Дело 2-853/2019 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2019 года г. Очер
Очерский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Кляусовой И.В.,
при секретаре Вахмяниной Е.В.,
с участием прокурора Щипицыной Ю.С.,
представителя ответчика ГБУЗ ПК «Очерская центральная районная больница» Мироновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Очерская центральная районная больница» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,
установил:
прокурор Очерского района Пермского края, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Очерская центральная районная больница» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, мотивировав свои требования тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что ответчиком нарушаются права инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Данные нарушения выявлялись и ранее, в связи с чем, в адрес главного врача ГБУЗ ПК «Очерская центральная больница» вносилось представление, однако меры по устранению выявленных нарушений не устранены.
Прокурор Щипицына Ю.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГБУЗ ПК «Очерская центральная районная больница» Миронова А.В. в судебном заседании заявленные требования признала, пояснила, что работа по устранению выявленных нарушений проводится, нарушения пока устранены не в полном объеме. Необходимо определить объем работ, составить смету, сделать заявку в Министерство здравоохранения Пермского края, изыскать денежные средства. Срок, указанный в иске, для устранения выявленных нарушений, полагает разумным и достаточным.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства суд приходит к следующему выводу.
Статья 45 ГПК РФ наделяет прокурора правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст.9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространятся на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Согласно положениям п.3 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 утвержден национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", среди которых обозначен и СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Требованиями СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" установлено следующее.
Пункт 5.1 раздела 5 устанавливает требования ко входам в здания, в число которых входит, в частности, наличие как минимум одного входа, доступного для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием, наличие у наружных лестниц и пандусов поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, в зависимости от местных климатических условий - подогрев поверхности покрытия входной площадки.
В соответствии с п.5.5 СП 59.13330.2012 доступные для МГН элементы здания и территории должны идентифицироваться символами доступности.
Входы в медицинские учреждения для пациентов и посетителей должны иметь визуальную, тактильную и акустическую (речевую и звуковую) информацию с указанием групп помещений (отделений), в которые можно попасть через данный вход (п.7.3.3). Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами для обеспечения доступа инвалидов - на креслах-колясках на этажи выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа). Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливается в задании на проектирование (п.5.2.17). Пандусы при перепаде высот более 3,0 м следует заменять лифтами, подъемными платформами и т.п. (абз.3 п. 5.2.13 СП 59.13330.2012).
Дверные проемы в помещения, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,014 м. (п. 5.2.4).
В соответствии с п.п. 5.3.1 п. 5. 3 СП 59.13330.2012 во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения, должны быть предусмотрены специально оборудованные для МГН места в раздевальных, универсальные кабины в уборных и душевых, ванных.
В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений (п.п. 5.3.3 СП 59.13330.2012).
В общественной уборной тревожный сигнал или извещатель должен выводиться в дежурную комнату (п.5.5.7. СП 59.13330.2012).
Для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и недостатками зрения следует предусматривать закрытые душевые кабины с открыванием двери наружу и входом непосредственно из гардеробной с нескользким полом и поддоном без порога. Доступная душевая кабина для МГН должна быть оборудована переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, расположенным на высоте не более 0,48 м от уровня поддона; ручным душем; настенными поручнями. Глубина сиденья должна быть не менее 0,48 м, длина - 0,85 м. (п.5.3.5).
Дополнительные требования к опорным устройствам в туалетных, ванных и душевых комнатах зданий и сооружений установлены в п.5.4 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что 02.08.2019 прокуратурой Очерского района Пермского края проведена проверка соблюдения ГБУЗ ПК «Очерская ЦРБ» законодательства о социальной защите населения.
В ходе осмотра установлено, что у входа в здание (со стороны приемного отделения скорой помощи) стационара отсутствуют пандусы или подъемные устройства, соответствующие п. 4.1.14 СНиП 35-01-2001, на двери имеется объявление о возможности обратиться по телефону для сопровождения пациентов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха, самостоятельного передвижения, отсутствуют какие либо информационные обозначения для инвалидов, дверные сигналы и индикаторы дверных сигналов. Визуальная, тактильная и акустическая (речевая и звуковая) информация с указанием групп помещений (отделений), в которые можно попасть через данный вход отсутствует.
В терапевтическом отделении здания стационара в комнатах туалета и ванной комнате отсутствует инвалидный поручень для туалета откидной, поручень для раковины, кнопок тревожной сигнализации не имеется, отсутствуют световые мигающие оповещатели, срабатывающие при нажатии тревожной кнопки, во всех дверных проемах отделения имеются пороги высотой более 0,014 м.
В хирургическом отделении стационара отсутствуют в помещении туалета отсутствует инвалидный поручень для туалета откидной, поручень для раковины в ванной комнате, кнопок тревожной сигнализации не имеется, отсутствуют световые мигающие оповещатели, срабатывающие при нажатии тревожной кнопки, во всех дверных проемах отделения имеются пороги высотой более 0,014 м.
В детском отделении стационара в комнатах туалета и ванной комнате отсутствует инвалидный поручень для туалета откидной, поручень для раковины, кнопок тревожной сигнализации не имеется, отсутствуют световые мигающие оповещатели, срабатывающие при нажатии тревожной кнопки, во всех дверных проемах отделения имеются пороги высотой более 0,014 м.
В родильном отделении стационара в комнатах туалета и ванной комнате отсутствует инвалидный поручень для туалета откидной, поручень для раковины, душевая кабина не оборудована складным сиденьем, расположенным на высоте не более 0,48 м от уровня поддона; настенными поручнями кнопок тревожной сигнализации не оборудован, отсутствуют световые мигающие оповещатели, срабатывающие при нажатии тревожной кнопки (л.д.7).
Указанные обстоятельства подтверждаются представленной фототаблицей (л.д.8-13).
Факт выявления указанных нарушений ранее подтверждается представлением прокурора Очерского района Пермского края, внесенного в адрес главного врача ГБУЗ ПК «Очерская ЦРБ» (л.д.14-17).
Согласно ответу ГБУЗ ПК «Очерская ЦРБ» на представление прокурора, по устранению выявленных нарушений разработан план мероприятий по выполнению работ (л.д.18).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ГБУЗ ПК «Очерская центральная районная больница», являясь ответственным за создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, не создало этих условий, а именно: не обеспечили вход в здание стационара больницы пандусом с установленными вдоль обеих сторон ограждениями с поручнями согласно требованиям СНиП 35-01-2001, не обеспечило соблюдение требований к помещениям и их элементам, предусмотренным СП 59.13330.2012, что препятствует доступу и возможности использования инвалидами и маломобильными группами населения указанного объекта социальной инфраструктуры, ограничивая их в правах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, указанным бездействием ответчика нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению суда, срок до 01.01.2021 для исполнения заявленных прокурором Очерского района Пермского края требований является разумным.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокурора Очерского района Пермского края удовлетворить.
Обязать ответчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Очерская центральная районная больница» в срок до 01.01.2021 года осуществить организацию и выполнение работ в здании стационара больницы, расположенного по адресу: Пермский край, г.Очер, ул. Красногвардейская, 19:
- установить пандус в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51261-2017 не менее чем у одного у входа в здание, установить знак доступности объекта для инвалидов наружный с подсветкой в соответствии с ГОСТ Р 52131-2003;
- обеспечить наличие визуальных, акустических и тактильных средств в соответствии с ГОСТ Р 52131-2003;
- привести высоту порогов в дверных проемах в помещениях здания в соответствие с требованиями п. 5.2.4 СП 59.13330.2012);
- установить в универсальных кабинах туалетов и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, откидные опорные поручни, штанги, поворотные или откидные сидения;
- оборудовать доступные кабины системой тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с помещением постоянного дежурного персонала (поста охраны или администрации объекта);
- оборудовать доступную душевую кабину для маломобильных групп населения переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, расположенным на высоте не более 0,48 м от уровня поддона, ручным душем, настенными поручнями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составить 6 сентября 2019 года.
Судья
Копия верна: судья