Судья Бачеев С.Н. Дело № 22-646
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ижевск 20 марта 2012 года
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Рябова А.М.,
судей Ившиной О.Г. и Брызгалова Д.А.,
прокурора Родькиной С.И.,
адвоката Лукьянцевой Т.А.,
осужденного М.,
при секретаре Шадриной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам адвоката Слотина В.В. и осужденного М.
на приговор Увинскгого районного суда УР от 22 декабря 2011 года, которым
М., ранее не судимый
осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ с применением ч. 1 ст. 62 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;
заслушав доклад судьи Ившиной О.Г., адвоката Лукьянцеву Т.А. и осужденного М., поддержавших доводы кассационных жалоб, и мнение прокурора Родькиной С.И., полагавшей приговор суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
М. судом признан виновным в совершении 26 мая 2011 года убийства, то есть умышленного причинения смерти А. в <адрес>.
В кассационной жалобе адвокат Слотин В.В. выражает свое несогласие с приговором, считая, что приговор основан на предположениях и не устраненных сомнениях. Указывает, что суд положил в основу приговора показания М., данные им в ходе предварительного расследования, от которых он в суде отказался, пояснив, что оговорил себя. По мнению адвоката, иных данных, прямо свидетельствующих о причастности М. к смерти А. в материалах дела не имеется. Полагает, что обнаружение на одежде М. пятен крови, которые могут принадлежать погибшему А., не может являться бесспорным доказательством причастности М. к смерти А., так как, полагает, данная кровь могла образоваться также и от самого М. Кроме того, отмечает, что М. после обнаружения трупа А. прикасался к окровавленной одежде погибшего руками. Указывает, что стороной обвинения не представлено ни одного доказательства, подтверждающего, что нож как орудие убийства находился в руках М. Просит приговор отменить и уголовное дело прекратить.
В своих кассационных жалобах осужденный М. указывает, что с приговором он не согласен. По его мнению, следователь, увидев кровь на его одежде, сделал вывод о том, что он причастен к убийству. Далее он излагает свои показания, данные им в ходе судебного следствия. Полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применен уголовный закон. Отмечает, что экспертизой не установлено, что на нем была кровь потерпевшего. Фактически у него был приступ кровоизлияния из носа. На ноже нет отпечатков его пальцев. Считает, что показания его жены Я. основаны на предположениях. Показания свидетеля Афанасьева являются ложными. Необоснованными являются также и показания свидетеля Питилимова.
Указывает, что следователь под угрозами добился от него нужных показаний. И его первый допрос был без адвоката. По его мнению, суд не разобрался в обстоятельствах дела. Приговор основан на предположениях. Просит приговор отменить и направить дело на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции.
В возражениях на кассационную жалобу М. прокурор указывает, что приговор является законным, обоснованным и справедливым и просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу осужденного – без удовлетворения.Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия оснований для отмены или изменения приговора не усматривает.
Виновность М. в совершении действий, изложенных в описательно-мотивировочной части приговора, установлена совокупностью доказательств по делу.
Судом правильно установлены все обстоятельства совершенного М. общественно-опасного деяния, и ему дана соответствующая оценка.
Оценив доказательства в совокупности, суд пришел к правильному выводу о доказанности вины осужденного в инкриминируемом ему деянии.
Анализ доказательств подробно приведен в приговоре.
Выводы суда о виновности осужденного, квалификации его действий и назначении наказания мотивированы.
Доводы кассационных жалоб осужденного и адвоката, в том числе, относительно обстоятельств дела и недоказанности вины осужденного не могут быть приняты во внимание, поскольку все они были предметом тщательного исследования суда первой инстанции и обоснованно опровергнуты исследованными судом доказательствами.
Суд обоснованно положил в основу приговора показания М., данные им в ходе предварительного расследования в качестве подозреваемого, в которых он подробно рассказал об обстоятельствах совершения им преступления о том, как он взял нож, которым ударил Анисимова 2 – 3 раза в грудь с проникновением в сердце.
Показания М. в качестве подозреваемого были получены с соблюдением норм уголовно-процессуального закона с участием адвоката.
Перед дачей показаний М. был предупрежден о том, что при его согласии давать показания его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе, и при его последующем отказе от этих показаний.
При проверке показаний на месте М. продемонстрировал каким образом и при каких обстоятельствах было совершено преступление.
Согласно заключению дополнительной судебно-медицинской экспертизы повреждения, обнаруженные у А. могли образоваться при обстоятельствах, указанных М. в его допросе и при проверке показаний на месте.
Кроме того, вина М. подтверждается и его явкой с повинной, собственноручно написанной им.
На одежде М. в день убийства была обнаружена кровь погибшего А.
Доводы жалоб о том, что кровь принадлежит самому М., являются несостоятельными, поскольку согласно заключению судебно-медицинской экспертизы на его теле каких-либо повреждений, вызвавших кровотечение, не обнаружено.
Об отсутствии крови на одежде осужденного именно перед совершением преступления показал и свидетель О.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора, при производстве предварительного расследования и в ходе судебного следствия не допущено.
Действия М. квалифицированы правильно по ч. 1 ст. 105 УК РФ как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Судом верно назначено М. наказание с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности осужденного, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, а также влияния назначенного наказания на его исправление.
Все доводы жалоб являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Постановленный судом приговор является законным, обоснованным и справедливым.
Руководствуясь ст. ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
приговор Увинского районного суда Удмуртской Республики от 22 декабря 2011 года в отношении М. оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденного и адвоката – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: