Дело № 2-1476/2021
18RS0021-01-2021-002317-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 11 октября 2021 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Бажиной Е.В.,
с участием представителя истца Мешкова А.В., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг,
представителя ответчика Ивашкиной З.С., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санникова Андрея Анатольевича к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики об оспаривании дисциплинарного взыскания,
у с т а н о в и л:
Санников А.А. обратился в суд с иском к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики об оспаривании дисциплинарного взыскания.
Исковое заявление мотивировано тем, что с 2008 года истец состоит в должности главного государственного инженера-инспектора Можгинского отдела инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. Непосредственным местом выполнения его трудовых обязанностей является Можгинский отдел инспекции, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <***> бульвар, 39.
Приказом и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от 30.04.2021 г. № 139-к к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
С указанным приказом истец не согласен, поскольку дисциплинарное наказание применено по надуманным основаниям, неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на истца трудовых обязанностей не допущено и каких-либо оснований для применения дисциплинарного взыскания не имелось.
Кроме того, работодателем нарушен порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности. Так, приказ, которым он привлечен к дисциплинарному взысканию, не содержит описание дисциплинарного проступка, в связи с чем фактически невозможно проверить, за что он наказан, в чем выразилось неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, не указано, какие правовые нормы истцом нарушены, не указано время совершения дисциплинарного проступка, в связи с чем, невозможно установить дату его совершения и, соответственно, проверить правильность соблюдения сроков привлечения к дисциплинарной ответственности. Также приказ не содержит сведений о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть проступка, в совершении которого истец обвинялся, обстоятельства, при которых он был совершен, а также его предшествующее поведение как работника и его отношение к труду.
На основании ст. 193 Трудового кодекса РФ истец просит признать незаконным и отменить наложенное на него приказом и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от 30.04.2021 г. № 139-к дисциплинарное взыскание в виде замечания.
В дополнении к иску истец указал о том, что заключением по результатам служебной проверки от 23.04.2021 г. установлено, что в целях соблюдения обязательных требований, упорядочивания приема экзамена кандидатов в водители внедорожных мотосредств категории «А», трактористов категории «В» в АНОО «Русь» ДПО ему было дано указание начальником Инспекции Мезенцевым А.А. о недопустимости приема экзамена по указанным категориям у кандидатов в водители, прошедших обучение в АНОО «Русь» ДПО. Данное требование было основано на факте отсутствия согласования с Государственной инспекцией гостехнадзора субъекта РФ в рамках пунктов 72, 75 Инструкции о порядке применения правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ № 807 от 29.11.1999 г. (далее Инструкция) учебных планов, программ и получение свидетельства о соответствии оборудования и оснащенности образовательного процесса требованиям для осуществления подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей внедорожных мотосредств, трактористов, трактористов-машинистов и машинистов самоходных машин руководителем АНОО «Русь» ДПО после получения новой лицензии на соответствующие виды деятельности в 2015 году. Однако в рамках данной проверки установлено, что ранее Инспекцией гостехнадзора УР по Можгинскому району данной образовательной организации было выдано свидетельство АА 010302 о соответствии требованиям и оснащенности образовательного процесса в соответствии с выданной лицензией № 2720 от 22.06.2012 г.
30.06.2012 г. образовательной организацией АНОО «Русь» в соответствии с пунктом 75 Инструкции были утверждены программы подготовки, в том числе Программа подготовки водителей снегоходов и квадроциклов категории «А1», Программа подготовки водителей трактористов категории «В».
По мнению истца, комиссия при проведении служебной проверки допустила ошибку при толковании норм права, в частности, пунктов 71, 72 Инструкции.
В соответствии с ч. 9 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях приведения образовательной деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом ранее предоставленные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 01.01.2017 г. Таким образом, образовательная организация АНОО «Русь» ДПО в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществило 14.07.2015 г. переоформление лицензии, полученной 22.06.2012 г.
АНОО «Русь» ДПО 14.07.2015 г. не получало новой лицензии на образовательную деятельность, поэтому и обязанностей, указанных в пункте 72, 75 Инструкции, у образовательной организации не возникло.
Таким образом, указание начальника Инспекции Мезенцева А.А. о недопустимости принятия экзаменов у прошедших обучение в АНОО «Русь» ДПО, основанное на вышеуказанных фактах, является не основанным на законе, а выводы комиссии по проведению служебной проверки являются ошибочными.
Статьей 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены основные обязанности гражданского служащего. В частности, гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение. Пунктом 9 должностного регламента установлено, что инспектор исполняет свои должностные обязанности на высоком профессиональном уровне, соблюдает при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций. В силу этого, указание Мезенцева А.А. в части недопустимости принятия экзаменов у прошедших обучение в АНОО «Русь» ДПО инспекторами гостехнадзора Главного управления не может быть исполнено. Возникновение негативных последствий в виде отказа в допуске к участию в экзаменах лиц, прошедших обучение в АНОО «Русь» ДПО, будет отнесено на граждан, получивших в данной образовательной организации удостоверение о прохождении обучения.
Требование Мезенцева А.А. о недопустимости принятия экзаменов у прошедших обучение в АНОО «Русь» ДПО не основано на законе в силу п. 85 Административного регламента Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики и пункта 12 Инструкции. Данные нормы содержат исчерпывающие основания допуска заявителей к экзамену. Такими основаниями являются: возрастные ограничения в зависимости от категории самоходных машин, наличие медицинской справки, наличие документов, подтверждающих прохождение подготовки или переподготовки для получения права управления самоходными машинами. Иных оснований для отказа в допуске к сдаче экзаменов действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства УР от 16.05.2005 г. № 83, Министерство образования и науки УР наделено полномочиями по осуществлению лицензирования образовательных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта РФ, а также является уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ по осуществлению государственного контроля в области исполнения лицензиатами обязательных лицензионных требований в соответствии с выданными лицензиями. Таким образом, действия Мезенцева А.А., как должностного лица органа не наделенного вышеуказанными полномочиями, выраженные в оценке нарушений лицензионных требований и их пресечении путем создания препятствий в реализации гражданами своего права на получение удостоверений водителей самоходных машин, явно выходят за пределы его должностных полномочий.
Также в соответствии с пунктом 79 Инструкции, в случае невыполнения образовательными учреждениями предписания, касающегося устранения нарушений, связанных с получением обязательных свидетельств о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса или с несоответствием требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса после выдачи указанного свидетельства, виновные лица несут административную ответственность, однако Мезенцев А.А. меры в рамках административного воздействия не принимал.
Истец полагает, что при принятии решения о допуске к экзаменам он действовал в рамках должностных обязанностей и действующего законодательства, а требования вышестоящего должностного лица являлись незаконными.
В соответствии с письмом Министра образования и науки УР Болотниковой С.М. № 01/01-40/4090 от 07.05.2019 г. Мезенцеву А.А. дано разъяснение, что в настоящее время законодательно не установлена обязанность образовательной организации согласовывать образовательные программы подготовки тракториста-машиниста различных категорий. Также в соответствии с данными, размещенными на сайте Генеральной прокуратуры РФ ФГИС «Единый реестр проверок», учетный номер КНМ 181901331898, имеются результаты проведенной плановой проверки Министерством образования и науки УР в отношении АНОО «Русь» ДПО в период с 25.10.2019 г. по 28.10.2019 г. Среди выявленных нарушений отсутствуют нарушения в области лицензионного законодательства, в том числе несогласование учебных программ с органами Гостехнадзора рамках пункта 75 Инструкции.
Истец полагает, что он привлечен к дисциплинарной ответственности за пределами сроков, установленных ч. 4 ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Моментом обнаружения дисциплинарного проступка работодателем является январь 2021 г., т.к. согласно письменным пояснениям ответчика в январе 2021 г. начальником Инспекции были выявлены факты необоснованного оказания истцом государственной услуги. Служебная проверка проведена в период с 29.03.2021 г. по 28.04.2021 г., т.е. по истечении 3-х месяцев, а приказ о привлечении Санникова А.А. к дисциплинарной ответственности был издан только 30.04.2021 г., то есть спустя 4 месяца после обнаружения факта совершения дисциплинарного проступка.
В судебном заседании представитель истца Мешков А.В. на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Санников А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Заявлением от 20.09.2021 г. Санников А.А. просил рассмотреть дело без его участия.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
Ранее в предварительном судебном заседании истец Санников А.А. пояснил, что с 2008 года состоит в должности главного государственного инженера-инспектора, в его обязанности входит проведение техосмотра и регистрация тракторов, самоходных машин, выдача удостоверений тракториста машиниста и др. В 2019 году начальником Инспекции гостехнадзора Мезенцевым А.А. было дано устное указание, чтобы не принимать экзамены у лиц, окончивших обучение в АНОО «Русь» ДПО. Он это указание исполнил, однако директор АНОО «Русь» ДПО написал письмо с требованием о приеме экзаменов. Он это письмо направил начальнику Инспекции Мезенцеву, однако ответа не последовало. 14.03.2019 г. он также обращался к начальнику Инспекции Мезенцеву по вопросу приема экзаменов посредством электронной почты, ответа также не последовало. После чего он стал принимать экзамены. 24.03.2021 г. его вызвали в Управление, ознакомили с приказом о проведении служебной проверки, попросили дать объяснение. 23.04.2021 г. он представил объяснение, затем его ознакомили с результатами служебной проверки.
Представитель ответчика Ивашкина З.С. исковые требования не признала, суду пояснила, что Инспекцией гостехнадзора УР по Можгинскому району, для осуществления АНОО «Русь» ДПО образовательной деятельности по лицензии с регистрационным № 2720, введенной в действие приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 22.06.2012 г. № 2012, выдано свидетельство АА 010302 о соответствии требованиям оборудования и оснащённости образовательного процесса для осуществления подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей внедорожных мотосредств, трактористов, трактористов-машинистов и машинистов самоходных машин для осуществления подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей внедорожных мотосредств, трактористов, трактористов-машинистов и машинистов самоходных машин категорий «С», «Д», «Е».
В 2015 году АНОО «Русь» ДПО получена новая лицензия на осуществление образовательной деятельности с регистрационным № 446, введенная в действие приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 14.07.2015 г. № 490ал.
Согласование с государственной инспекцией гостехнадзора субъекта Российской Федерации учебных планов, программ и получение свидетельства о соответствии оборудования и оснащенности образовательного процесса требованиям для осуществления подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей внедорожных мотосредств, трактористов, трактористов-машинистов и машинистов самоходных машин АНОО «Русь» ДПО не проводилось, что является нарушением обязательных требований пунктов 72, 75 Инструкции.
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия решения начальником Инспекции гостехнадзора Главного управления о выдаче поручения инспекторскому составу о недопустимости приёма экзаменов кандидатов в водители внедорожных мотосредств кат. «А1», трактористов категории «В» АНОО «Русь» ДПО. Данное поручение было выдано, в том числе, и истцу.
В пределах полномочий начальником Инспекции ежегодно проводится проверка деятельности инспекторов на предмет законности и обоснованности оказания государственной услуги «Выдача удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) на право управления самоходными машинами» путем проверки документов, послуживших основанием для оказания государственных услуг. Данная проверка проводится в январе месяце, следующего года за отчетным.
Начальником Инспекции в ходе проведения проверки были выявлены факты необоснованного оказания вышеуказанной государственной услуги инспектором Санниковым А.А., о чем составлена служебная записка от 22.03.2021 г. № 35 с просьбой провести служебную проверку в отношении Санникова А.А.
Приказом и.о. начальника Государственного управления от 24.03.2021 г. № 75-К в отношении Санникова А.А. была проведена служебная проверка, создана комиссия, установлен срок проведения проверки, истребованы документы, указано на необходимость подготовки заключения по результатам проверки. С данным приказом были ознакомлены члены комиссии, в том числе 26.03.2021 г. ознакомлен истец. 23.04.2021 г. Санниковым А.А. предоставлены в письменной форме объяснения. В этот же день подготовлено и подписано членами комиссии заключение по результатам проверки, которым установлены факты и обстоятельства совершения Санниковым А.А. дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей. Нарушений процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, установленной Федеральным законом № 79-ФЗ, не имеется. 30.04.2021 г. Санников А.А. ознакомлен с заключением по результатам служебной проверки. Приказом и.о. начальника Главного управления от 30.04.2021 г. № 139-К к Санникову А.А. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. С данным приказом истец ознакомлен 30.04.2021 г. Приказ о применении дисциплинарного наказания принят уполномоченным лицом – и.о. начальника Главного управления, в пределах его полномочий.
В 2020 году, в нарушение указания начальника Инспекции гостехнадзора о недопустимости приема экзаменов у лиц, проходивших обучение в АНОО «Русь» ДПО, Санниковым А.А. 03.11.2020 г. Щемелину Александру Сергеевичу выдано удостоверение кат. «А1», 02.11.2020 г. Терентьеву Сергею Анатольевичу выдано удостоверение кат. «В», «С» и другим лицам.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Приказом Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от 26.01.2018 г. № 23-л/с Санников А.А. назначен на должность государственной гражданской службы Удмуртской Республики главного государственного инженера-инспектора инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики.
Начальником Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Мезенцевым А.А. в адрес и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики Поздеева Е.В. направлена служебная записка за исх. № 35 от 24.03.2021 г. с просьбой провести проверку в отношении главного государственного инженера-инспектора Санникова А.А., который не выполнил указание Мезенцева А.А. о недопустимости приема экзамена у кандидатов в водители внедорожных мотосредств кат. «А1», трактористов кат. «В», проходивших обучение в учебной организации АНОО «Русь» ДПО, т.к. данной образовательной организацией нарушены требования пунктов 72, 75 Инструкции о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста - машиниста (тракториста), утвержденной Приказом Минсельхозпрода России от 29.11.1999 N 807.
24.03.2021 г. приказом исполняющего обязанности начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики Поздеева Е.В. назначено проведение служебной проверки в отношении Санникова А.А. по факту нарушений, указанных в служебной записке от 24.03.2021 г. № 35.
23.04.2021 г. комиссией по результатам служебной проверки составлено заключение, согласно которому дисциплинарный проступок главного государственного инженера-инспектора Санникова А.А. выразился в том, что он нарушил указание начальника Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Мезенцева А.А. о недопустимости приема экзамена у кандидатов в водители внедорожных мотосредств кат. «А1», трактористов кат. «В», окончивших обучение в учебной организации АНОО «Русь» ДПО, в виду отсутствия утвержденных программ обучения и свидетельства о соответствии оборудования и оснащенности образовательного процесса.
Приказом от 30.04.2021 г. № 139-к и.о. начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики Поздеева Е.В. к главному государственному инженеру-инспектору Можгинского отдела Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Санникову А.А. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Основанием для издания приказа послужило заключение служебной проверки от 23.04.2021 г.
Полагая, что дисциплинарное взыскание применено незаконно, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 15 названного Закона гражданский служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций и т.д.
Статьей 18 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ установлено, что гражданский служащий обязан: 1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; 2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; 3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа; 4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций; 5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; 6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих; 7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; 8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; 9) проявлять корректность в обращении с гражданами; 10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; 11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий; 12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; 13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа; 14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
Понятие дисциплинарного проступка, порядка привлечения к дисциплинарной ответственности гражданского служащего и совокупность обстоятельств, необходимых для привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности раскрыты в ст. ст. 57 - 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ
Статьей 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ:
До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (часть 1).
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (часть 2).
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 3).
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (часть 4).
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (часть 5).
Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (часть 6).
Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (часть 7).
Согласно ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ:
Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего (часть 1).
При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:
1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
2) вина гражданского служащего;
3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (часть 2).
Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения (часть 3).
Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа (часть 4).
В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (часть 5).
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (часть 6).
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку (часть 7).
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну (часть 8).
В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания (часть 9).
Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка (часть 10).
Исходя из названных норм, под незаконным применением дисциплинарного взыскания понимается как отсутствие законного основания для его применения (отсутствие факта совершения дисциплинарного проступка), так и несоблюдение установленного законом порядка привлечения служащего к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду (пункт 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, работодателем были соблюдены предусмотренные ст. 58, 59 Федерального закона N 79-ФЗ порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания: с приказом № 75-к от 24.03.2021 г. «О проведении служебной проверки» Санников А.А. был ознакомлен под подпись 26.03.2021 г.; служебная проверка проведена в установленный срок (окончена 23.04.2021 г.), в ходе проверки от Санникова А.А. были получены письменные объяснения; он был ознакомлен с заключением о результатах служебной проверки и обжалуемым приказом под подпись 30.04.2021 г.
В заключении служебной проверки, послужившей основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности, содержится исчерпывающее обоснование предмета вменяемого истцу проступка, прямое указание на невыполнение истцом конкретных положений его должностного регламента.
Так, заключением служебной проверки установлено, что Санниковым А.А. допущен дисциплинарный проступок, выразившийся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей (пунктов 4, 7, 9 должностного регламента государственного гражданского служащего – главного государственного инженера-инспектора инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники). А именно, «в целях соблюдения обязательных требований, упорядочивания приема экзамена кандидатов в водители внедорожных мотосредств кат. «А1», трактористов кат. «В» в АНОО «Русь» ДПО главному государственному инженеру-инспектору Можгинского отдела Санникову А.А. было дано указание начальника Инспекции о недопустимости приема экзамена по указанным категориям у кандидатов в водители внедорожных мотосредств кат. «А1», трактористов кат. «В» в учебной организации АНОО «Русь» ДПО. Однако Санников А.А. проигнорировал и не выполнил данное начальником Инспекции указание, продолжая прием экзаменов по указанным категориям в 2020 году».
Пунктом 9 должностного регламента государственного гражданского служащего – главного государственного инженера-инспектора Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики установлены должностные обязанности, согласно которым главный государственный инженер-инспектор обязан:
исполнять должностные обязанности в соответствии с настоящим должностным регламентом на высоком профессиональном уровне,
соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций,
соблюдать служебный распорядок Главного управления,
поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей,
своевременно и качественно исполнять поручения вышестоящего руководителя, данные в пределах их полномочий, и т.д.
Главный государственный инженер-инспектор осуществляет, в том числе, прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдачу удостоверений тракториста-машиниста (тракториста); выдает удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Участвуя в предоставлении государственных услуг, главный государственный инженер-инспектор: выполняет административные действия, предусмотренные административными регламентами предоставления государственных услуг (пункт 9.1 должностного регламента).
Главный государственный инженер-инспектор несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, обусловленных положениями об Инспекции и отделе, задачами и функциями отдела; за действие или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан, юридических лиц; за несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей (пункт 13 должностного регламента).
Главный государственный инженер-инспектор в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики о государственной гражданской службе и относящимся к сфере своей деятельности, иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы прохождения государственной гражданской службы, Кодексом этики служебного поведения государственных гражданских служащих Удмуртской Республики, Положением о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики, Положением об инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, служебным контрактом и должностным регламентом (пункт 4 должностного регламента).
Не оспаривая факт дачи начальником Инспекции устного указания о недопустимости приема экзаменов, истец в письменном объяснении указал на то, что действовал в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Главного управления по государственному надзору УР от 16.07.2019 г., и Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", не предусматривающих в качестве основания для приостановления или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги необходимость предоставления программ, согласованных с инспекциями гостехнадзора субъектов РФ. От заявителей (кандидатов в водители) им были получены исчерпывающие документы, на основании которых он был обязан принять экзамен. Оснований для отказа, либо приостановления услуги по приему экзаменов не имелось. Его действия по отказу в предоставлении государственной услуги по приему экзаменов напрямую бы нарушили права заявителей. Образовательная организация не является участником отношений, связанных с предоставлением государственной услуги. Юридические отношения образовательной организации с обучающимся заканчиваются после выдачи документа о квалификации.
Согласно части 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
В судебном заседании факт неправомерного поручения руководителя не установлен.
В силу пункта 5 Положения "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации", утвержденном Постановление Правительства РФ от 13.12.1993 N 1291, органы гостехнадзора осуществляют: прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдачу удостоверений тракториста-машиниста (тракториста).
Из пунктов 15, 16 Административного регламента Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, утвержденного Приказом Управления по надзору УР от 16.07.2019 N 40 (далее по тексту Административный регламент), следует, что государственная услуга "Выдача удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) на право управления самоходными машинами" предоставляется Управлением по надзору УР и осуществляется непосредственно структурными подразделениями инспекции гостехнадзора - отделами, осуществляющими свою деятельность на территориях городских округов, муниципальных районов Удмуртской Республики.
Предоставление государственной услуги осуществляется государственными гражданскими служащими Удмуртской Республики, замещающими должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики, - главными государственными инженерами-инспекторами, государственными инженерами-инспекторами.
Согласно пункту 18 Административного регламента в целях, связанных с предоставлением государственной услуги, используются документы (информация), получаемые Управлением по надзору УР в процессе межведомственного информационного взаимодействия с:
Управлением Федерального казначейства по Удмуртской Республике (далее по тексту - Федеральное казначейство) в части получения информации об уплате государственной пошлины;
Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее по тексту - УГИБДД МВД РФ по УР) в части получения информации об отсутствии лишения права управления самоходными машинами и транспортными средствами;
Министерством образования и науки Удмуртской Республики в части получения информации о выдаче лицензии на осуществление образовательной деятельности;
образовательными организациями, осуществляющими подготовку и (или) переподготовку водителей внедорожных мотосредств, трактористов, трактористов-машинистов, машинистов самоходных машин в части предоставления сведений о прохождении обучения.
Согласно пункту 19 Административного регламента результатом предоставления подуслуги "Выдача удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) на право управления самоходными машинами" является:
выдача заявителю удостоверения тракториста-машиниста (тракториста);
отказ в выдаче удостоверения тракториста.
Управление по надзору УР отказывает в предоставлении государственной услуги в случаях:
наличия удостоверения тракториста на право управления самоходными машинами тех категорий, для получения права на управление которыми сдаются экзамены (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 257, 258, 263 Административного регламента);
лишения прав управления транспортными средствами в случае, если срок лишения права управления транспортными средствами не истек (за исключением лиц, указанных в пункте 263 Административного регламента);
наличия медицинского противопоказания к управлению самоходными машинами;
непредставления документов, предусмотренных пунктами 25 - 27 Административного регламента;
неуплаты государственной пошлины за выдачу удостоверения тракториста;
недостижения возраста, указанного в подпункте "а" пункта 85 Административного регламента (пункт 36 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 11 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N 796, к сдаче экзаменов на право управления самоходными машинами при условии отсутствия обстоятельств, указанных в пункте 15(1) настоящих Правил, допускаются лица:
а) достигшие возраста:
16 лет - для самоходных машин категории "A I";
17 лет - для самоходных машин категорий "B", "C", "E", "F";
18 лет - для самоходных машин категории "D";
19 лет - для самоходных машин категорий "A II", "A III";
22 лет - для самоходных машин категории "A IV";
б) прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие медицинскую справку установленного образца о допуске к управлению самоходными машинами соответствующих категорий (далее - медицинская справка);
в) прошедшие профессиональное обучение или получившие профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование по программам, связанным с управлением самоходными машинами установленных категорий
г) имеющие водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и стаж управления им не менее 12 месяцев - для самоходных машин категорий "A II", "A III" и "A IV".
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 г. N 796 "Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста - машиниста (тракториста)" утверждена Приказом Минсельхозпрода России от 29.11.1999 № 807 Инструкция о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста - машиниста (тракториста) (далее по тексту Инструкция № 807).
В соответствии с пунктом 12 Инструкции N 807, к экзаменам допускаются следующие лица:
а) прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие медицинскую справку установленного образца о годности к управлению самоходными машинами соответствующих категорий (далее - медицинская справка);
б) прошедшие подготовку или переподготовку для получения права управления самоходными машинами установленных категорий, получившие соответствующую профессию в образовательных учреждениях независимо от их организационно - правовой формы, имеющих лицензию на осуществление данного вида деятельности, либо в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, имеющих лицензию, и получившие документ о прохождении подготовки или переподготовки.
Подготовка лиц для получения права управления самоходными машинами осуществляется на основе государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов и программ, утверждаемых Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Главной государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (далее именуется - Главгостехнадзор России).
Допускается самостоятельная подготовка для получения права на управление самоходными машинами категорий "А" и "В" в объеме соответствующей программы;
в) достигшие возраста:
шестнадцати лет - для категории "А";
семнадцати лет - для категорий "В", "С", "Е" и "F";
восемнадцати лет - для категории "D".
Разделом VII Инструкции № 807 определен порядок взаимодействия с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и (или) переподготовку водителей внедорожных мотосредств, трактористов, трактористов - машинистов, машинистов самоходных машин. Согласно данному разделу:
Организация процесса обучения водителей внедорожных мотосредств, трактористов, трактористов - машинистов и машинистов самоходных машин регламентируется программой обучения, учебным планом, календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми образовательным учреждением на основании государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов и программ, утвержденных Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Главгостехнадзором России.
Разработанные на основании государственных образовательных стандартов и типовых программ образовательными учреждениями учебные планы и программы подготовки водителей внедорожных мотосредств, трактористов, трактористов - машинистов и машинистов самоходных машин согласовываются с государственными инспекциями гостехнадзора субъектов Российской Федерации и утверждаются в органах управления образованием субъектов Российской Федерации (пункт 75).
Как указано выше, согласно подп. «в» пункта 11 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N 796, к сдаче экзаменов допускаются лица, прошедшие профессиональное обучение или получившие профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование по программам, связанным с управлением самоходными машинами установленных категорий.
Из взаимосвязанного толкования положений подп. «в» пункта 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N 796, пунктов 12, 75 Инструкции № 807, следует вывод о том, что кандидаты в водители должны пройти подготовку или переподготовку в образовательном учреждении для получения права управления самоходными машинами по учебным планам или программам, согласованным с государственными инспекциями гостехнадзора в установленном порядке. При несоблюдении образовательной организацией требований Инструкции № 807 лица, прошедшие обучение, к сдаче экзаменов не допускаются.
Инспекцией гостехнадзора УР по Можгинскому району Управления по надзору УР для осуществления АНОО «Русь» ДПО образовательной деятельности по лицензии № 2720 от 22.06.2012 г. выдано свидетельство АА 010302 о соответствии требованиям оснащенности образовательного процесса по категориям трактористов С, Д и Е.
14.07.2015 г. АНОО «Русь» ДПО выдана новая лицензия № 446 на право оказания образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования и профессионального обучения.
При этом АНОО «Русь» ДПО учебные планы и программы подготовки водителей внедорожных мотосредств категории «А1», трактористов, трактористов - машинистов и машинистов самоходных машин категории «В» не согласованы с Инспекцией гостехнадзора Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики.
Доводы представителя истца о том, что имело место переоформление лицензии в порядке, предусмотренном ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 9 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", не влияют на обоснованность требований Инспекции гостехнадзора, т.к. свидетельство о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для осуществления подготовки, переподготовки водителей внедорожных мотосредств категории «А1» и трактористов категории «В» АНОО «Русь» ДПО Инспекцией гостехнадзора никогда не выдавалось. Согласованные начальником Можгинского отдела – главным государственным инженером-инспектором Тунгусковым С.П. программы подготовки водителей тракторов «А1» и «В» от 30.06.2018 г. не соответствовали требованиям абз. 2 пункта 75 Инструкции в части согласования с государственными инспекциями гостехнадзора субъектов Российской Федерации.
Ссылка истца на письмо Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 07.05.2019 г. № 01/01-40/4090 о том, что «в настоящее время законодательно не установлена обязанность образовательной организации в части согласования образовательных программ подготовки тракториста-машиниста различных категорий», является несостоятельной, т.к. порядок сдачи гражданами экзаменов, допуска их к управлению самоходными машинами, оформления и выдачи удостоверений тракториста - машиниста (тракториста), заполнения учетных форм и производства иных действий, осуществляемых государственными инспекциями гостехнадзора, регулируется Инструкцией № 807, а не данным письмом.
Учитывая положения Инструкции № 807, Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N 796, начальником Инспекции гостехнадзора в целях соблюдения обязательных требований, предъявляемых к подготовке и переподготовке водителей самоходных машин, главному государственному инженеру-инспектору Санникову А.А. обоснованно было дано указание о недопустимости приема экзамена у кандидатов в водители внедорожных мотосредств категории «А1» и трактористов категории «В», окончивших обучение в АНОО «Русь» ДПО.
Однако в 2020 году, в нарушение пункта 9 должностного регламента, истец не выполнил данное указание и принимал экзамены у кандидатов в водители внедорожных мотосредств категории «А1» и трактористов категории «В», окончивших обучение в АНОО «Русь» ДПО. Так, были допущены к экзаменам и выданы удостоверения по категориям «А1, В» Урмацких Е.С. от 14.12.2020 г., Щеткину А.В. от 15.09.2020 г., Щемелину А.С. от 03.11.2020 г. и другим.
Доводы истца о том, что он не мог отказать в предоставлении государственной услуги по приему экзаменов кандидату в водители при предоставлении необходимых документов, являются ошибочными. Как указано в пункте 23 Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 807 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)". В данном случае речь идет не об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) на право управления самоходными машинами", а о недопуске к экзаменам в соответствии с пунктом 12 Инструкции № 807, пункта 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N 796.
Кроме того, Инспекцией по надзору за состоянием самоходных машин и других видов техники в адрес директора АНОО «Русь» ДПО вносилось предостережение № 2 от 04.03.2021 г. о недопустимости нарушения обязательных требований, предъявляемых к подготовке и/или переподготовке трактористов категории «В» и водителей внедорожных мототранспортных средств категории «А1» до приведения в соответствие оборудования и оснащенности образовательного процесса с последующим получением свидетельства в органе гостехнадзора и согласования установленном порядке учебных планов и программ подготовки.
Данное предостережение АНОО «Русь» ДПО исполнено 23 марта 2021 г.
