УИД 03RS0011-01-2021-002176-74
Дело №2-1382/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2021 года город Ишимбай
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сираевой И.М.
при секретаре Валитовой Р.Ш.
с участием представителя истца Багаутдиновой А.О.
представителя ответчика Шокуровой А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рожковой Анны Иосифовны к Государственному казенному учреждению Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан о признании права на получение мер социальной поддержки,
установил:
Рожкова А.И. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Государственному казенному учреждению Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, в котором просила признать за ней право на получение мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в части обеспечения жильем; обязать Государственное казенное учреждение Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан включить Рожкову Анну Иосифовну в список получателей мер социальной поддержки по Республике Башкортостан ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В обосновании иска указала, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, труженицей тыла, ветераном труда, зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме по адресу: <адрес> 12.02.2021 заключением межведомственной комиссии Администрации МР Ишимбайский район Республики Башкортостан №693 указанный жилой дом был признан непригодным для проживания. 15.03.2021 на основании данного заключения она обратилась в администрацию с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включении ее в список ветеранов Великой Отечественной войны, на что получила ответ о включении ее в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. После постановки на учет она была направлена с собранным пакетом документов в ГКУ «Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан» для включения в список получателей мер социальной поддержки по Республике Башкортостан ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на 2021 год. После сдачи документов истец получила отказ от Управления в связи с тем, что Рожковой А.И. не представлен документ, содержащий сведения о лицах, проживающих совместно с заявителем. В связи с чем, Управлением был сделан запрос в МВД России по Ишимбайскому району. Был получен ответ, что адресная справка, представленная Рожковой А.И., не является документом о лицах, проживающих совместно с заявителем, не несет информации о совместно зарегистрированных гражданах и приведет к неверному расчету нуждаемости в улучшении жилищных условий. Также истцом был получен отказ в содействии в выдаче справки о составе семьи, который был мотивирован тем, что ведение домовых книг прекращено, в связи с чем ей не предоставляется возможность в получении указанной справки ни в одном государственном органе РФ. Однако истцом при подаче документов в ГКУ Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан была приложена справка от 10.06.2021, выданная администрацией городского поселения г. Ишимбай о лицах, зарегистрированных по месту жительства, содержащая отметку о неактуальности сведений ввиду отмены ведения домовых книг. Считает, что отказ в принятии документов незаконный, на нее необоснованно возложена обязанность по предоставлению документов, истребование которых является обязанностью Государственного казенного учреждения Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан, в связи с чем вынуждена обратиться в суд.
Представитель истца Багаутдинова А.О. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. Пояснила, что на Рожкову А.И. возложена обязанность предоставить документ, который никто не может выдать. Они представили справку о составе семьи, которую выдала администрация города, однако там есть приписка о неактуальности сведений. Из-за этого ей отказали во включении в список получателей мер социальной поддержки. Рожкова А.И. проживает в доме одна, кроме нее в доме никто не зарегистрирован.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан Шокурова А.П. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований. пояснила, что администрация поставила Рожкову А.И. на учет в качестве нуждающейся в жилье, с учета ее не снимают, никто ей не препятствует в осуществлении своих прав. Считает, что администрация по делу является ненадлежащим ответчиком. Администрацией городского поселения г. Ишимбай на основании домовой книги была выдана истцу справка о составе семьи, но в связи с отменой ведения домовых книг данная информация является не актуальной. В настоящее время нет органа, который может выдать такую справку жителям частных домов на территории городского поселения.
Представитель ответчика Государственное казенное учреждение Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв на иск Рожковой А.И., в котором исковые требования истца не признал, просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что Рожковой А.И. при подаче документов для включения ее в список получателей мер социальной поддержки по РБ ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны не была предоставлена справка (сведения) о лицах, проживающих совместно с ней, что может привести к неверному расчету нуждаемости в улучшении жилищных условий. При запросе в МВД России по Ишимбайскому району был получен ответ, что адресная справка не является документом о лицах, проживающих совместно с заявителем, не несет информации о совместно зарегистрированных гражданах. Ведение домовых книг в Российской Федерации прекращено.
Истец Рожкова А.И. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела. На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителей сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах » устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 15 указанного закона меры социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны предоставляются в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 21 ФЗ «О ветеранах» вдове участника ВОВ предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся.
В соответствии с п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела, и установлено судом Рожкова А.И. является пользователем мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 20, 22,23 Федерального закона "О ветеранах ". Данное обстоятельство подтверждается удостоверением на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен, умерших военнослужащих серии №, выданным 11.03.2002 г., удостоверением серия №, вкладышем к удостоверению, и сторонами не оспаривается.
Согласно решению общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан Рожкова А.И. включена в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ответ №505 от 29.04.2021).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 № 322 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета.
ГКУ «Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан» в соответствии с порядком был утвержден проект списка получателей мер социальной поддержки по Республике Башкортостан ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на 2021 год.
В проект списка включена Рожкова А.И., поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении администрацией муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан как вдова умершего участника Великой отечественной войны.
В соответствии с п. 2.5 Порядка Рожковой А.И. был представлен ответчику пакет документов. В силу указанного пункта при принятии решения о включении либо об отказе во включении в список получателей должен быть представлен документ (сведения) о лицах, проживающих совместно с заявителем.
Письмом от 17.06.2021 №03-1749 ГКУ «Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан» отказало Рожковой А.И. во включении в список получателей мер социальной поддержки по РБ ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на 2021 год. Отказ был мотивирован тем, что Управлением была осуществлена проверка документов истца, при которой выявилось, что Рожковой А.И. не был представлен документ (сведения) о лицах, проживающих совместно с заявителем. В связи с чем, Управлением был сделан запрос в МВД России по Ишимбайскому району. Был получен ответ от 11.06.2021 322/12440, что адресная справка, представленная Рожковой А.И. не является документом о лицах, проживающих совместно с заявителем, не несет информации о совместно зарегистрированных гражданах и приведет к неверному расчету нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Согласно ответу администрации городского поселения г. Ишимбай от 08.06.2021 №1935 ведение адресных учетов жилых помещений, родственных связей граждан, домовых книг не входит в компетенцию администрации города. Согласно приказу МВД России от 31.12.2017 №984 ведение домовых книг прекращено.
Как следует из пояснений представителя истца Рожковой А.И. при подаче документов в Государственное казенное учреждение Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан была приложена справка от 10.06.2021, выданная администрацией городского поселения г. Ишимбай о лицах, зарегистрированных по месту жительства, содержащая отметку о неактуальности сведений ввиду отмены ведения домовых книг.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан №322 от 15.09.2011 определен порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 2.6 вышеуказанного Постановления определен перечень документов, необходимых для включения заявителя в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, к числу которых отнесены документы (сведения) о лицах, проживающих совместно с заявителем (справка или выписка из домовой книги о регистрации заявителя и членов его семьи по месту жительства).
Данный порядок проверки нуждаемости граждан в получении жилищной субсидии закону не противоречит.
Однако с учетом обстоятельств дела невозможность предоставления документа, ввиду отсутствия соответствующего органа, аккумулирующего подобные сведения для жителей частных домов, не соответствует принципу правовой определенности и способно ограничить права, гарантированные законом.
Ввиду несогласованности действий государственных органов, отменивших ведение домовых книг, однако не предоставивших взамен какой-либо альтернативы, возникает непреодолимая двоякость. С одной стороны гражданин признается имеющим социальное право, с другой - не имеющим возможность его реализовать.
Таким образом, в настоящее время реализация нормы закона является неисполнимой для жителей городских поселений, которым отказывают в выдаче справки о составе семьи.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Не исключение – и социальные права, являющиеся предметом настоящего судебного разбирательства, которые признаны за Рожковой А.И., подтверждаются соответствующими удостоверениями, а также включением ее администрацией МР Ишимбайский район Республики Башкортостан в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Следовательно, поскольку государство признало за Рожковой А.И. соответствующие социальные права, с указанного момента его конституционной обязанностью является обеспечение возможности равного пользования такими правами.
Суд считает, что недопустимо искусственное ограничение доступа к таким правам в результате установления невыполнимых процедур (невозможность предоставления справки о составе семьи в связи с прекращением ведения домовых книг), привязанных к независящим от граждан формальным обстоятельствам, которые при этом не лишают их соответствующего социального статуса.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 15.07.1999 № 11-П, от 25.02.2004 № 4-П, от 20.04.2009 № 7-П, от 06.12.2011 № 27-П, от 29.06.2012 № 16-П, от 22.04.2013 № 8-П, от 16.04.2015 № 8-П и др.) правовые нормы должны соответствовать общеправовым требованиям определенности, ясности, недвусмысленности, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии их единообразного понимания и толкования всеми правоприменителями; неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению не только принципов равенства и верховенства закона, но и установленных статьями 45 и 46 Конституции Российской Федерации гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
Суд, как единственный орган государственной власти, независимо и беспристрастно обеспечивающий единство конституционного правопользования и равенство прав граждан, не может признать правомерным и приемлемым правовое регулирование, которым лица ставятся в заведомо неравные условия пользования своими правами. Отказ истцу в защите от такого правового регулирования означал бы отказ судебной власти действовать в соответствии с предписанным ей конституционным предназначением.
К таким выводам приводят также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в вопросах законодательного обеспечения социальной защиты населения признаёт за органами политической власти широкое поле усмотрения, которое, однако, ограничено общими конституционными принципами справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года № 364-О и от 2 апреля 2009 года № 476-О-П, от 14.05.2018 № 1112-О).
Кроме того, согласно п. 2.5 Порядка заявитель имеет право не представлять документы (сведения), указанные в абзацах четвертом - седьмом настоящего пункта, если такие документы и сведения, содержащиеся в них, могут быть получены в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Управление в случае непредставления гражданином данных документов запрашивает в установленном порядке путем межведомственного взаимодействия документы (сведения), находящиеся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций.
Согласно п. 2.9 Порядка основаниями для принятия решения об отказе во включении гражданина в республиканский список являются:
- утрата гражданином оснований, дающих ему право на получение меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком;
- представление документов, содержащих недостоверные сведения. В случае выявления недостоверных сведений Управление в течение 5 дней возвращает документы заявителю с указанием причин возврата;
- непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Порядка;
- несоответствие представленных документов предъявляемым к ним требованиям (наличие противоречивой информации; записи сделаны карандашом; содержатся подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в документе исправления, а также повреждения, не позволяющие однозначно истолковать содержание; истек срок действия документа; отсутствуют его реквизиты: номер, дата выдачи, подпись, печать);
- представление заявления и документов в форме электронных документов без электронной подписи заявителя (его законного представителя).
Как следует из обстоятельств дела, Управлением запрошены соответствующие сведения из органа внутренних дел, к полномочиям которого в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» отнесен регистрационный учет граждан по месту жительства, однако в предоставлении таких сведений ответчику отказано по ненадлежащим основаниям, поскольку никакой иной государственный орган подобными сведениями не располагает.
Между тем, невозможность государственного органа, обладающего соответствующими сведениями систематизировать их по определенному принципу, не может служить основанием для ущемления прав гражданина.
Таким образом, основанием отказа истцу во включении в список получателей мер социальной поддержки послужил отказ уполномоченного органа в предоставлении необходимых сведений, что не предусмотрено п. 2.9 Порядка как основание к отказу во включении в список получателей мер социальной поддержки.
Таким образом, суд не может признать законным отказ ответчика во включении истца в спорный список. В рамках судебного заседания проживание в спорном жилом доме иных лиц, кроме истца не установлено.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Рожковой А.И. заявленных к ГКУ Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан.
Вместе с тем, судом не установлены нарушения прав истца со стороны администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, что в силу ст. 11 ГК РФ является основанием для обращении в суд. В связи с этим исковые требования, заявленные к указанному ответчику, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Рожковой Анны Иосифовны к Государственному казенному учреждению Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать за Рожковой Анной Иосифовной право на получение мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в части обеспечения жильем.
Обязать Государственное казенное учреждение Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан включить Рожкову Анну Иосифовну в список получателей мер социальной поддержки по Республике Башкортостан ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В удовлетворении исковых требований Рожковой Анны Иосифовны к администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья И.М. Сираева
Мотивированное решение составлено 11.09.2021.