№ 2-4077/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2020 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Горбачевой Е.Н.,
при секретаре Недбайловой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Баграцевич Л.А. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Никольская СОШ о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Баграцевич Л.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Никольская СОШ о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ в размере 19065 руб.
Требования мотивированы тем, что истец осуществляет трудовую деятельность в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Никольская СОШ рабочей по комплексному обслуживанию здания на 1 ставку и рабочей по КОЗ на 0,5 ставки. Работодатель производил начисление и выплату заработной платы не в полном объеме, поскольку размер вознаграждения за труд составил менее минимального размера оплаты труда, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате, в связи с чем за ДД.ММ.ГГГГ размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы должен составить 19065 руб. В указанной связи истец просила взыскать с ответчика сумму недоначисленной и невыплаченной заработной платы за спорный период в вышеуказанном размере.
В судебное заседание истец Баграцевич Л.А. не явилась, была надлежащим образом извещена.
Представитель ответчика – Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Никольская СОШ в судебное заседание не явился, был извещен. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Представители третьих лиц – МКУ «Центр по бюджетному учету», МКУ «Управление образованием администрации <адрес>» в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания были уведомлены.
Исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 1160-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1557-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 162-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с ДД.ММ.ГГГГ размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании постановления Министерства труда РФ N 49 от ДД.ММ.ГГГГ в южных районах <адрес>, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории <адрес>.
Разрешая требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы и удовлетворяя их, суд исходил из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии с установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с ДД.ММ.ГГГГ МРОТ в сумме 7500 рублей в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ - в сумме 7800 рублей в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%, с учетом выполнения нормы рабочего времени, с ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать размер заработной платы в месяц не менее 12000 рублей за 1 ставку; с ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать заработную плату за полностью отработанный месяц не менее 12480 руб.
Согласно ст. 282 ТК РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (ч. 1 ст. 285 ТК РФ).
Нормы главы 20 ТК РФ, регулирующие порядок оплаты труда работников, не содержат каких-либо ограничений в оплате труда совместителей. Статья 133 ТК РФ устанавливает общий подход и минимум заработной платы, который может быть установлен работнику по трудовому договору. Таким пределом является минимальный размер оплаты труда, установленный на территории РФ.
Оплата труда совместителей от работников по основному месту работы отличается только количеством фактически отработанных часов, либо объемом выполненной работы, но это не свидетельствует о том, что минимум, из которого производится расчет заработной платы для совместителей не должен соответствовать положениям ст. 133 ТК РФ.
Судом установлено, что Баграцевич Л.А. принята рабочей по КОЗ на 1 ставку, а также рабочей по КОЗ на 0,5 ставки.
Как следует из представленных в материалы дела ответчиком табелей учета рабочего времени, истцом отработано:
-в июле 21 дн. при норме 21 дн.
-в сентябре 21 дн. при норме 21 дн.
-в декабре 21 дн. при норме 21 дн.
В связи с чем размер задолженности работодателя по заработной плате перед истцом подлежит исчислению исходя из следующего расчета:
-июль (12480-10592) = 1888 руб.;
-сентябрь (18720-20515,36)= 00 руб.;
-декабрь (18720-15888)= 2832 руб.;
Таким образом, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца составляет 4720 руб.
Довод истца о необходимости начисления районного коэффициента и надбавки за стаж работы к МРОТ, установленной Региональным соглашением, а не к МРОТ, установленной федеральным законодательством, не обоснован. Так, согласно буквальному толкованию Региональным соглашением размер минимальной оплаты 10592 рубля в месяц установлен с учетом районного коэффициента и северной надбавки.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд полагает возможным взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Баграцевич Л.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Никольская СОШ в пользу Баграцевич Л.А. задолженность по заработной плате в размере 4720 (четыре тысячи семьсот двадцать) руб.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Никольская СОШ в доход местного бюджета государственную пошлину 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовлениям мотивированного решения.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева