Дело №
59RS0№-26
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<адрес> 03.12.2020 года
Судья Свердловского районного суда <адрес> Анищенко Т.В.,
при секретаре ФИО5,
с участием представителя Управления Роспотребнадзора по ФИО3 краю по доверенности ФИО6,
защитника ПАО «Сбербанк» ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Сбербанк», ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893, юридический адрес: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
ПАО «Сбербанк», осуществляющее деятельность по оказанию населению финансовых услуг, по адресу: <адрес>, допустило, в условиях введения в ФИО3 крае режима повышенной готовности, ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), невыполнение противоэпидемических мероприятий, проводимых в целях предупреждения распространения возбудителя (COVID-19), обеспечения прерывания механизма передачи инфекционного агента и прекращения развития эпидемического процесса, установленных пунктом 4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15, в нарушение ст.11, ч.1,3 ст. 29, ч.3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а именно, не обеспечив в отделении Банка использование оборудования по обеззараживанию воздуха, что было выявлено 06.10.2020г. в 14 ч. 30 м.
В судебное заседание законный представитель ПАО «Сбербанк» не явился, извещены надлежащим образом.
Защитник в судебном заседании с протоколом не согласился, вину банка в совершении вменяемого правонарушения не признал, просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием события правонарушения, мотивируя тем, что в отделение банка было обеспечено оборудованием по обеззараживанию воздуха – рециркулятором УФ-бактерицидным двухламповым, что подтверждается замечанием, отраженным в протоколе осмотра о демонстрации фотографии данного оборудования, показать которое проверяющие не просили. Данное оборудование является передвижным, поэтому тот факт, что на момент проверки оно находилось в комнате отдыха сотрудников банка, не свидетельствует о том, что оно не использовалось в зале для обслуживания клиентов банка. Руководством по эксплуатации данного оборудования предусмотрено время, которое необходимо на обработку помещения, в зависимости от его площади, с учетом которого оно и использовалось отделением банка. Нормы, нарушение которых вменяется в вину банку, не содержат информации о том, какое именно оборудование и как оно должно использоваться. Кроме того, в протоколе не указано какая именно норма СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" нарушена банком. Более того эти нормы, согласно информации размещенной на сайте Роспотребнадзора, носят рекомендательный характер.
Представитель административного органа в суде настаивала на привлечении ПАО «Сбербанк» к административной ответственности, поскольку отсутствие в помещении для обслуживания посетителей оборудования по обеззараживанию воздуха подтверждается протоколом осмотра, а такое оборудование в присутствии людей должно работать непрерывно, иначе не будет обеспечиваться разрыв механизма передачи инфекции, после выключения оборудования дезинфекция воздуха не происходит. Таким образом, банком было допущено нарушение п.4.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также рекомендаций Роспотребнадзора, исполнение которых является обязательным в силу п.12.4 ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №, и положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Распоряжением ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 5-рпп (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС ФИО3 края режима функционирования "Повышенная готовность", в связи с угрозой распространения в ФИО3 крае инфекций, вызванных новым коронавирусом COVID-2019, с 00.00 часов ДД.ММ.ГГГГ на территории ФИО3 края введен режим функционирования "Повышенная готовность".
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Пунктом 4.1. Санитарно-эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15, предусмотрено, что противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, в частности, согласно п.4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
В силу ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий,
- влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Статьей 26.1 КоАП Российской Федерации установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 КоАП РФ).
Изучив материалы дела, судья приходит к выводу об установлении факта невыполнения ПАО «Сбербанк» противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно, п.п.4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", при осуществлении деятельности по оказанию населению финансовых услуг в отделении Банка по адресу: <адрес>, а именно, не обеспечено в использование оборудования по обеззараживанию воздуха.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении ссылки на пункт «4.4.» Санитарно-эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", признается судьей несущественным его недостатком, поскольку событие административного правонарушения в протоколе подробно описано, нормативно-правовой акт, устанавливающий комплекс противоэпидемических мероприятий, подлежащих исполнению для обеспечения "разрыва" механизма передачи инфекции, в протоколе приведен.
Кроме того, указание на нарушение данного пункта – 4.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-20, имеется в протоколе осмотра № от 06.10.2020г. (л.д.4).
Доводы защитника о том, что противоэпидемиологические мероприятия, неисполнение которых вменено в вину банку носят рекомендательный характер, в связи с чем, не являются обязательными для исполнения, не принимаются судьей.
В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно ч.3 ст. 39. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В п.12.4 ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N 121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ФИО3 крае", на руководителей организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим ФИО1, возложена обязанность соблюдать санитарные требования, выполнять противоэпидемические мероприятия, установленные постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, постановлениями Главного государственного санитарного врача по ФИО3 краю, а также предписания, выданные должностными лицами Роспотребнадзора, методические рекомендации Роспотребнадзора по организации работы по профилактике COVID-19.
Аналогичные требования содержались в п.10 ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N 23 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ФИО3 крае". Руководителям организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим ФИО1 предписано соблюдать санитарные требования, установленные постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, постановлениями Главного государственного санитарного врача по ФИО3 краю, а также предписания, выданные должностными лицами Роспотребнадзора (п.10.5); соблюдать рекомендации Роспотребнадзора по организации работы сферы услуг по профилактике COVID-19 (п.10.6.).
До введения в действие Санитарно-эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", рекомендации по применению в помещениях с постоянным нахождением работников оборудования по обеззараживанию воздуха содержатся также в п.2.12 Методических рекомендации МР 3.1/ДД.ММ.ГГГГ/3-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников, утвержденных письмом руководителя Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 02/6338-2020-15, п.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по ФИО3 краю от ДД.ММ.ГГГГ N 2326 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции "COVID-2019" на территории ФИО3 края".
Из конституционно закрепленного принципа социального характера Российского государства (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации) вытекает его обязанность по принятию мер, направленных на создание санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 2 статьи 41 Конституции РФ). Названный принцип предполагает обязанность всех без исключения лиц по соблюдению общеобязательных правил и норм в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В то же время судьей принимаются доводы защитника о том, что в вину обществу необоснованно вменено неисполнение противоэпидемических мероприятий, предложенных Рекомендациями по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в предприятиях торговли МР 3.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-20, утверждённых Главным Государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не доказан факт отнесения лица, привлекаемого к административной ответственности, к предприятиям торговли, и осуществления им деятельности, связанной с торговлей.
Вина ПАО «Сбербанк» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3), протоколом осмотра помещений от 06.10.2020г. (л.д.4), видеозаписью (л.д.17), и другими материалами дела.
Доводы защитника о том, что помещение отделения банка было обеспечено оборудования по обеззараживанию воздуха, которое, согласно замечаний представителя банка – руководителя ВСП 6984/023 ФИО8 внесенных в протокол осмотра, находилось в комнате отдыха и сбора сотрудников, не являются основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку имеющимися в деле доказательствами подтвердилось, что в помещении, в котором обслуживались потребители (клиенты банка) и находились сотрудники банка, на момент осмотра, не имелось оборудования по обеззараживанию воздуха.
Тот факт, что имевшее в отделении банка оборудование является передвижным, не свидетельствует об исполнении п.4.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", поскольку ни руководством по эксплуатации данного оборудования, ни другими документами не подтверждается, что периодическое, а не постоянное его использование, при постоянном нахождении в помещении людей, ведет к "разрыву" механизма передачи инфекции.
Более того, из п.8.6. Руководства по эксплуатации (паспорта) рециркулятора УФ-бактерицидного двухлампового с принудительной циркуляцией воздушного потока для обеззараживания воздуха помещений РБ-18-«Я-ФП», следует, что в присутствии людей применение рециркулятора рассчитано на его непрерывную работу в течение 8 и более часов.
Ссылки защитника на п.8.3.3. Руководства по эксплуатации (паспорта), о времени использования оборудования для обработки помещения в зависимости от его объема, несостоятельны, поскольку указанное время обработки помещения указано без учета присутствия или отсутствия в этом помещении людей, то есть говорит только о том, что воздух, находящийся в таком помещении будет обеззаражен за указанное время (при площади до 30 куб.м.), при условии отсутствия его новой микробной обсемененности.
Кроме того, документы, подтверждающие периодичность и сам факт использования указанного оборудования в иных помещениях, помимо комнаты отдыха и сбора сотрудников, суду представлены не были, и более того, опровергаются видеозаписью, на которой зафиксированы пояснения руководителя ВСП 6984/023 ФИО8 о том, что оборудование используется там, где оно было изначально установлено.
Сам рециркулятор УФ-бактерицидного двухлампового РБ-18-«Я-ФП» в момент осмотра сотрудникам Роспотребнадзора продемонстрирован не был, в доступе в комнату отдыха и сбора сотрудников, было отказано. Из продемонстрированной фотографии оборудования невозможно установить, где именно оно находится.
Действия ПАО «Сбербанк» судья квалифицирует по ч.2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как невыполнении противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
При назначении административного наказания судья учитывает отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, ставящего под угрозу жизнь и здоровья граждан, отсутствие общественно опасных последствий, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, тот факт, что ранее ПАО «Сбербанк» не привлекалось к административной ответственности, и считает возможным назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Публичного акционерного общества «Сбербанк», ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893, юридический адрес: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Штраф подлежит оплате до истечения 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по ФИО3 краю (Управление Федерального казначейства по ФИО3 краю (Управление Роспотребнадзора по ФИО3 краю), ИНН/КПП 5904122386/590401001, банк получателя ГРКЦ ГУ Банк России по ФИО3 краю, расчетный счет 40№, БИК 045773001, КБК 141 1 16 01061010003 140, ОКТМО 57701000, код администратора 141.
Разъяснить, что за неуплату административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления в законную силу данного постановления лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и копия постановления будет направлена судебному приставу-исполнителю.
Документ, подтверждающий оплату штрафа, необходимо представить в суд: <адрес> каб. 310.
Постановление в течение 10 дней со дня получения копии может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес>.
Резолютивная часть постановления оглашена 01.12.2020г.
Судья: Т.В. Анищенко