2020 году стал <Номер обезличен>, а в 2021 году - <Номер обезличен>.

В начале июня 2020 года из администрации города Зеи ей было направлено письмо от 08.06.2020 г. <Номер обезличен> о том, что она является участником реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. №1050 и претендует на получение государственного жилищного сертификата в 2020 году. В данном письме ее просили собрать и предоставить необходимые документы для получения государственного жилищного сертификата и сдать администрацию г. Зеи в срок до 22 июня 2020 года, что было ею исполнено в срок.

В конце октября 2020 года из администрации города Зеи ей пришло письмо <Номер обезличен> «О предоставлении информации» с приложением копии письма от министерства ЖКХ Амурской области на имя Главы города Зеи о том, что на дату постановки на учет (17 сентября 1996 года) продолжительность периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 8 лет 6 месяцев 26 дней, не менее 10 лет. В связи с чем, ей было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата. Оказалось, что декретный отпуск 1,5 года ей не засчитали в стаж. На дату выхода на пенсию в 2007 году ее северный стаж составляет 19 лет 3 месяца 8 дней. После выхода на пенсию она продолжает проживать со своей семьей в г. Зее. Ее десятилетний северный трудовой стаж без учета нахождения в декретном отпуске возник до вступления в силу Федерального закона от 25.07.1998 г. №131-Ф3 «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Она подала ответчику заявление о восстановлении в очереди на получение государственного жилищного сертификата, до настоящего времени ответ не получен. На основании изложенного считает, что своим бездействием ответчик нарушил ее права на получение государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании истец Ергашева Л.И. на удовлетворении иска настаивала, из ее объяснений следует, что на момент постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, она являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, состояла в соответствующей очереди, в 2000 году администрацией г. Зеи ей была предоставлена квартира по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика администрации города Зеи Игнатюк Н.В. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, из отзыва на иск следует, что ответчик с иском не согласен, т.к. на момент постановки Ергашевой Л.И. на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (17.09.1996), вопросы предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, регулировались в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1996 N 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году", а также Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.1993 N 1278.

В соответствии с пунктом 2 вышеназванного Положения от 10.12.1993 № 1278 безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья предоставлялись гражданам (по их желанию), состоящим на учете по улучшению жилищных условий в местных органах исполнительной власти. При этом, в силу пункта 5 данного Положения, за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации субсидии предоставлялись указанным лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.

Из материалов учетного дела Ергашевой Л.И. следует, что на момент постановки на учет в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии (17.09.1996) её стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составлял 8 лет 6 месяцев 24 дня (то есть менее 10 лет). При этом на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Ергашева Л.И. не состояла. Из изложенного следует, что решение о принятии Ергашевой Л.И. на учет и включении в соответствующий список было принято в результате неправомерных действий должностных лиц.

В настоящее время вопросы учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N879. Согласно подпункту «г» пункта 21 указанного Положения неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет являются самостоятельным основанием для снятия гражданина с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

19.10.2020 в администрацию города Зеи поступило письмо министерства ЖКХ Амурской области от 19.10.2020 <Номер обезличен> об отказе в выдаче Ергашевой Л.И. государственного жилищного сертификата. О принятом министерством ЖКХ решении Ергашева Л.И. была проинформирована письмом администрации города Зеи от 21.10.2020 <Номер обезличен>. 19.01.2021 в администрацию города Зеи поступило заявление Ергашевой Л.И. о восстановлении её в очереди с 22.02.1998 (с учётом даты выработки 10-летнего стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). 21.01.2021 на заседании жилищной комиссии администрации города принято решение о снятии Ергашевой Л.И. с учета. О принятом решении Ергашева Л.И. была уведомлена письмом администрации города от 01.02.2021 <Номер обезличен>.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель министерства ЖКХ Амурской области, ФИО6 и ФИО5 в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте судебного заседания.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7).

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище (ч. 1), органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения конституционного права граждан на жилище является предоставление гражданам социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (жилищные субсидии).

В судебном заседании установлено, что Ергашева Л.И. 17 сентября 1996 года подала в администрацию города Зеи заявление на получение жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

На основании данного заявления Ергашева Л.И. была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальной    выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включена в соответствующие списки.

На момент постановки Ергашевой Л.И. на учет для получения жилищной субсидии (17 сентября 1996 года) действовало Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937, которым предусмотрено, что за счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов) лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.

С 31 июля 1998 года вступил в действие Федеральный закон от 25.07.1998 N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утративший силу с 1 января 2003 года, в соответствии с которым жилищные субсидии предоставляются граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.

В настоящее время условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регламентируются Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 2 закона жилищные субсидии пенсионерам предоставляются во вторую очередь.

В силу ст.3, 4 указанного Федерального закона, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

    Как следует из материалов дела и материалов учетного дела, Ергашева Л.И. на основании поданного заявления и приложенных к нему документов, в том числе трудовой книжки, с 17 сентября 1996 года была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включена в соответствующие списки.

Постановлением главы города Зеи <Номер обезличен> от 11 июня 2020 года подтверждено право Ергашевой Л.И. на получение социальной выплаты с 17 сентября 1996 года, постановлено считать истца принятой на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также признанной участником реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет по дате подачи заявления 17 сентября 1996 года.

    При этом, как следует из списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры», Ергашева Л.И. до 2021 года состояла в данных списках в качестве получателя социальной выплаты с составом семьи три человека.

    Из письма министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, направленного 19 октября 2020 года в адрес главы города Зеи, следует, что при проверке учетного дела на основании справки УПФР в г.Белогорске Амурской области от 16 июня 2020 года установлено, что на дату постановки Ергашевой Л.И. на учет (17 сентября 1996 года) продолжительность периодов ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 8 лет 6 месяцев 26 дней, не менее требуемых 10 лет. Комиссией принято решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата. Другие основания для отказа в выдаче истцу государственного жилищного сертификата в заключении министерства ЖКХ не указаны.

    19 января 2021 года Ергашева Л.И. обратилась в администрацию города Зеи с заявлением о восстановлении ее в списках граждан на получение социальной выплаты с даты возникновения 10-летнего стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то есть с 22 февраля 1998 года.

    01 февраля 2021 года Ергашевой Л.И. направлен ответ, в котором указано об отсутствии основании для восстановления в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей из-за отсутствия требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера на дату подачи заявления 17 сентября 1996 года.

    В соответствии с протоколом <Номер обезличен> заседания жилищной комиссии администрации города от 21.01.2021 принято решение о снятии Ергашевой Л.И. с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и исключении из участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в связи с отсутствием на момент постановки на учет 10-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    Постановлением администрации города Зеи <Номер обезличен> от 27 января 2021 года Ергашева Л.И. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

    По данным УПФР в г.Белогорске Амурской области (межрайонного) от 02 февраля 2021 года, представленным по запросу суда, Ергашева Л.И. является получателем страховой пенсии по старости с 16 октября 2007 года, по состоянию на 17 сентября 1996 года продолжительность периодов ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 8 лет 6 месяцев 26 дней. Периоды отпусков по уходу за детьми включены в общий стаж, на 22 февраля 1998 года стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 10 лет.

    В соответствии с подпунктом "г" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879, граждане снимаются с учета в случае установления неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о их постановке на учет.

    В то же время, данное обстоятельство стало возможным в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации города Зеи, а не действий Ергашевой Л.И.

    При постановке на учет специалист администрации города Зеи должен был проверить наличие у Ергашевой Л.И. права претендовать на получение жилищной субсидии по состоянию на 17 сентября 1996 года и предложить заявителю представить документы, подтверждающие наличие у нее 10-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    Из материалов учетного дела следует, что в период нахождения на учете Ергашева Л.И. подтверждала свое право и желание быть участником основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", данное право было подтверждено также органом местного самоуправления в 2020 году путем принятия главой города Зеи постановления <Номер обезличен> от 11 июня 2020 года.

    Таким образом, Ергашева Л.И. была введена в заблуждение относительно наличия права на получение жилищной субсидии, в результате чего по вине должностных лиц органа местного самоуправления она лишилась возможности при достаточности необходимого северного стажа встать на учет.

    При рассмотрении доводов ответчика об отсутствии у истца права на получение социальной выплаты в связи с тем, что Ергашева Л.И. не состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд учитывает следующее.

    Из сведений, представленных администрацией города Зеи 10 марта 2021 года, следует, что Ергашева Л.И. в администрации города Зеи на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит и ранее не состояла.

     Вместе с тем, данная информация не соответствует действительности, опровергается документами, представленными истцом, согласно которым на основании протокола <Номер обезличен> от 06 декабря 2000 года совместного заседания администрации города и жилищно-бытовой комиссии и постановления администрации города Зеи <Номер обезличен> от 08 декабря 2000 года Ергашевой Л.И. в порядке очередности было предоставлено жилое помещение в доме муниципального жилого фонда по адресу: <адрес>.

    Следует отметить, что в решении жилищной комиссии администрации города от 21.01.2021 и в постановлении администрации города Зеи <Номер обезличен> от 27 января 2021 года не имеется ссылок на отсутствие сведений о принятии истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, напротив, в качестве основания для снятия с учета указано на отсутствие требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    Другие основания для отказа в выдаче истцу государственного жилищного сертификата не указаны и в заключении министерства ЖКХ.

    Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.

    В постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.

    Приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают необоснованное исключение гражданина из числа лиц, принятых на учет, как лица имеющего право на предоставление социальной выплаты с целью приобретения жилья, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей и не связано с противоправными действиями самого лица.

    Принимая во внимание, что право Ергашевой Л.И. на получение социальной выплаты возникло с 22 февраля 1998 года, с учетом вышеизложенных обстоятельств, она подлежит восстановлению в очереди на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с момента возникновения у нее права на включение в данную очередь.

    Соответственно, бездействие администрации города Зеи по восстановлению истца в Списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании ее заявления от 19 января 2021 года, является незаконным.

    Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ергашевой Л. И. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Зеи по восстановлению Ергашевой Л. И. в Список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Обязать администрацию города Зеи Амурской области восстановить Ергашеву Л. И. в Списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» в соответствии с датой постановки на учёт 22 февраля 1998 года.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                     О.Б. Ворсина

Мотивированное решение составлено 12 марта 2021 года

Судья                                                         О.Б. Ворсина

2-113/2021 ~ М-31/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ергашева Любовь Ивановна
Ответчики
Администрация города Зеи Амурской области
Другие
Юлиев Александр Эльмурадович
Министерство жилищно - коммунального хозяйства Амурской области
Ергашев Андрей Сергеевич
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Ворсина Оксана Борисовна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
22.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2021Передача материалов судье
25.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2021Судебное заседание
11.03.2021Судебное заседание
12.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее