Дело № 2-1907/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 октября 2012года г.Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Колывановой О.Ю.,
при секретаре Кирилюк О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (далее – Управление) к Открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений требований санитарного законодательства, понуждении к устранению нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к ОАО «РУСАЛ Красноярск», мотивируя требования тем, что в ходе проведения специалистами Управления плановых мероприятий в отношении ответчика были установлены факты нарушения санитарного законодательства, а именно: Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Ответчик был привлечен к административной ответственности в целях устранения указанных нарушений. В ДД.ММ.ГГГГ. Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО «РУСАЛ Красноярск» с целью проверки выполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ При проведении проверки обнаружено, что предписание выполнено частично, а именно: не устранены следующие нарушения: 1) ст. 18 части 3 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» -отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (ковшового водозабора), используемого в целях хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; 2) нарушения п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» - отсутствуют искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, защита от воздействия атмосферных осадков и ветров, сеть ливне-стоков с автономными очистными сооружениями площадки участка временного хранения отходов производства предприятия; 3) нарушения п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в санитарно-защитной зоне ОАО «РУСАЛ Красноярск» размещаются садово-огородные участки общества «Алюминщик». До настоящего времени ОАО «РУСАЛ Красноярск» продолжает свою деятельность, нарушая санитарные правила, оказывая неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье людей, в связи с чем истец обратился в суд со следующими требованиями (с учетом уточненений) :
1.Признать бездействие ответчика, выраженное в неисполнении п.п. 3. 4, 6 законного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, незаконным.
2.Обязать Ответчика в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу по настоящему делу устранить нарушения части 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части, получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта (ковшового водозабора), расположенного на левом берегу <адрес>, используемого в целях хозяйственно-бытового водоснабжения ОАО «РУСАЛ Красноярск», санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в конкретно указанных целях.
3.Обязать Ответчика в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу по настоящему делу устранить нарушения п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» - обеспечить искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием, защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров, сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями площадку участка временного хранения отходов производства предприятия склада № по <адрес>.
4. Обязать Ответчика ОАО «РУСАЛ Красноярск» в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу обратиться в орган местного самоуправления – Администрацию города Красноярска с предложением о принятии эффективного решения, способствующего исключению из территории санитарно-защитной зоны ОАО «РУСАЛ» Красноярский алюминиевый завод» размещенных с нарушением п. 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 294 земельных участков в СНТ «Алюминий», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию города Красноярска рассмотреть в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу предложение ОАО «РУСАЛ» Красноярский алюминиевый завод», принять и предложить гражданам, являющимся собственниками и землепользователями 294 земельных участков СНТ «Алюминий» по адресу: <адрес> в кадастровых кварталах №, №, №, расположенных в санитарной зоне ОАО «РУСАЛ» Красноярский алюминиевый завод» эффективное решение, которое способствовало бы их переезду из территории санитарно-защитной зоны ОАО «РУСАЛ» Красноярский алюминиевый завод» по <адрес>.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены: ответчик - администрация г.Красноярска, третье лицо Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, СНТ «Алюминий»,Департамента Градостроительства администрации г. Красноярска, Администрация Советского района г. Красноярска
В судебном заседании представители истца – Скударнов А.С. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), Черненко В.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) на исковых требованиях настаивали.
Представители ответчика ОАО «РУСАЛ Красноярск» : Борзенко Е.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), Артемкина Е.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), Немеров А.М. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), Сукачева Т.И. (по доверенности от 10.08.2011г.) исковые требования полагали подлежащими удовлетворению частично.
Представители: ответчика- администрации г.Красноярска, Поляков В.Н. (по доверенности) третьего лица Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска Лупахина М.Г. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) полагали исковые требования в части обязания администрации г.Красноярска устранять заявленные истцом нарушения требований санитарных правил не подлежащими удовлетворению.
Представители третьих лиц СНТ «Алюминий»,Департамента Градостроительства администрации г. Красноярска, Администрации Советского района г. Красноярска в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований частично.
В соответствии со ст.51 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Статьей 42 Конституции РФ, ст.8 вышеназванного закона от 30.03.1999 года установлено право каждого гражданина на благоприятную среду обитания, обеспечивающееся в первую очередь обязанностью юридических лиц по выполнению требований санитарного законодательства.
Как установлено судом, в качестве основных видов деятельности, осуществляемых ОАО «РУСАЛ Красноярск», являются производство и реализация алюминия первичного и на его основе сплавов, лигатур, полуфабрикатов из металлов и сплавов; анодной массы, подовой массы, фтористых солей (криолита);другие виды деятельности. Предприятие расположено на 3-х промышленных площадках: на первой площадке расположены: управленческий аппарат предприятия, производственные подразделения (участок производства анодной массы; участок подготовки обожженных анодов; серии корпусов электролиза; участок выливки металла, ковшевого хозяйства, пуска и контактного хозяйства; участок обработки электролизеров; литейное производство (литейное отделение №, литейное отделение №, литейное отделение №), вспомогательные производства (энергоцех; участок транспортировки глинозема и фторсолей (ЦТГФ); участок производства фторсолей (УПФС); участок чистки штырей «Шлик»; участок грузоподъемных машин; испытательный аналитический центр; железнодорожный цех (ЖДЦ); участок складского хозяйства (УСХ); пожарная часть. Вторая площадка - шламонакопитель, предназначенный для приема и складирования шлама и хвостов флотации с участка производства криолита, цеха производства фтористых солей. Третья площадка - полигон промышленных отходов «Бадалык», предназначенный для захоронения токсичных промышленных отходов завода, находится в стадии рекультивации и подготовки земель собственнику.
Актом проверки Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ОАО «РУСАЛ Красноярск» не соблюдаются требования санитарного законодательства:
-п. 4.1.2. СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспе
чению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменения к СанПиН
2.1.4.1074-01» - не осуществляется производственный лабораторный контроль качества горячей воды в местах поступления исходной воды, перед поступлением в распределительную сеть горячего водоснабжения по органо-лептическим, обобщенным, химическим, микробиологическим показателям;
п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - отсутствует рабочая программа производственного контроля качества воды и ее согласование с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
ст. 18 части 3 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, используемого в целях хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» - площадка участка временного хранения отходов производства и потребления предприятия не оборудована искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием, защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров, сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями;
п.п. 5.3, 5.4, 5.6 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» - не проводятся лабораторные исследования при контроле за влиянием деятельности предприятия при эксплуатации шламонакопителя на качество подземных вод периодичностью не реже одного раза в месяц;
п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» - в санитарно-защитной зоне предприятия размещаются садово-огородные участки общества «Алюминщик».
Заместителем главного государственного санитарного врача <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления № по делам об административных правонарушениях в отношении юридического лица ОАО «РУСАЛ Красноярск».
ДД.ММ.ГГГГ Мировым судьей судебного участка № и в <адрес> вынесено постановление о привлечении ОАО «РУСАЛ Красноярск» к административной ответственности по ст. 19.5.ч.1 КоАП РФ за неисполнению предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Роспотребнадзора, юридическое лицо привлечено к административной ответственности за неисполнение п. 3 предписания в части получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водоснабжения предприятия, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; п.4 предписания в части обеспечения площадок участков временного хранения отходов производства предприятия искусственным водонепронецаемым и химически стойким покрытием, защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров, сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Отказывая в привлечении юридического лица к административной ответственности по п.6 (в части исключения размещения в санитарно-защитной зоне предприятия садово-огородных участков общества «Алюминщик») мировой судья указал, что из содержания этого пункта предписания не усматривается какое именно действие или мероприятие должно было осуществить или провести лицо, привлекаемое к административной ответственности, полномочно ли оно на эти действия.
В связи с тем, что выявленные нарушения образовали объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.ст. 6.3, 6.5 КоАП РФ, заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю ОАО «РУСАЛ Красноярск» было выдано предписание главного государственного санитарного врача <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
Проведенной в ДД.ММ.ГГГГ. Управлением внеплановой выездной проверкой в отношении ОАО «РУСАЛ Красноярск» с целью проверки выполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что предписание выполнено частично, а именно: не устранены следующие нарушения:
п. 3. - нарушения ст. 18 части 3 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (ковшового водозабора), используемого в целях хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
п. 4. - нарушения п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» - отсутствуют искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, защита от воздействия атмосферных осадков и ветров, сеть ливне-стоков с автономными очистными сооружениями площадки участка временного хранения отходов производства предприятия.
п. 6. - нарушения п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в санитарно-защитной зоне ОАО «РУСАЛ Красноярск» размещаются садово-огородные участки общества «Алюминщик».
Из пояснений представителей истцов данных в судебных заседаниях следует, что в соответствии с требованиями ст. 18 части 3 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии с требованиями п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В соответствии с требованиями п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Постановлением администрации г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект санитарно-защитной зоны ОАО «РУСАЛ Красноярск», который предусматривает вынос с территории санитарно-защитной зоны предприятия садово-огородных участков в период ДД.ММ.ГГГГ. Вынос садово-огородных участков обществ «Алюминщик» и «<данные изъяты>» проектом намечен на ДД.ММ.ГГГГ г.г. Данные факты подтверждаются экспертным заключением <данные изъяты> по рабочему проекту «Реконструкция и модернизация технологических линий №, включая реконструкцию систем аспирации и приточной вентиляции в главном корпусе анодного производства ОАО «Красноярский алюминиевый завод» № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РУСАЛ Красноярск» разработан проект санитарно-защитной зоны. Согласно п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств. В соответствии с п. 2.2. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» садово-огородные участки относятся к местам массового отдыха населения с допустимым уровнем загрязнения атмосферного воздуха не более 0,8 ПДК на данной территории. Согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» санитарно-защитная зона- это специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от ОАО «РУСАЛ Красноярск» содержат окислы азота, серы, углерода, соединения фтора, алюминия, пары кислот, возгоны каменно-угольных пеков, бензопирен, взвешенные вещества, бензол и др., которые вызывают сердечно-сосудистые, аллергические, канцерогенные заболевания у людей, болезни органов дыхания, мочеполовой системы, системы крови. Размещение садово-огородных участков СНТ «Алюминий» в границах санитарно-защитной зоны ОАО «РУСАЛ Красноярск», предприятия первого класса опасности, не соблюдение размеров санитарно-защитной зоны не обеспечивает должную защиту населения в месте массового отдыха от воздействия вредных химических веществ, выбрасываемых в атмосферу ОАО «РУСАЛ Красноярск», что создает угрозу жизни и (или) здоровью людей. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.ю1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
В ходе судебного разбирательства представителями ответчика ОАО «РУСАЛ Красноярск» по существу не оспаривались требования истца в части исполнения требований, касающихся получения заключения о соответствии водного объекта (ковшового водозабора), используемого в целях хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Однако представители ответчика поясняли, что не имеется реальной возможности в установленный надзором срок устранить замечания, касающиеся предоставления санитарно-экологического заключения на проект зоны охраны (второго и третьего поясов ЗСО) водозабора ОАО «РУСАЛ Красноярск» и утверждения границ (второго и третьего поясов) зоны санитарной охраны, просили увеличить этот срок до 2-х лет с момента вступления решения в законную силу
Возложение на ответчика в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обязанности по обеспечению площадки участка временного хранения отходов производства предприятия склада № по <адрес> искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием, защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров, сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями не может быть исполнено в установленный истцом срок, работы по строительству площадки для временного размещения отходов производства предприятия ответчиком осуществляются, на ДД.ММ.ГГГГ. разработана проектно-сметная документация, проводится ее экспертиза, окончание строительства планируется на ДД.ММ.ГГГГ., реальный срок для исполнения указанных нарушений представители ответчика просили установить -2 года с момента вступления решения по данному делу в силу.
Требования пункта 4 искового заявления представители ответчика полагали не подлежащими удовлетворению, поскольку каких-либо документов и прав на земельный участок, на котором расположено СНТ «Алюминий», у ответчика не имеется, полномочиями по распоряжению земельным участком, расположенном в санитарно-защитной зоне предприятия, ответчик не наделен, а, следовательно, у него не имеется возможности распоряжаться указанным участком. С ДД.ММ.ГГГГ. земельные участки переданы в собственность гражданам, земли общего пользования - в собственность общества, в силу ст.35 Конституции РФ никто не может быть лишен права собственности иначе, как по решению суда. Правовые основания для изъятия у граждан принадлежащих им земельных участков отсутствуют. Анализ положений гражданского и земельного законодательства не позволяет сделать вывод о том, ответчик обладает правом по выкупу или изъятию земельных участков у граждан. Кроме того, полагали, что требование п.4 искового заявления является неисполнимым.
Из пояснений и письменных отзывов представленных представителей ответчика –администрации г.Красноярска и третьего лица- ДМИЗО администрации г.Красноярска следует, что в соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами, особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах могут устанавливаться ограничения прав на землю. Согласно ч.3 ЗК РФ земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Привлекая к участию в деле в качестве ответчика администрацию г.Красноярска истцом не представлено никаких доказательств, подтверждающих совершение администрацией г.Красноярска каких-либо противоправных действий либо бездействия, в том числе нарушение пункта 5.1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200. Из просительной части искового заявления также непонятно, какие действия должна совершить администрация города Красноярска для устранения нарушений санитарного законодательства. Кроме того, правых оснований для изъятия у законных владельцев земельных участков, находящихся в санитарно-защитной зоне предприятия, не имеется.
Оценивая изложенные обстоятельства, представленные доказательства, суд, находя установленным в судебном заседании факт нарушения ответчиком санитарного законодательства, допущения им, как юридическим лицом, на которого в силу п.5 ст.15 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999г. возложена обязанность по соблюдению санитарных норм и правил, незаконного бездействия в части выполнения требований санитарного законодательства; принимая во внимание, что ответчик был предупрежден уполномоченным органом о необходимости устранения выявленных нарушений, однако предписание не выполнил; бездействие ответчика создает угрозу для неопределенного круга лиц, и может повлечь неблагоприятное для их жизни и здоровья воздействие, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца частично, а именно: полагает признать бездействие Открытого акционерного общества «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод», выраженное в не устранении нарушений требований санитарного законодательства (не исполнении пунктов 3 и 4 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ) незаконным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, с возложением обязанности на Открытое акционерное общество «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» в срок – один год со дня вступления решения в законную силу, устранить следующие нарушения:
- Нарушения ч.3 ст. 18 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта (ковшевого водозабора), расположенного на левом берегу <адрес>, используемого в целях хозяйственно-бытового водоснабжения ОАО «РУСАЛ Красноярск», санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в конкретно указанных целях.
- Нарушения п. 3.7. СанПиН 2..1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» путем обеспечения площадки участка временного хранения отходов производства предприятия склада № по <адрес> искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием, защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров, сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Доводы ответчика, не возражающего против заявленных требований по существу, но настаивающего на том, чтобы судом для устранения предписания был установлен срок 2 года, не могут быть приняты во внимание. Предприятие ОАО «РУСАЛ Красноярск» является объектом, являющимся источником неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровье населения. Садово-огородные участки относятся к местам массового отдыха населения, длительное воздействие на население атмосферного воздуха с недопустимым уровнем загрязнения, иного воздействия загрязнения (химического, биологического, физического), превышающего установленный гигиеническими нормативами уровень, может неблагоприятно отразиться на среде обитания и здоровье населения. Увеличение срока для устранения нарушений в данном случае нарушит права граждан на благоприятную окружающую среду. По аналогичным основаниям суд полагает достаточным установленный в исковом заявлении срок для устранения требований, обязывающих ответчика получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в конкретно указанных целях.
Суд полагает не подлежащими удовлетворению требования пункта 4 искового заявления, в соответствии с которыми истец просил суд обязать ответчика ОАО «РУСАЛ Красноярск» обратиться в Администрацию города Красноярска с предложением о принятии эффективного решения, способствующего исключению из территории санитарно-защитной зоны ОАО «РУСАЛ» Красноярский алюминиевый завод» размещенных с нарушением санитарных правил земельных участков СНТ «Алюминий», а ответчика - Администрацию города Красноярска - рассмотреть указанное предложение, принять и предложить гражданам, являющимся собственниками и землепользователями 294 земельных участков СНТ «Алюминий», эффективное решение, которое способствовало бы их переезду из территории санитарно-защитной зоны ОАО «РУСАЛ» Красноярский алюминиевый завод». Данные требования истца не конкретизированы, требование о приятии ответчиком - Администрацией города Красноярска «эффективного решения» в рассматриваемой ситуации не попадает под понятие конкретно определенного действия, которое необходимо исполнить ответчикам и по своей сути не исполнимо. Правовых оснований для обязывания ответчиков принимать меры к переселению собственников и землепользователей 294 земельных участков СНТ «Алюминий» истцом не указано и судом не установлено. Кроме того, согласно общим принципам судопроизводства, а так же в силу требований ст. 198 ГПК РФ, решение суда (являющееся актом правосудия) должно содержать исчерпывающие выводы из установленных фактических обстоятельств, в нем должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, принятое судом решение не должно вызывать затруднений при исполнении. Заявленные истцом требования (указанные в п.4 иска) не основаны на нормах действующего гражданского и земельного законодательства, не конкретизированы, не исполнимы. При таких обстоятельствах суд полагает истцу в указанной части требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» удовлетворить частично.
Признать бездействие Открытого акционерного общества «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод», выраженное в не устранении нарушений требований санитарного законодательства (не исполнении пунктов 3 и 4 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ) незаконным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Возложить обязанность на Открытое акционерное общество «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» в срок – один год со дня вступления решения в законную силу, устранить следующие нарушения:
- Нарушения ч.3 ст. 18 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта (ковшевого водозабора), расположенного на левом берегу <адрес>, используемого в целях хозяйственно-бытового водоснабжения ОАО «РУСАЛ Красноярск», санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в конкретно указанных целях.
- Нарушения п. 3.7. СанПиН 2..1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» путем обеспечения площадки участка временного хранения отходов производства предприятия склада № по <адрес> искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием, защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров, сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения (т.е. с 16.10.2012 года).
Председательствующий О.Ю.Колыванова