Истцом в судебное заседание представлена служебная записка от 03.02.2021 г. на имя начальника Инспекции Мезенцева А.А., согласно которой он просит принять решение о приеме экзаменов у лиц, прошедших обучение в АНОО «Русь» ДПО, со ссылкой на наличие согласованной программы подготовки водителей тракторов «А1» и «В» от 30.06.2018 г. Данная служебная записка в адрес Инспекции не поступала, что следует из объяснений представителя ответчика. К служебной записке приложен скриншот о направлении электронного письма в адрес Мезенцева А.А., однако его дата 14.03.2019 г. не согласуется с датой служебной записки от 03.02.2021 г. Кроме того, из содержания служебной записки не усматривается обоснованности неправомерности полученного поручения по вышеуказанным основаниям.
Привлечение главного государственного инженера-инспектора инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики к дисциплинарной ответственности входит в компетенцию начальника Главного управления в соответствии с пунктом 13 Положения о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства УР от 29.12.2017 N 588.
Примененная к истцу мера дисциплинарного взыскания в виде замечания, с учетом отсутствия действующих взысканий, отношения истца к своим служебным обязанностям, личностных характеристик, обстоятельств совершения проступка, соответствует тяжести совершенного проступка и является наименее строгой из предусмотренных законом видов взыскания.
Таким образом, исходя из обстоятельств дела, оспариваемый приказ был вынесен в соответствии с вышеуказанными нормами Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, уполномоченным лицом с соблюдением установленного порядка. Допущенные истцом нарушения пункта 4, 9 должностного регламента, Инструкции № 807, Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N 796, свидетельствуют о наличии в его действиях признаков дисциплинарного проступка, что в свою очередь является достаточным основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности и свидетельствует о законности оспариваемого приказа.
В пп. "б" п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.
Допрошенный в качестве свидетеля начальник Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Мезенцев А.А. пояснил, что в январе 2021 г. всеми отделами Инспекции гостехнадзора Удмуртской Республики были представлены на проверку надзорные дела по регистрационной деятельности. 22.03.2021 г. в ходе проверки документов Инспекции гостехнадзора по Можгинскому району он обнаружил факт приема главным государственным инженером-инспектором Санниковым А.А. экзаменов у кандидатов в водители внедорожных мотосредств категории «А1», трактористов категории «В», прошедших обучение в АНОО «Русь» ДПО. Тем самым Санниковым А.А. было проигнорировано его указание о недопустимости приема экзаменов у данных лиц, о чем он составил служебную записку, которая была зарегистрирована 24.03.2021 г.
Оценивая показания свидетеля Мезенцева А.А. в совокупности с содержанием служебной записки, суд приходит к выводу о том, что непосредственному руководителю истца стало известно о допущенных нарушениях 22.03.2021 г. при проверке надзорных дел по регистрационной деятельности, следовательно, с данного момента необходимо исчислять месячный срок для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. С учетом положений ч. 4 ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, предусматривающей исключение времени проведения служебной проверки при исчислении срока применения дисциплинарного взыскания (с 29.03.2021 г. по 23.04.2021 г.), суд приходит выводу о том, что истец привлечен к дисциплинарной ответственности в пределах установленного законом срока.
Доводы истца об истечении срока привлечения к дисциплинарной ответственности со ссылкой на объяснение представителя ответчика от 26.08.2021 г. о том, что факты необоснованного оказания государственной услуги инспектором Санниковым А.А. были выявлены в январе 2021 г., судом не могут быть приняты как достоверные, т.к. в целях установления даты совершения дисциплинарного проступка представителем ответчика было заявлено ходатайство о допросе свидетеля Мезенцева А.А., который в судебном заседании дал вышеизложенные показания. Как впоследствии указал представитель ответчика, факт предоставления надзорных дел по регистрационной деятельности в январе 2021 г. лишь свидетельствует о реализации контрольных полномочий начальника Инспекции в отношении своих подчиненных и не является датой обнаружения проступка.
Доводы искового заявления о том, что в приказе о применении дисциплинарного взыскания не содержится описание дисциплинарного проступка, не указано время его совершения, какие правовые нормы истцом нарушены, судом отклоняются, т.к. основанием для вынесения приказа явилось заключение по результатам служебной проверки от 23.04.2021 г., в котором отражены все существенные обстоятельства в соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
Таким образом, исковое заявление Санникова Андрея Анатольевича к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики об оспаривании дисциплинарного взыскания удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 30.04.2021 ░. № 139-░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.10.2021 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░.░.