Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2215/2013 ~ М-2336/2013 от 27.06.2013

КОПИЯ

2-2215/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2013 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Куц Е.В.,

при секретаре Погребковой Л.С.,

при участии представителя заявителя Мочалова А.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на ... года, представителя заинтересованного лица Потемкиной О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Косторного ОС к ИФНС по г. Томску о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из ЕГРЮЛ ГЭК «П», обязании исключить запись об исключении из ЕГРЮЛ,

УСТАНОВИЛ:

Косторной О.С. обратился в суд с заявлением к ИФНС по г. Томску (далее – ИФНС России по г. Томску, налоговый орган) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из ЕГРЮЛ ГЭК «П», обязании исключить запись об исключении из ЕГРЮЛ.

В обоснование заявленных требований указал, что является членом кооператива, председателем ревизионной комиссии ГЭК «П» (далее – кооператив), который был создан в ... году постановлением Главы администрации Октябрьского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ с целью упорядочения эксплуатации гаражей по <адрес>, построенных гражданами в начале ...-х годов. В ЕГРЮЛ внесена запись о ГЭК «П» ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по решению ИФНС России по г. Томску кооператив был исключен из ЕГРЮЛ как фактически прекративший свою деятельность. Между тем, кооператив является фактически действующим юридическим лицом, с момента создания по настоящее время кооператив ведет деятельность, были заключены договоры на поставку электроэнергии, уборку территории, оплата которых осуществлялась на основании квитанций об оплате счетов, кооператив владеет и пользуется земельным участком по <адрес>, который был выделен кооперативу для эксплуатации гаражей. Также указал, что кооператив является некоммерческой организацией и не имеет расчетного счета в банке, что не противоречит действующему законодательству. Уведомление о принятом решении об исключении ГЭК «П» из реестра юридических лиц в адрес кооператива и председателя кооператива не поступало. Кооператив все это время продолжал действовать. О том, что кооператив исключен из ЕГРЮЛ, выяснилось при оформлении земельного участка в собственность кооператива в ДД.ММ.ГГГГ.

Косторной О.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также указал, что законодательством не предусмотрена обязанность кооператива иметь банковские счета и вести по ним операции. Указал, что непредставление кооперативом бухгалтерской или налоговой отчетности в налоговый орган не является основанием для исключения его из ЕГРЮЛ. Просил признать незаконным решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из ЕГРЮЛ ГЭК «П» (ОГРН ...), обязать ИФНС по г. Томску внести в ЕГРЮЛ запись об отмене записи об исключении ГЭК «П» из ЕГРЮЛ.

Представитель ИФНС России по г. Томску в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося заявителя.

Суд, заслушав доводы представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

На основании ст. 137 НК РФ, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействия нарушают его права.

Судом установлено, что заявитель являлся членом ГЭК «П», что указано в списках членов кооператива, а согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ заявитель также является председателем ревизионной комиссии кооператива, которая согласно уставу осуществляет контроль над деятельностью председателя кооператива.

Статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок, не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Согласно п. 7 ст. 22 Закона, если в течение срока, установленного вышеприведенной статьей, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра путем внесения в него соответствующей записи.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано его кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Закона).

Как усматривается из материалов дела, ГЭК «П» был зарегистрирован на основании постановления Главы администрации Октябрьского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ как добровольное объединение граждан на основе членства для эксплуатации гаражей.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ сведения о юридическом лице, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ, были внесены Инспекцией России по г. Томску в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) ....

ИФНС России по г. Томску на основании справок от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в течение ...-ти последних месяцев движения средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, о непредставлении юридическим лицом в течение ...-ти последних месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении ГЭК «П» из ЕГРЮЛ.

Сведения о принятом решении опубликованы в Вестнике государственной регистрации часть ..., () от ДД.ММ.ГГГГ/

ДД.ММ.ГГГГ ГЭК «П» исключен из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа как фактически прекративший деятельность, о чем в реестр внесена запись за государственным регистрационным номером .

Об указанном решении Косторной О.С., являющийся членом ГЭК «П», узнал в ДД.ММ.ГГГГ при оформлении земельного участка в собственность кооператива.

Согласно определению арбитражного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ заявитель обращался с заявлением об оспаривании действий налогового органа по исключению ГЭК «П» из ЕГРЮЛ, не учитывая при этом требования ст. 27, 29 АПК РФ, о чем ему было разъяснено арбитражным судом в определении.

При таких обстоятельствах суд полагает причину пропуска срока оспаривания решения налогового органа уважительной.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 № 26-П, предусматривающее в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.

Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Соответственно оно рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или не проведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей.

При этом следует учитывать, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности

Таким образом, наличие совокупности признаков недействующего юридического лица императивно не влечет исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ, так как нормы статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ направлены на исключение из государственного реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически.

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческими организациями являются не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений,, учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям.

Согласно ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Правовое положение потребительского кооператива, права и обязанности его членов определяются специальными законами.

Однако для гаражно-строительных кооперативов отдельный закон не принят а действие Закона Российской Федерации от 19.06.1992 «О потребительской кооперации в Российской Федерации» (статья 2), Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (пункт 3 статьи 1) на специализировннные гаражные потребительские кооперативы не распространяется. Кроме Гражданского кодекса Российской Федерации для гаражных кооперативов применяется Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26.05.1988 № 8998-XI в частности ст. 51, согласно которой граждане могут на добровольных началах создавать жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные дачно-строительные кооперативы, товарищества индивидуальных застройщиков, иные потребительские кооперативы для удовлетворения своих жилищно-бытовых потребностей. Основным направлением деятельности этих кооперативов и товариществ является участие денежными средствами в сооружении и последующей эксплуатации объектов кооперативной собственности (жилых домов гаражей и т.п.), а в предусмотренных уставами случаях и объектов личной собственности членов кооператива (товарищества,, а также оказание членам кооператива (товариществ)) услуг, соответствующих целям его создания.

ГЭК «П» является некоммерческой организацией, созданной для совместной эксплуатации, обслуживания и содержания кооперативных гаражей. Кооператив не ставит своей целью извлечение прибыли

Открытие счета в банке не является для некоммерческой организации обязательным. В связи с чем отсутствие открытых в банках счетов у ГЭК «П» как некоммерческой организации не является достаточным основанием для безусловного вывода а наличии одного из признаков недействующего юридического лица, следовательно, основанием для исключения данного юридического лица из ЕГРЮЛ.

Материалами дела установлено, что отчетность за последние 12 месяцев, действительно, ГЭК «П» в налоговый орган не представлялась.

Однако, в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ необходима наличие совокупности двух признаков (пункт2 статьи 21.1). При отсутствии хотя бы одного из них, юридическое лицо не мажет считаться прекратившим сваю деятельность.

Из материалов дела следует, что ГЭК «П» на момент исключения из ЕГРЮЛ и да настоящего времени фактически свою деятельность не прекратил, являлся действующим юридическим лицом: оплачивал электроэнергию, уборку территории, члены кооператива оплачивали членские взносы, в кооперативе регулярно проводились собрания его членов, что не опровергнуто налоговым органом.

В соответствии со статьями 31,32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обладают обширными правами и несут определенные Кодексом обязанности. В частности, налоговые органы обязаны: бесплатна информировать (в там числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов а действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и а принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налагав и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочий налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

Па смыслу изложенного налоговая инспекция обязана контролировать деятельность налогоплательщиков в отведенных законам рамках.

Таким образом, у инспекции имелась реальная возможность установить факт прекращения (либо осуществления) кооперативом деятельности, предусмотренной уставом. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности могло служить основанием для возможного привлечения кооператива к налоговой ответственности.

Налоговый орган при принятии решения об исключении кооператива из ЕГРЮЛ на основании статьи 21.1.1 Федерального закона № 129-ФЗ не учел цели создания кооператива как некоммерческой организации, которая не ставит своей задачей извлечение прибыли, не учел необходимость наличия в совокупности двух признаков недействующего юридического лица - отсутствие расчетных операций по счету и отсутствие деятельности организации. При отсутствии хотя бы одного признака юридическое лицо не может считаться прекратившим сваю деятельность.

При таких обстоятельствах заявленные Косторным О.С. требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 258, ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Косторного ОС удовлетворить.

Признать незаконным решение ИФНС по г. Томску от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из Единого ЕГРЮЛ ГЭК «П» (ОГРН ...).

Обязать ИФНС по г. Томску внести в ЕГРЮЛ запись об отмене записи об исключении ГЭК «П» из ЕГРЮЛ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд города Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение не вступило в законную силу

Оригинал находится в деле № 2- 2215/2013 Советского районного суда г. Томска

2-2215/2013 ~ М-2336/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Косторной Олег Сергеевич
Другие
ИФНС по г. Томску
Потемкина Оксана Витальевна
Мочалов Алексей Геннадьевич
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Куц Е.В.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
27.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2013Передача материалов судье
27.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2013Судебное заседание
08.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2014Дело оформлено
11.02.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее