Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-764/2011 ~ М-799/2011 от 16.08.2011

Дело № 2-764/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 07 » октября 2011 года                                                                            г.Сегежа РК

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                    Пак О.Г.,

при секретаре                                             Моховой М.В.,

с участием истца                                         Урбановича В.И.,

представителя ответчика                            Лазаревой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Урбановича В.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (далее ГУ УПФ РФ в г.Сегеже РК) о включении в стаж периода работы, дающего право на льготную пенсию,

у с т а н о в и л:

Урбанович В.И. обратился в суд с названным иском по тем основаниям, что он подал заявление в территориальный орган ПФРФ по месту жительства о назначении трудовой пенсии 08.06.2011г., поскольку на этот момент имел требуемую законом продолжительность специального трудового стажа.

Решением об отказе в установлении пенсии № 649 от 08.07.2011г. истцу отказано в досрочном назначении пенсии. При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету некоторые периоды его педагогической работы и время срочной службы в армии, в результате чего специальный стаж, принятый к зачету составил только 24 года 8 месяцев.

Так не были учтены периоды нахождения в командировках на курсах повышения квалификации: с ХХ.ХХ.ХХ. - 5 (пять) дней; с ХХ.ХХ.ХХ. г. - 5 (пять) дней; с ХХ.ХХ.ХХ.. - 12 (двенадцать) дней, с ХХ.ХХ.ХХ.. - 1 (один) день, с ХХ.ХХ.ХХ.. - 6 (шесть) дней, а также период срочной службы в ВС Советской Армии с ХХ.ХХ.ХХ...

Полагает данный отказ незаконным, поскольку он выезжал на курсы повышения квалификации только по приказу директора школы, по инициативе администрации в соответствии с ее планами, в период повышения квалификации (усовершенствования) он пользовался теми же гарантиями и компенсациями, предусмотренными трудовым законодательством, за ним сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, работодателем выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Срочную службу в рядах Советской Армии он проходил в период действия п.п.г п.1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397) «1. Учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:.. .г) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции;...», в связи с чем, также считает, что приобрел законное право на включение срока службы в льготный стаж, несмотря на отмену данного постановления постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил обязать ответчика включить в специальный стаж вышеуказанные периоды и назначить ему досрочную трудовую пенсию со дня обращения за таковой - с 08 июня 2011 года.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что ХХ.ХХ.ХХ. года он первую половину дня он работал по основному месту работы, а со второй половины дня уехал в командировку на курсы повышения квалификации.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности Лазарева Е.Н., в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что истец обратился в Управление с заявлением о назначением пенсии на основании пп.19 п.1.ст.27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 08.06.2011 г.. В назначении пенсии ему было отказано по тем основаниям, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью заявительницы составляет менее требуемых 25 лет. В педагогический стаж не были включены периоды срочной службы в рядах Советской Армии с 05.07.1979 г. по 19.06.1981 г., поскольку действующее законодательство такого зачета не предусматривает, а также курсы повышения квалификации с отрывом от основной деятельности с ХХ.ХХ.ХХ.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (далее Правила) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с Правилами и Разъяснением 5 в стаж на соответствующих видах работ не включается периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, дни отдыха донорам, простои, прогулы, командировки, периоды выполнения гражданских обязанностей, периоды совмещения работ, не дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в режиме неполной рабочей недели или неполного рабочего дня и другие периоды, когда работник не выполнял профессиональных (должностных) обязанностей.

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 17 октября 2003 г. № 70 утверждены разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28,30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в которых изложен порядок подсчета специального трудового стажа со дня отмены закона или нормативного акта.

Согласно этому постановлению при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

В период срочной службы истца в рядах Советской Армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был предусмотрен Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Пункт 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным выше Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года предусматривал возможность включения в стаж работы по специальности, кроме работы предусмотренной Перечнем службу в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, то есть предусмотренных Перечнем.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 установлено, что в соответствии со ст. 58 Закона о государственных пенсиях пенсии за выслугу лет работникам просвещения по Перечню учреждений, организаций и должностей назначать учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

При этом, Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15.07.1964 г. № 620 установлено, что назначение и выплата пенсий за выслугу лет производится работникам просвещения, оставившим работу.

Постановление Совета Министров СССР № 1397 действовало до 01.10.1993 г. (на основании Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. №953).

Таким образом, для того, чтобы включить период службы по призыву в рядах Советской Армии в стаж работы, дающий право на пенсию по выслуге лет, истцу необходимо было выработать не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением № 1397, в период действия нормативного акта с 01.01.1960 г. по 01.10.1993 г., то есть не менее 16 лет 8 месяцев. Урбанович В.И. на 01.10.1993 г. не выработал необходимого стажа работы в должностях предусмотренных Перечнем и соответственно нормы Постановления № 1397 от 17.12.1959 г. в части включения в педагогический стаж для пенсии службу по призыву в рядах Советской Армии не могут быть применены к истцу.

Кроме того, согласно Порядку зачета в педагогический стаж времени работы впартийных и комсомольских органах, службы в вооруженных силах СССР, а так же времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утв. приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 г. № 94, время службы в Вооруженных Силах СССР засчитывается в стаж педагогической работы, при условии, что непосредственно этим периодам предшествовала, а после них непосредственно следовала педагогическая деятельность (п. 3 Порядка).

Таким образом, стаж педагогической работы, дающий право на досрочную пенсию на 08.06.2011 г. у истца составляет 24 года 08 месяцев 24 дня, что недостаточно для назначения пенсии, в связи с чем, просила в удовлетворении иска отказать.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная пенсия по возрасту назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Истец, работая 15.08.1986 года по 30.08.1995 года учителем математики Сегежской вечерней школы, с 31.08.1995 года по настоящее время учителем информатики и физики средней общеобразовательной школы № 7 г.Сегежи, обратился в ГУ УПФ РФ в г.Сегеже РК с заявлением о назначением пенсии на основании пп.19 п.1.ст.27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 08.06.2011 г.В назначении пенсии было отказано по тем основаниям, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью заявительницы составляет менее требуемых 25 лет, а именно согласно сведениям о трудовом стаже из выплатного дела Урбановича В.И. - 24 года 8 месяцев 24 дня. В педагогический стаж не были включены периоды срочной службы в рядах Советской Армии с ХХ.ХХ.ХХ.

Согласно ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Поэтому период нахождения в командировках является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В судебном заседании из справки работодателя об уточнении характера работ или условий труда от 23.06.2011 года, копий приказов в отношении Урбановича В.И. следует, что истец, работая учителем информатики и физики, направлялся в командировки на курсы повышения квалификации с ХХ.ХХ.ХХ.

В период повышения квалификации истец пользовался теми же гарантиями и компенсациями, предусмотренными трудовым законодательством, за ним сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, работодатель выплачивал от этой зарплаты страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, учитывая, что прохождение курсов повышения квалификации являлось необходимым условием дальнейшей работы истца, а в командировки истец направлялся работодателем, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и нахождения в служебных командировках с ХХ.ХХ.ХХ.. подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При разрешении требований истца о включении в педагогический стаж периодов срочной службы в рядах Советской Армии с ХХ.ХХ.ХХ. г., суд учитывает следующие обстоятельства.

В соответствии с п.п.г п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв.Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции, при условии (п.4 Положения), если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Как установлено в судебном заседании истец имеет более 2/3 педагогического стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, что не оспаривается представителем ответчика.

При этом ответчик ссылается на необходимость наличия данного стажа на момент окончания действия Постановления № 1397, т.е. до 01.10.1993 года.

Однако, исходя из правовой позиции, изложенной в в Определении ВС от 28.01.2011 года № 44-В10-11, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Принимая во внимание, что на момент обращения истца орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в Армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Ссылку ответчика на необходимость применения Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в вооруженных силах СССР, а так же времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях», утв. приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 г. № 94, в соответствии с которым время службы в Вооруженных Силах СССР засчитывается в стаж педагогической работы, при условии что непосредственно этим периодам предшествовала, а после них непосредственно следовала педагогическая деятельность (п. 3 Порядка) суд также находит необоснованной, поскольку на момент нахождения истца в Армии с ХХ.ХХ.ХХ. г. по ХХ.ХХ.ХХ. г. данный Порядок не действовал (утв. приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 г. ).

При изложенных обстоятельствах, период нахождения истца в армии с ХХ.ХХ.ХХ. г. по ХХ.ХХ.ХХ. г. подлежит зачету в льготный стаж, поскольку действующее на момент службы истца Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 предусматривало включение в специальный стаж (в данном случае педагогический) времени военной службы без каких-либо условий и ограничений.

Учитывая положения п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.19 указанного ФЗ, о том, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, а также то обстоятельство, что на момент обращения истца с заявлением (08.06.2011 года) ему зачтен специальный стаж 24 года 8 месяцев 24 дня, принимая во внимание, что вышеуказанные периоды подлежат зачету в льготный стаж, досрочную пенсию истцу следует назначить с 08.06.2011 года.

На основании ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в сумме 200 рублей, понесенные истцом в связи с обращением в суд.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сегеже Республики Карелия назначить Урбановичу Владимиру Ивановичу досрочную пенсию по старости с 08 июня 2011 года, включив в стаж работы с льготными условиями труда периоды работы: с ХХ.ХХ.ХХ. г., с ХХ.ХХ.ХХ..; с ХХ.ХХ.ХХ. г.; с ХХ.ХХ.ХХ.., с ХХ.ХХ.ХХ.., с ХХ.ХХ.ХХ...

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сегеже Республики Карелия в пользу Урбановича В.И. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                 ...              О.Г.Пак

...

...

...к

2-764/2011 ~ М-799/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Урбанович Владимир Иванович
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сегежа РК
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Пак О.Г.
Дело на странице суда
segezhsky--kar.sudrf.ru
16.08.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2011Передача материалов судье
17.08.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.09.2011Предварительное судебное заседание
15.09.2011Судебное заседание
06.10.2011Судебное заседание
01.11.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2011Дело оформлено
21.12.2011Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее