РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2019 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой Ю.А.,
при секретаре Ожигановой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-214/2019 по административному иску межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Игнатенко Дарье Александровне о взыскании недоимки по налогам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области обратилась с административным исковым заявлением к Игнатенко Д.А. о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование заявленных требований истец указала, что Игнатенко Д.А. являлась налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц в 2015,2016гг., в связи с наличием объектов налогообложения: автомобилей HYUNDAI ELANTRA г\н ..., BMW 116I г\н ...; квартир, расположенных по адресу: ....; ...., ....; ...., ...., ....; ..... Соответственно, у налогоплательщика возникла обязанность уплаты в 2016,2017гг. транспортного налога и налога на имущество физических лиц в общем размере 11 918 руб. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Однако в установленный срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, административный истец был вынужден обратиться к мировому судье. 22.05.2018 мировым судьей судебного участка №106 Комсомольского судебного района г. Тольятти был вынесен судебный приказ, который определением от 18.06.2018 был отменен, поскольку Игнатенко Д.А. представила возражения относительно его исполнения. В адрес налогоплательщика направлено Требование об уплате налога, которое получено им, однако в установленный срок административный ответчик оставил указанное Требование об уплате налога без исполнения, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п. 1 ст. 48 НК РФ.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Игнатенко Д.А. в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда письменные возражения, в котором просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме в связи с пропуском налоговым органом срока на обращение с административным иском в суд. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Данная обязанность, в свою очередь, закреплена ст. 23 НК РФ.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1. ст. 1 Закона).
Положениями п. 1 ст. 3 указанного закона определено, что ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
В соответствии с п. 10 ст. 5 Закона о налогах на имущество физических лиц № 2003-1 от 09.12.2001 (действующая редакция) лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением уплаты налога.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Судом установлено, что Игнатенко Д.А. являлась налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц в 2015,2016гг., в связи с наличием объектов налогообложения:
- автомобилей HYUNDAI ELANTRA г\н ..., BMW 116I г\н ...;
- квартир, расположенных по адресу: ....; .... ....; ...., ...., ....; .....
Данные обстоятельства подтверждаются представленными налоговым органом данными (л.д.6-7), сведениями из РЭО ГИБДД У МВД России по г.Тольятти (л.д.28-29), и по существу не оспариваются административным ответчиком.
Соответственно, у налогоплательщика возникла обязанность уплаты в 2016, 2017 г. налога на имущество физических лиц в размере 11 918 рублей.
Согласно представленным документам налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены:
- налоговое уведомление № 1090366 от 19.04.2015 о необходимости уплаты исчисленной налоговым органом суммы транспортного налога и налога на имущество физических лиц не позднее 01.10.2015 (л.д.15),
- налоговое уведомление № 97398364 от 29.09.2016 о необходимости уплаты исчисленной налоговым органом суммы транспортного налога и налога на имущество физических лиц не позднее 01.12.2016 (л.д.8),
- налоговое уведомление № 32639263 от 21.09.2017 о необходимости уплаты исчисленной налоговым органом суммы транспортного налога и налога на имущество физических лиц не позднее 01.12.2017 (л.д.10),
- требование № 45714 от 23.11.2017 о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налога на имущество физических лиц в срок до 10.01.2018 (л.д. 8,9),
требование № 16377 от 19.12.2017 о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налога на имущество физических лиц в срок до 06.02.2018 (л.д. 12).
Как указано в ст.405 НК РФ, налоговым периодом для уплаты налога на имущество физических лиц является календарный год.
Обязанность исчисления суммы налога, в соответствии с требованиями ст.408 НК РФ возложена на налоговые органы.
Согласно ч.2 ст.409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии со ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Соответственно, при неисполнении указанного требования с заявлением в суд о взыскании недоимки налоговый орган должен был обратиться суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Указанные требования к Игнатенко Д.А. были оставлены ею без исполнения.
22.05.2018 мировым судьей судебного участка № 106 Комсомольского судебного района г. Тольятти был вынесен судебный приказ о взыскании с Игнатенко Д.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области недоимки и пени по транспортному и имущественным налогам.
18.06.2018 определением мирового судьи судебного участка № 106 Комсомольского судебного района г. Тольятти данный судебный приказ отменен, поскольку Игнатенко Д.А. возражала относительно его исполнения (л.д.5).
17.12.2018 административное исковое заявление поступило в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области.
Следовательно, срок для обращения административного истца с заявлением о вынесении судебного приказа по требованиям № 45714 от 23.11.2017 и № 16377 от 19.12.2017 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) наступил 10.07.2018 и 06.02.2018 соответственно.
Таким образом, административным истцом на момент обращения к мировому судье судебного участка № 105 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был соблюден срок обращения за выдачей судебного приказа о взыскании с Игнатенко Д.А. задолженности по вышеуказанным требованиям.
Данные выводы суда опровергают доводы административно ответчика о пропуске налоговым органом соответствующего срока.
Факт направления налоговых уведомлений и требований подтверждается списком почтовых отправлений (л.д.11), а также суд учитывает при опровержении доводов административного ответчика о том, что налоговым органом не представлены доказательства направления налоговых уведомлений и требований следующее:
В соответствии с ч.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Указанный довод административного ответчика опровергается обстоятельствами дела, поскольку в соответствии с п. 2, п. 4 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 27.02.2017 N ММВ-7-8/200@ утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Датой направления налогоплательщику Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (пункт 10 Порядка).
Согласно п.2 ст.11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Из материалов дела следует, что Игнатенко Д.А. имела личный кабинет налогоплательщика (л.д.13), где была зарегистрирована 01.04.2016 и отказалась от пользования сервисом 01.06.2018.
Налоговое уведомление направлено в адрес административного ответчика через личный кабинет налогоплательщика до наступления срока платежа, что подтверждается сведениями электронного документооборота базы данных налогового органа.
Сведений о том, что Игнатенко Д.А. обращалась в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.
Таким образом, учитывая наличие у административного ответчика личного кабинета налогоплательщика, процедура извещения налогоплательщика о необходимости уплаты исчисленного налога налоговым органом соблюдена, направленные в адрес налогоплательщика уведомление и требование считаются полученными, следовательно, оснований для освобождения Игнатенко Д.А. от уплаты налога не имеется.
Из представленных документов следует, что в нарушение ст. 45 НК РФ ответчик не исполнил установленную законом обязанность по оплате транспортного налога за 2016 в размере 6 986 рублей, налога на имущество физических лиц за 2015 в размере 198 рублей, налога на имущество физических лиц за 2015 в размере 4734 руб. Доказательств иного суду не представлено. Суд признает верным представленный налоговым органом расчет недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество, и принимает его за основу при вынесении решения.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) налогов, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по транспортному налогу в размере 54,59 руб. и по налогу на имущество физических лиц размере 22,05 руб., которые также подлежат взысканию с ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Таким образом, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 476,72 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,290 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 19 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░: .... ....) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 11972 ░░░░░ 59 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2016 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – 6 989 ░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2015 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – 198 ░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2015 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – 4734 ░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - 32,54 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ – 22,05 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 476,72 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.