дело №
24RS0№-64
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Красноярск
пр. Ульяновский, 4 «и» 20 апреля 2022 года
Судья Советского районного суда г. Красноярска Жихарева И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Сезар-Арктика» Мироненко Юрия Георгиевича, родившегося <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
Должностное лицо – генеральный директор ООО «Сезар-Арктика» Мироненко Ю.Г. при осуществлении операций с драгоценными металлами допустил нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, при следующих обстоятельствах.
Плановой документарной проверкой деятельности ООО «Сезар-Арктика» проведенной Межрегиональным управлением Федеральной пробирной палаты по Сибирскому федеральному округу в период с 07.12.2021 года по 28.12.2021 года по вопросам соблюдения юридическим лицом обязательных требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 года № 115-ФЗ (далее Федеральный закон №115-ФЗ) и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) в части фиксирования, хранения и представления информации, а также за организацией внутреннего контроля, установлено, что из-за невнимания генерального директора ООО «Сезар-Арктика» Мироненко Ю.Г. к действующим нормативным и законодательным актам в сфере ПОД/ФТ, при осуществлении деятельности, связанной с осуществлением операций с драгоценными металлами, в период времени с 01.12.2020 по 01.12.2021 допущены следующие нарушения:
- в нарушение требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в ООО «Сезар Арктика» длительно время отсутствовали правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма;
- в нарушение требований статьи 2, статьи 3 (Положения №203) руководителем организации не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма;
- Петренко Татьяна Николаевна, являющаяся специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля с 06.08.2021 (приказ №202 от 06.08.2021), обучение в форме целевого инструктажа не прошла, а также не имеет соответствующего образования, (документы не предоставлены), нарушение требований пункта 1, подпункта а), б), пункта 2 Постановления Правительства от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию ПВК, а также требованиях к подготовке обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации (далее - Постановление №492);
- в соответствии с требованиями п. 32 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 667), проведение проверок осуществления внутреннего контроля предусматриваются на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие. Проверка внутреннего контроля в проверяемый период в ООО «Сезар-Арктика» не осуществлялась, отчеты не составлялись (не предоставлены);
- не выполняются требования к идентификации клиентов, анкеты клиентов, не составляются (не предоставлены) (нарушение ст. 6.1 п.1; п.3, Федерального закона №115-ФЗ, п.4 ПВК от 13.08.2021);
- в нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона 115-ФЗ, п.п. а) п. 3 Положения № 209 в проверяемый период ООО «Сезар-Арктика» не были направлены сообщения по 60 сделкам, подлежащим обязательному контролю по операциям получения денежных средств за реализованные драгоценные металлы;
- по сделкам, подлежащим обязательному контролю, сообщения по которым не отправлялись, были выборочно запрошены и получены заверенные копии следующих документов: договор «купли-продажи» от 22.07.2021 №130/2021-КП Банк ВТБ (ПАО); платежное поручение №735 от 10.08.2021 оплата за золото на сумму 12234000-00. Выписка из лицевого счета 40702810900030003704 с 01.08.2021 до 31.08.2021; договор «купли-продажи золота» от 24.09.2019 № 1895-09-19-03 «ПАО «Промсвязьбанк»; платежное поручение № 9 от 23.11.2021 на сумму 26357639-60. Выписка из лицевого счета 40702810406000661101 с 23/11/2021 по 23/11/2021;
- в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона 115-ФЗ, по 21 сделке, подлежащей обязательному контролю, сообщения в Росфинмониторинг были направлены с нарушением трехдневного срока, установленного Федеральным законом №115-ФЗ.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Мироненко Ю.Г. к административной ответственности по ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ.
В судебном заседании должностное лицо – директор ООО «Сезар-Арктика» Мироненко Ю.Г., его защитник Масловский А.Е., допущенный к рассмотрению дела по ходатайству Мироненко Ю.Г., вину в совершенном административном правонарушении не отрицали, просили учесть, что нарушения, выявленные в ходе проведения проверки носят формальный характер, общественно-опасных последствий за собой не повлекли, нарушения были добровольно устранены. Кроме того, административное правонарушение должностным лицом было совершено впервые, Мироненко Ю.Г. оказывал содействие административному органу в установлении обстоятельств дела. Кроме того, Федеральным законом № 115-ФЗ – предусмотрен специальный субъект – специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, которым в ООО «Сезар-Арктика» являлась Петренко Т.Н. также пояснили, что юридическое лицо ООО «Сезар-Арктика» уже привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Представитель административного органа в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, представили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела, прихожу к выводу о наличии в действиях должностного лица – директора ООО «Сезар-Арктика» Мироненко Ю.Г. состава административного правонарушения и квалифицирую его действия по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Согласно пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и реализует целевые правила внутреннего контроля, может назначать одно специальное должностное лицо, ответственное как за реализацию правил внутреннего контроля, так и за реализацию целевых правил внутреннего контроля.
Согласно ст. 2 приказа Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).
В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.05.2014 N 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования: наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с пунктом 32 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в программе проверки осуществления внутреннего контроля предусматриваются проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов; представление руководителю организации, индивидуальному предпринимателю по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля; принятие мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по указанным в пунктах 1 - 1.4, 1.6 - 1.8, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации иностранной структуры без образования юридического лица, совершающей операцию с денежными средствами или иным имуществом (наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности); сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, по поручению и от имени которых совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 209 утверждено Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям (далее - Положение о предоставлении информации).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения о предоставлении информации организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - девятым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения о предоставлении информации организации и индивидуальные предпринимателя предоставляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию, указанную в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, приказа о приеме на работу генеральным директором ООО «Сезар-Арктика» является Мироненко Ю.Г.
По мимо акта проверки № 13 от 28.12.2021 года вина должностного лица директора ООО «Сезар-Арктика» Мироненко Ю.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, подтверждается следующими документами: выпиской из ЕГРЮЛ от 30.11.2021 №ЮЭ9965-21-311873606; приказом о приеме на работу генерального директора Мироненко Ю.Г.; копией протокола внеочередного общего собрания учредителей ООО «Сезар-Арктика»; приказом о приеме на работу главного бухгалтера от 02.02.2011 №02ОК; приказом о признании работы по совместительству основной работой главного бухгалтера от 02.02.2017 №06лс; приказом о назначении СДЛ от 01.02.2013 №01/1 лс; картой специального учета; уведомлением о постановке на специальный учет от 22.09.2021 № ЮЛ2408015728; справкой об открытии расчетных счетов в банках; Правилами внутреннего контроля; приказом об утверждении правил внутреннего контроля от 13.08.2021 №12/8-ос; договором купли-продажи от 22.07.2021 №130/2021- КП; платежным поручением № 735 от 10.08.2021; выпиской из лицевого счета № 40702810900030003704 с 01.08.2021 по 31.08.2021; договором купли-продажи от 24.09.2019 №18-09-19-03; выпиской из лицевого счета №40702810406000661101 с 23.11.2021 по 23.11.2021; Платежным поручением №9 от 23.11.2021 на 1 листе; сводной таблицей о сделках по золоту; реестром направленных сообщений в Росфинмониторинг с нарушением срока; формализованным электронным сообщением об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю; поручением № 7 от 26.08.2021.
В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность судом признается признание вины, оказание содействия в установлении обстоятельств административного правонарушения, совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств отягчающих ответственность должностного лица, предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ, суд не усматривает.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу должностного лица Мироненко Ю.Г., а также оснований для переквалификации действий, не усматривается.
Нарушений при составлении протокола об административном правонарушении от 28.01.2022 года, суд не усматривает.
При выборе вида и меры наказания суд учитывает, личность Мироненко Ю.Г., характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, наличие смягчающих обстоятельств и полагает необходимым назначить должностному лицу – директору ООО «Сезар-Арктика» Мироненко Ю.Г. наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Оснований для освобождения Мироненко Ю.Г. от административной ответственности в соответствии ст. 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.
Довод о необходимости привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ специального субъекта – специального должностного лица, а не генерального директора, судом отклоняется, поскольку как установлено выше, Петренко Т.Н., назначенная специальным должностным лицом, не отвечает требованиям, предъявляемым законом к таким лицам, в связи с чем, административным органом обосновано протокол составлен в отношении генерального директора Мироненко Ю.Г..
Доводы о неправомерности привлечения к административной ответственности за одно и тоже административное правонарушение должностного лица и юридическое лицо одновременно, отмену вынесенных по делу судебных постановлений не влекут, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Руководствуясь ст.ст. 29.9 – 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Директора ООО «Сезар-Арктика» Мироненко Юрия Георгиевича, родившегося <данные изъяты>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Сумму штрафа перечислить: УФК по Красноярскому краю (МРУ Пробирной палаты России по СФО л/с 04191F93980), ИНН/КПП 2463120732/246301001, Отделение Красноярск Банка России/УФК по Красноярскому краю г. Красноярск, корр. Счет 40102810245370000011, р/с03100643000000011900, БИК 010407105, КБК 145 1 16 01151 019002 140.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток.
Судья И.С. Жихарева
Копия верна.