Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-57/2013 (2-2138/2012;) ~ М-2744/2012 от 12.11.2012

                                                                                                 Дело № 2-57/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2013 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ходус Ю.А.,

при секретаре Мурадовой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Усольцевой В.В. к ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» об оспаривании инвентаризационной стоимости недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Усольцева В.В. обратилась с иском к ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» об оспаривании инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, указав, что ей на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен> площадью <данные изъяты> кв.м. (доля в праве <данные изъяты>). Указанное здание прошло последнюю техническую инвентаризацию в 2001г. На дату последней технической инвентаризации, т.е. на 19.09.2001г., зданию был определен и процент его износа -22 %. Несмотря на то, что начиная с 2001 года по 2012г. износ нежилого здания по указанному адресу продолжал накапливаться, его инвентаризационная стоимость рассчитывается ответчиком без учета данного стоимостного показателя, что следует из ответа ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Томский филиал от 26 октября 2012г. Указывает, что в силу прямого указания закона, сведения об инвентаризационной стоимости должны формироваться органами технического учета ежегодно, а процент износа должен быть применен именно на дату оценки, а не на дату последней имевшей место инвентаризации.Полагала, что для формирования налоговой базы по налогу на имущество не имеет правового значения дата последней технической инвентаризации, поскольку инвентаризационная стоимость должна в любом случае формироваться с учетом процента износа на дату оценки, которой является 1 января каждого года, инвентаризационная стоимость не может быть определена без учета процента износа, при этом такой процент может определяться как по данным технической инвентаризации, так и по сроку службы, то есть расчетным путем. В связи с тем, что расчет инвентаризационной стоимости объекта без учета коэффициента износа противоречит Порядку оценки строений, помещений и сооружений, а также Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, оспариваемая инвентаризационная стоимость не имеет экономического основания. А поскольку неверный расчет инвентаризационной стоимости влияет на определение налоговой базы по налогу на имущество, ответчик нарушает право истца на уплату законно установленных налогов и сборов, в связи с чем оспариваемая инвентаризационная стоимость должна быть признана недействительной. Просит признать недействительной инвентаризационную стоимость нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес обезличен> площадью <данные изъяты> кв.м. в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 01 января 2009 года, в размере <данные изъяты> рублей - по состоянию на 01 января 2010г., в размере <данные изъяты> рублей - по состоянию на 01 января 2011г.

В судебное заседание истец Усольцева В.В. надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась.

Представитель истца адвокат Пимонова Т.В., действующая на основании ордера № 204 от 03.12.2012 года исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что инвентаризационная стоимость объекта недвижимости является недействительной еще и потому, что ответчик произвольно осуществляет определение инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, основываясь на не подлежащих применению актах. Так, восстановительную стоимость ответчик определил исходя из сборника № 1 укрупненных показателей восстановительной стоимости зданий и сооружений для переоценки основных фондов учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете. Данный сборник является специальным по отношению к иным сборникам и подлежит применению в указанных им случаях, то есть для переоценки основных фондов учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете. Необходимость применения данного сборника ответчиком никак не обоснована, признаки нахождения спорного объекта на государственном бюджете не раскрыты. Полагала, что спорный объект не находится в составе основных фондов учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете, в связи с чем к нему подлежат применению общие сборники укрупненных показателей восстановительной стоимости зданий и сооружений. Кроме того, ответчиком не обоснована необходимость применения повышающего коэффициента 1,196 «для жилищного строительства», предусмотренного Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 11 мая 1983 г. N 94 «Об утверждении индексов изменения сметной стоимости строительно - монтажных работ и территориальных коэффициентов к ним для пересчета сводных сметных расчетов (сводных смет) строек», с учетом того, что спорный объект к объектам жилищного строительства не относится и никогда не относился. К нему должен быть применен коэффициент 1,18 для складов. Просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» Шеховцов А.А., действующий на основании доверенности № 7-4397 от "21" октября 2011 г. исковые требования не признал в полном объеме, полагал расчет инвентаризационной стоимости законным и обоснованным, подержал доводы, содержащиеся в письменных отзывах, согласно которым в соответствии с п. 1.4 Приказа Минстроя РФ от 04.04.1992г. № 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, при этом, инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет. Согласно инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации утвержденной приказом № 37 от 04.08.1998г. определение технического состояния производиться одновременно с техническим описанием здания. Процент физического износа элементов устанавливается по признакам технического состояния или подсчитывается по срокам службы. Таким образом, техническое состояние конструктивных элементов подсчитывается по срокам службы в комплексе с техническим состоянием доступных осмотру частей здания и техническим описанием здания. В соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации. Поскольку от истца заявления о проведении инвентаризации не поступало, при расчете инвентаризационной стоимости ответчиком применен известный процент износа в 22%. Кроме того, указал, что сборник укрупненных показателей восстановительной стоимости зданий и сооружений, для переоценки основных фондов № 1 «Здания и сооружения черной металлургии» утвержден 14.07.1970г. советом министров СССР по делам строительства. 13.08.1971г. утвержден список сборников укрупненных показателей восстановительной стоимости зданий и сооружений, имеющихся в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете. Именно данный сборник является общим и подлет применение в случае отсутствия специального по отрасли. В соответствии с п.1 общей части к сборникам, сборники укрупненных показателей восстановительной стоимости предназначены для переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.1973г., перечень сборников приведен в приложении №1 к настоящей общей части. В таблице № 22, 1 сборника, имеется отдел «вспомогательные производственные здания разного назначения, материальные склады без рамп», восстановительная стоимость 1 куб. м. здания в рублях, для второго территориального пояса объемом свыше 5000 куб. м. определена 11,6 рублей. Основой расчета восстановительной стоимости является стоимость, определенная для второго климатического района. Восстановительную стоимость зданий, расположенных в других климатических районах, определяют путем применения к восстановительным стоимостям по второму климатическому району, следующих коэффициентов: климатический район 1, коэффициент к восстановительной стоимости зданий 1,09. Согласно приложения 3 к общей части сборников укрупненных показателей «Распределение отдельных частей территорий СССР на территориальные пояса и климатические районы для переоценки основных фондов» Томская область находиться в первом климатическом районе и втором территориальном поясе. В соответствии с Постановлением Госкомстроя СССР от 11.05.1983г. № 94 примечание № 1 «Для пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ по "Прочим направлениям и предприятиям" в составе отрасли должен приниматься индекс, приведенный в целом для соответствующей отрасли, промышленности». В соответствии с приложением № 1 к указанному Постановлению общий индекс жилищного строительства РСФСР: городского строительства равен 1,196.

Третье лицо ИФНС России по г.Томску, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что истцу на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен> площадью <данные изъяты> кв.м. (доля в праве <данные изъяты>).

Инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес обезличен> площадью <данные изъяты> кв.м. по состоянию на 01 января 2009 года определена в размере <данные изъяты> рублей, по состоянию на 01 января 2010г. - в размере <данные изъяты> рублей, по состоянию на 01 января 2011г.- в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается ответом ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» от 26.10.2012 года № Ф-70/4252.

Указанная инвентаризационная стоимость явилась базой для расчета налога на имущество физических лиц, что подтверждается налоговым уведомлением № 1034059.

Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности утвержден Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87.

Согласно п.1.4 данного Порядка оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки. Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет. При уклонении граждан от проведения инвентаризации принадлежащих им строений, помещений и сооружений бюро технической инвентаризации обязано в месячный срок проинформировать об этом органы исполнительной власти и налоговую инспекцию по месту нахождения объекта налогообложения.

Так же п. 3.1. Порядка установлено, что оценка строений, помещений и сооружений производится по их инвентаризационной стоимости.

Согласно п.

3.2. определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.

Для расчета указанных коэффициентов рекомендуется использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.

При недостаточности в сборниках укрупненных показателей номенклатуры аналогов бюро технической инвентаризации разрабатывает их и представляет заказчику на утверждение. (3.2.1.)

Из п.

3.2.2. Порядка следует, что физический износ жилых зданий определяется по "Правилам оценки физического износа жилых зданий" (ВСН 53-86).

Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых известен, определяется по срокам службы.

Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых неизвестен, определяется в соответствии с "Рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения" (Ростехинвентаризация, Москва, 1991 год).

Оспаривая процент примененного износа истец полагает, что данный показатель должен был быть рассчитан ответчиком исходя из даты начала эксплуатации и нормативного срока службы объекта.

Однако, данные доводы истца суд признает необоснованными, поскольку согласно ответа ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» направленного на запрос суда, сведения о дате начала эксплуатации и нормативном сроке службы нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес обезличен> площадью <данные изъяты> кв.м. у них отсутствуют.

Таким образом, суд приходит к выводу, что расчет процента износа объекта недвижимости должен быть определен в соответствии с "Рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения" (Ростехинвентаризация, Москва, 1991 год), в соответствии с которым технической инвентаризации подлежат здания административного, бытового, лечебного, оздоровительного, спортивного, культового и другого назначения, подпадающие под общепринятые понятия "гражданские здания" или "объекты соцкультбыта".

Пункт 1.2. данных Рекомендаций определяет, что техническая инвентаризация представляет собой систему сбора, обработки, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении, техническом состоянии, стоимости и принадлежности объектов на основе результатов периодических обследований в натуре.

В ходе технической инвентаризации конкретного инвентарного объекта определяется техническое состояние и физический износ инвентарного объекта и его частей.(п. 1.6.)

В соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

Стороной истца не оспаривалось, что спорный объект прошел последнюю техническую инвентаризацию в 2001г., что подтверждается выпиской из ЕГРОГД от 08 июля 2004г. На дату последней технической инвентаризации, т.е. на 19.09.2001г., зданию был определен и процент его износа -22 %.

Таким образом, суд приходит к выводу, что применение ответчиком при определении инвентаризационной стоимости спорного объекта недвижимости известного ему процента износа в размере 22% соответствует действующему законодательству. Позиция же истца, что физический износ должен определяться ответчиком на момент оценки, то есть ежегодно на 1 января основано на неверном токовании закона.

Доводы стороны истца о неправильном определении ответчиком восстановительной стоимости строения суд также признает несостоятельными по следующим основаниям.

Так, в соответствии с п. 3.2 Порядка оценки строений, помещений и сооружении определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года N 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 года N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 года N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Их пояснений ответчика в судебном заседании следует, что для расчета восстановительной стоимости спорного объекта ими применен Список сборников укрупненных показателей восстановительной стоимости зданий и сооружений, имеющихся в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете, утвержденный 13.08.1971г. В соответствии с общей частью к сборникам п.1, сборники укрупненных показателей восстановительной стоимости, предназначены для переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.1973г. Также из пояснений ответчика следует, что в таблице № 22, 1 сборника, отдел вспомогательные производственные здания разного назначения, материальные склады без рамп, восстановительная стоимость 1 куб. м. здания в рублях, для второго территориального пояса объемом свыше 5000 куб. м. определена 11,6 рублей.

Коэффициент к восстановительной стоимости зданий 1,09 применен, поскольку согласно приложения 3 к общей части сборников укрупненных показателей «Распределение отдельных частей территорий СССР на территориальные пояса и климатические районы для переоценки основных фондов» Томская область находиться в первом климатическом районе и втором территориальном поясе.

В соответствии с приложением № 1 к Постановлению Госкомстроя СССР от 11.05.1983г. № 94 общий индекс жилищного строительства РСФСР: городского строительства равен 1,196. В соответствии с примечанием № 1 к данному Постановлению для пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ по "Прочим направлениям и предприятиям" в составе отрасли должен приниматься индекс, приведенный в целом для соответствующей отрасли, промышленности». Поскольку спорный объект расположен в городской черте, суд полагает обоснованным применение данного коэффициента.

Таким образом, суд полагает, что при расчете инвентаризационной стоимости нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес обезличен> ответчиком не был нарушен установленный порядок.

Доказательств необходимости применения иного порядка расчета и иных коэффициентов стороной истца не доказано и не мотивировано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Усольцевой В.В. к ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» об оспаривании инвентаризационной стоимости недвижимого имущества отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий (подпись) Ю.А. Ходус

Мотивированный текст решения изготовлен <дата обезличена>.

2-57/2013 (2-2138/2012;) ~ М-2744/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Усольцева Вероника Владимировна
Другие
ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ"
Налоговая служба
Суд
Ленинский районный суд г. Томска
Судья
Ходус Ю.А.
Дело на сайте суда
leninsky--tms.sudrf.ru
12.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2012Передача материалов судье
17.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2013Судебное заседание
31.01.2013Судебное заседание
07.02.2013Судебное заседание
12.02.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2013Дело оформлено
03.06.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее