Дело № 2-648/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2015 года г. Волгоград
Советский районный суд города Волгограда
В составе судьи Ситникова В.С.
при секретаре Кузнецовой М.В.
с участием помощника прокурора Советского района г. Волгограда Еланскова В.В.
представителя администрации Советского района г. Волгограда Жирковой А.А., выступающей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Советского района г. Волгограда, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района г. Волгограда незаконным и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Волгограда обратился с заявлением о признании бездействия Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района г. Волгограда незаконным и понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование своего заявления указал, что прокуратурой Советского района Волгограда по поручению прокуратуры города проведена проверка исполнения Межведомственной комиссией по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района Волгограда жилищного законодательства в части реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
В ходе проверки установлено, что межведомственной комиссией по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района Волгограда допущено бездействие при решении вопроса о признании многоквартирных жилых домов, расположенных на территории района пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Так, межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Советского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ года, по ходатайству депутата Волгоградской городской Думы ФИО3, в связи с обращением жительницы дома ФИО4 было проведено обследование жилого <адрес> и установлено, что указанный дом является 2-х этажным зданием, имеет процент износа здания-72%. На стенах наблюдаются трещины, грибок, наблюдается течь крыши перекошены оконные и дверные переплеты.
Согласно п. 33 раздела-111 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением правительства РФ от 28.01.2006 № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, а жилого дома аварийным является наличие выявленных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в том числе ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
25.11.2013 межведомственной комиссией по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов на территории Советского района г. Волгограда при администрации района принято решение о проведении дополнительного обследования объекта, направить обращение в управляющую компанию многоквартирным домом ООО «УК МДМ Ком-Сервис» об организации проведения собрания собственников жилья, с целью получения их согласия на подготовку технического заключения. В случае отказа собственников, необходимо включить указанный многоквартирный дом в перечень домов, подлежащих инструментальному обследованию специализированной организацией.
Вместе с тем, с указанного времени межведомственной комиссией по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов на территории Советского района г. Волгограда никаких действий не производилось, решение в соответствии с действующим законодательством не принято.
Наличие заключения специализированной организации является необходимым документом для решения вопроса о пригодности (непригодности) жилого дома для проживания.
Прямая обязанность получения такого заключения лежит на межведомственной комиссии органа местного самоуправления.
Между тем, на протяжении длительного времени комиссией не принимаются меры по получению технического заключения специализированной организации, проводящей обследование жилых домов, о техническом состоянии конструкций многоквартирного жилого <адрес>, что создает предпосылки для последующего обрушения конструкций жилого дома и, как следствие, создает угрозу жизни и здоровья гражданам, как проживающим в указанном многоквартирном доме, так и гражданам, которые проходят мимо указанного дома или находятся в непосредственной его близости.
В связи с изложенным выше, прокурор Советского района г. Волгограда, действуя в рамках положений ст. 45 ГПК РФ, просит суд:
Признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района Волгограда, выразившееся в неполучении заключения специализированной организации, проводящей обследование жилых домов, о техническом состоянии конструкций многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>.
Обязать Межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района Волгограда получить заключение специализированной организации, проводящей обследование жилых домов, о техническом состоянии конструкций многоквартирного жилого <адрес>.
Помощник прокурора <адрес> ФИО5 в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требование настаивает.
Представитель заинтересованного лица Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района г. Волгограда в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений по существу иска не представил.
Представитель заинтересованного лица - администрации Советского района г. Волгограда по доверенности Жиркова А.А. в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку Межведомственная комиссия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района г. Волгограда не является самостоятельным юридическим лицом и к ней не могут быть предъявлены заявленные требования.
Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - ООО «УК МДМ-КомСервис» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заинтересованного лица - Инспекции Государственного жилищного надзора Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие, требования прокурора Советского района г. Волгограда просил удовлетворить.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.ч. 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных органов или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен в ответственности.
Под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащие государственно-властное повелевание, предписание, которыми нарушены права и свободы заявителя.
В силу ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012 г.) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В судебном заседании установлено, что межведомственной комиссией по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района г. Волгограда по ходатайству депутата Волгоградской городской Думы ФИО3, в связи с обращением жительницы дома ФИО4, было проведено обследование жилого <адрес> и установлено, что указанный дом является 2-х этажным зданием, имеет процент износа здания-72%. На стенах наблюдаются трещины, грибок, наблюдается течь крыши перекошены оконные и дверные переплеты (л.д. 6-9).
Согласно п. 33 раздела-111 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением правительства РФ от 28.01.2006 № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, а жилого дома аварийным является наличие выявленных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в том числе ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
25.11.2013 межведомственной комиссией по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов на территории Советского района г. Волгограда при администрации района принято решение о проведении дополнительного обследования объекта, направить обращение в управляющую компанию многоквартирным домом ООО «УК МДМ Ком-Сервис» об организации проведения собрания собственников жилья, с целью получения их согласия на подготовку технического заключения. В случае отказа собственников, необходимо включить указанный многоквартирный дом в перечень домов, подлежащих инструментальному обследованию специализированной организацией (л.д. 6-7).
Вместе с тем, с указанного времени межведомственной комиссией по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов на территории Советского района г. Волгограда никаких действий не производилось, решение в соответствии с действующим законодательством не принято.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда не пригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Статьей 15 ЖК РФ установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Требования к жилому помещению порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливаются Положением о признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 № 47.
В соответствии с. п. 7 вышеуказанного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии с п. п. 7,44 Положения межведомственной комиссии предоставлено право привлекать к работе комиссии квалифицированных экспертов проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.
Пункт 46 Положения предусматривает право межведомственной комиссии принимать решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения, в том числе, принимать решение о проведении инструментального обследования.
В соответствии с п. 44 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключение специализированной организации, проводящей обследование.
Учитывая изложенное, наличие заключения специализированной организации является необходимым документом для решения вопроса о пригодности (непригодности) жилого дома для проживания, в связи с чем, прямая обязанность получения такого заключения лежит на межведомственной комиссии органа местного самоуправления.
Доводы представителя администрации Советского района г. Волгограда о том, что Межведомственная комиссия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района г. Волгограда не является самостоятельным юридическим лицом и к ней не могут быть предъявлены заявленные требования не обоснованны по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
К органам, бездействие которых может быть оспорено в суде, относятся и органы, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 №2).
К таким органам относится и межведомственная комиссия, принимающая носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены, решения при разрешении вопросов, отнесенных к ее компетенции.
Таким образом, решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором Советского района г. Волгограда требований и необходимости их удовлетворения, поскольку на протяжении длительного времени межведомственной комиссией не принимаются меры по получению технического заключения специализированной организации, проводящей обследование жилых домов, о техническом состоянии конструкций многоквартирного жилого <адрес>, что создает предпосылки для последующего обрушения конструкций жилого дома и, как следствие, создает угрозу жизни и здоровья гражданам как проживающим в указанном многоквартирном доме, так и гражданам, которые проходят мимо указанного дома или находятся в непосредственной его близости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Советского района г. Волгограда, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района г. Волгограда незаконным и понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района Волгограда, выразившееся в неполучении заключения специализированной организации, проводящей обследование жилых домов, о техническом состоянии конструкций многоквартирного жилого <адрес>.
Обязать Межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района Волгограда получить заключение специализированной организации, проводящей обследование жилых домов, о техническом состоянии конструкций многоквартирного жилого <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение одного месяца через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья: В.С. Ситников
Мотивированное решение изготовлено 17.02.2015 года.
Судья: В.С. Ситников