Дело № 2-1002/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров
Воронежская область 06 декабря 2013 г.
Бобровский районный суд Воронежской области
в составе: председательствующего Васильевой Т.Б.,
при секретаре Башариной Л.Н.,
с участием истицы Замараевой Е.В. и ее представителя адвоката Григорьева И.В.,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ по Бобровскому району Воронежской области по доверенности Дегтярева Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Замараевой Е.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ по Бобровскому району Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, досрочному назначению трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Замараева Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ по <адрес> (далее ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, возложении обязанности по включению периодов её работы в специальный стаж, досрочному назначению указанного вида пенсии (л.д. 4-5).
Согласно иску Замараева Е.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Решением ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району <номер> от <дата> ей было отказано в назначении указанного вида пенсии в связи с отсутствием необходимого для этого 25-летнего специального стажа работы в сельской местности. При этом ответчик не зачел в специальный стаж период её работы с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> участковой больницы, являющейся структурным подразделением МУЗ <данные изъяты> ТМО, поскольку ТМО не предусмотрено Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а <данные изъяты> участковая больница, являющаяся лечебно-профилактическим структурным подразделением <данные изъяты> ТМО, не предусмотрена п. 1 Перечня структурных подразделений Правил. Также в ее специальный трудовой стаж не были зачтены периоды ученических отпусков: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> С решением ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району не согласна, так как её трудовая деятельность на протяжении всего периода работы проходила в одном и том же лечебном учреждении, изменялось только его название, что не влияло на её трудовые обязанности как медицинского работника. Во время ученических отпусков она проходила специализацию по своей медицинской специальности. Просит суд признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району об отказе в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж работы вышеуказанные периоды, в том числе период работы с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> участковой больницы в льготном исчислении, и назначить ей пенсию с момента первоначального обращения в ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району. Также просит взыскать с ответчика судебные издержки, состоящие из 200 рублей уплаченной при обращении с иском в суд государственной пошлины и 10000 рублей уплаченных адвокату за составление искового заявления и участие в судебном заседании (л.д. 4-5).
В судебном заседании истица Замараева Е.В., её представитель адвокат Григорьев И.В.(л.д. 49) поддержали заявленные требования в полном объеме, просят их удовлетворить.
Представитель ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району по доверенности Дегтярев Я.Г. в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с <дата> в связи с отсутствием у неё требуемого специального стажа 25 лет. При подсчете специального стажа истицы по постановлению Конституционного Суда 2-П от 29.01.2004 - более предпочтительному для истицы варианту - не подлежат зачету в специальный стаж период работы истицы с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> участковой больницы, являющейся структурным подразделением МУЗ Бобровское ТМО, так как ТМО не предусмотрено Списком должностей, Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, а также по периоды нахождения в ученических отпусках, указанные в исковом заявлении, так как они не предусмотрены Разъяснением «О порядке применения списков производств…» № 5 от 22.05.1996 и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. Просит суд отказать в удовлетворении иска.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
<дата> Замараева Е.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (л.д. 54-56).
Решением ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району <номер> от 17.10.2013, вынесенным на основании протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата> № <номер> Замараевой Е.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с <дата>, так как отсутствуют 25 лет медицинского стажа в сельской местности и поселках городского типа, необходимого для назначения данного вида пенсии. При этом при подсчете специального стажа истицы по постановлению Конституционного Суда 2-П от 29.01.2004 (более предпочтительному для истицы варианту) в него не был зачтен период работы истицы с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> участковой больницы в <данные изъяты> ТМО, так как данное учреждение не предусмотрено Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, а больницы, как структурное подразделение ТМО, не предусмотрено п. 1 Правил исчисления периодов работы, утвержденных указанным Постановлением. Также в ее специальный трудовой стаж не были зачтены периоды ученических отпусков: с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> - в соответствии с Разъяснением «О порядке применения Списков производств, работ, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» № 5 от 22.05.1996 г., с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> – в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. На момент обращения специальный стаж истицы составлял 23 года 03 месяца 27 дней (л.д. 8,57-61).
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного федерального закона (для женщин -55 лет), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Список) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Правила).
В разделе «Наименование учреждений» данного Списка, работа в которых в должности рентгенолаборанта засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, такое учреждение, как «территориальное медицинское объединение», не значится, но значится «участковая больница».
В п. 1 Правил, содержащем перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений, работа в которых, выполняемая в течение полного рабочего дня в должностях врачей и среднего медицинского персонала, засчитывается в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, «центральная районная больница» в качестве структурного подразделения «территориального медицинского объединения» не указана.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный страж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно справке БУЗ ВО <данные изъяты> от <дата> б/н с <дата> <данные изъяты> центральная районная больница была реорганизована в <данные изъяты> Территориальное медицинское объединение на основании приказа <номер> от <дата> г., на основании приказа Комитета по здравоохранению администрации Воронежской области № 265-Л от <дата> и распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации Бобровского района <номер> от <дата> присвоено наименование Муниципальное территориальное медицинское объединение, на основании приказа Комитета по здравоохранению администрации Воронежской области № <номер> от <дата> и распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации Бобровского района <номер> от <дата> присвоено наименование Муниципальное учреждение здравоохранения территориальное медицинское объединение <данные изъяты> (МУЗ <данные изъяты> ТМО), с <дата> МУЗ «<данные изъяты> ТМО» переименовано в МУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» на основании постановления главы администрации Бобровского района <номер> от <дата> С <дата> по <дата> <данные изъяты> участковая больница входила в состав <данные изъяты> ТМО, <данные изъяты> МТМО, МУЗ «<данные изъяты> ТМО» на правах структурного подразделения. С <дата> <данные изъяты> участковая больница входит в состав МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» на правах структурного подразделения. С <дата> МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> ЦРБ» на основании Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 21.12.2011. С <дата> МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» переименовано в БУЗ ВО «<данные изъяты> ЦРБ» на основании Свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ от 29.12.2012. С <дата> <данные изъяты> участковая больница реорганизована в <данные изъяты> амбулаторию (приказ № 143-Л от 01.10.2012), которая входит в состав МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», БУЗ ВО «<данные изъяты> ЦРБ» на правах структурного подразделения (л.д. 64-65).
Согласно п. 1,2 Устава МУЗ Территориальное медицинское объединение <данные изъяты>, зарегистрированного постановлением администрации Бобровского района <номер> от <дата> г., данное учреждение является учреждением здравоохранения, в его состав входят: центральная районная больница, на правах головного учреждения, <данные изъяты> и др. участковые больницы на правах структурных подразделений без образования юридического лица, согласно п. 5,6 Устава целью создания учреждения является обеспечение населения Бобровского района гарантированным объемом медицинской помощи, основными видами деятельности учреждения являются: медицинская, фармацевтическая, предпринимательская (л.д. 21-28).
Согласно п. 1,2 Устава МУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница», зарегистрированного постановлением администрации Бобровского района <номер> от <дата> г., данное учреждение является учреждением здравоохранения, в его состав на правах структурных подразделений без образования юридического лица входят: участковые больницы, в том числе <данные изъяты>, фельдшерские пункты, фельдшерско-акушерские пункты, согласно п. 5,6 Устава целью создания учреждения является обеспечение населения Бобровского района гарантированным объемом медицинской помощи, основными видами деятельности учреждения являются: медицинская, фармацевтическая, предпринимательская, оказание платных медицинских услуг (л.д. 29-35).
Таким образом, Устав данных учреждений здравоохранения изменялся только в части наименования учреждения, при этом основные положения Устава, касающиеся целей деятельности, основных видов деятельности, оставались теми же.
Согласно записям в трудовой книжке и справке БУЗ ВО «<данные изъяты> ЦРБ» от <дата> Замараева Е.В. с <дата> по настоящее время работает в <данные изъяты> участковой больнице (в период с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты>), которая в указанный период времени была неоднократно реорганизована, являлась, в том числе, структурным подразделением МУЗ «<данные изъяты> ТМО», затем МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» (л.д. 9-11).
Из должностной инструкции рентгенолаборанта МУЗ «<данные изъяты> ТМО» и должностной инструкции рентгенолаборанта МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» следует, что рентгенолаборант МУЗ <данные изъяты> ТМО и рентгенолаборант МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» имеют аналогичные должностные обязанности, основные из которых: подготавливать заявки на аппаратуру, контрастные и фотохимические вещества, медикаменты и т.д., производит сбор и сдачу серебросодержащих отходов в соответствии с действующими инструкциями, следит за общим порядком в отделении, за исправностью технических систем и др. (л.д. 36-39).
Таким образом, характер профессиональной деятельности истицы Замараевой Е.В., условия осуществляемой ею работы, её должностные обязанности, от переименования учреждения здравоохранения, в котором она работала, не изменялись, что позволяет суду признать необходимым включение в специальный стаж истицы периода работы с <дата> по <дата> (2 месяца 10 дней), с <дата> по <дата> (10 месяцев 25 дней) (всего 01 год 01 месяц 05 дней) (в период с <дата> по <дата> находилась в отпуске без сохранения заработной платы) (л.д. 60)) в должности <данные изъяты> участковой больницы, являющейся структурным подразделением МУЗ «<данные изъяты> ТМО».
В периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> истица Замараева Е.В. находилась на курсах повышения квалификации, что следует из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, выданной <дата> БУЗ ВО «<данные изъяты> ЦРБ» (л.д. 64-65) и копий приказов о направлении работника в командировку (л.д. 40-48).
Согласно ст. 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации (утв. ВС РСФСР 09.12.1971, утр. силу с 01.02.2002 г.) при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ч. 4 ст. 196 Трудового Кодекса РФ( вст. в законную силу 01.01.2002 г.) в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 г. № 5487-1 (утр. силу с 01.01.2012 г.) право на занятие медицинской деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация).
Согласно ст. 63 данных Основ законодательства предусмотрено право медицинских работников на получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки, на совершенствование профессиональных знаний и т.п. Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с данными Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими ассоциациями.
Ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (вст. в силу 28.11.2011) устанавливает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 187 Трудового Кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, прохождение истицей Замараевой Е.В. обучения на курсах повышения квалификации на основании приказа руководителя являлось обязательной частью её трудовой деятельности. За время нахождения истицы на курсах повышения квалификации за нею сохранялось место работы, средняя заработная плата, и работодателем производились соответствующие отчисления в пенсионный фонд. Следовательно, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж: в льготном порядке с <дата> по <дата> (02 месяца 25 дней - в льготном исчислении 3 месяца 16 дней), в календарном порядке с <дата> по <дата> (01 месяц 14 дней), с <дата> по <дата> (01 месяц 09 дней), с <дата> по <дата> (01 месяц 09 дней) (всего 07 месяцев 18 дней).
В остальной части оспариваемое решение действующему законодательству не противоречит.
С учетом продолжительности специального трудового стажа истицы, который ответчиком был зачтен ей оспариваемым решением в бесспорном порядке (23 года 03 месяца 27 дней), и продолжительности вышеуказанных периодов, подлежащих зачету в специальный трудовой стаж (01 год 08 месяцев 23 дня), на день обращения Замараевой Е.В. за досрочным назначением пенсии - <дата> - у неё имелся специальный стаж продолжительностью более 25 лет, дающий право на назначение пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно п.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная пенсия по возрасту истице должна быть назначена с даты первичного обращения – с 07.10.2013.
Кроме того, с ответчика в пользу истицы Замараевой Е.В. подлежат взысканию в соответствии со ст. 98,100 ГПК РФ судебные издержки, состоящие из расходов по оплате госпошлины при обращении в суд с иском - 200 рублей (л.д. 7) и расходов по оплате услуг представителя - 10000 рублей по подготовке иска в суд и участие в 2 судебных заседаниях (л.д. 6), всего 10200 рублей, которые являются разумными, поскольку исчислены по минимальным ставкам.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Замараевой Е.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Бобровскому району Воронежской области <номер> от <дата> об отказе Замараевой Е.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости с <дата>
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Бобровскому району Воронежской области засчитать Замараевой Е.В. в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в соответствие с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды её работы с <дата> по <дата>., с <дата>. по <дата>. в должности <данные изъяты> участковой больницы, являющейся структурным подразделением МУЗ <данные изъяты> ТМО, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата>. по <дата>., с <дата>. по <дата>., с <дата>. по <дата> с <дата>. по <дата>., и назначить ей указанный вид досрочной пенсии с <дата>
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Бобровскому району Воронежской области в пользу Замараевой Е.В. 10200 (десять тысяч двести) рублей судебных издержек.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 11.12.2013.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Б. Васильева.
Дело № 2-1002/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров
Воронежская область 06 декабря 2013 г.
Бобровский районный суд Воронежской области
в составе: председательствующего Васильевой Т.Б.,
при секретаре Башариной Л.Н.,
с участием истицы Замараевой Е.В. и ее представителя адвоката Григорьева И.В.,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ по Бобровскому району Воронежской области по доверенности Дегтярева Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Замараевой Е.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ по Бобровскому району Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, досрочному назначению трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Замараева Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ по <адрес> (далее ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, возложении обязанности по включению периодов её работы в специальный стаж, досрочному назначению указанного вида пенсии (л.д. 4-5).
Согласно иску Замараева Е.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Решением ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району <номер> от <дата> ей было отказано в назначении указанного вида пенсии в связи с отсутствием необходимого для этого 25-летнего специального стажа работы в сельской местности. При этом ответчик не зачел в специальный стаж период её работы с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> участковой больницы, являющейся структурным подразделением МУЗ <данные изъяты> ТМО, поскольку ТМО не предусмотрено Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а <данные изъяты> участковая больница, являющаяся лечебно-профилактическим структурным подразделением <данные изъяты> ТМО, не предусмотрена п. 1 Перечня структурных подразделений Правил. Также в ее специальный трудовой стаж не были зачтены периоды ученических отпусков: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> С решением ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району не согласна, так как её трудовая деятельность на протяжении всего периода работы проходила в одном и том же лечебном учреждении, изменялось только его название, что не влияло на её трудовые обязанности как медицинского работника. Во время ученических отпусков она проходила специализацию по своей медицинской специальности. Просит суд признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району об отказе в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж работы вышеуказанные периоды, в том числе период работы с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> участковой больницы в льготном исчислении, и назначить ей пенсию с момента первоначального обращения в ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району. Также просит взыскать с ответчика судебные издержки, состоящие из 200 рублей уплаченной при обращении с иском в суд государственной пошлины и 10000 рублей уплаченных адвокату за составление искового заявления и участие в судебном заседании (л.д. 4-5).
В судебном заседании истица Замараева Е.В., её представитель адвокат Григорьев И.В.(л.д. 49) поддержали заявленные требования в полном объеме, просят их удовлетворить.
Представитель ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району по доверенности Дегтярев Я.Г. в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с <дата> в связи с отсутствием у неё требуемого специального стажа 25 лет. При подсчете специального стажа истицы по постановлению Конституционного Суда 2-П от 29.01.2004 - более предпочтительному для истицы варианту - не подлежат зачету в специальный стаж период работы истицы с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> участковой больницы, являющейся структурным подразделением МУЗ Бобровское ТМО, так как ТМО не предусмотрено Списком должностей, Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, а также по периоды нахождения в ученических отпусках, указанные в исковом заявлении, так как они не предусмотрены Разъяснением «О порядке применения списков производств…» № 5 от 22.05.1996 и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. Просит суд отказать в удовлетворении иска.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
<дата> Замараева Е.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (л.д. 54-56).
Решением ГУ-УПФ РФ по Бобровскому району <номер> от 17.10.2013, вынесенным на основании протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата> № <номер> Замараевой Е.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с <дата>, так как отсутствуют 25 лет медицинского стажа в сельской местности и поселках городского типа, необходимого для назначения данного вида пенсии. При этом при подсчете специального стажа истицы по постановлению Конституционного Суда 2-П от 29.01.2004 (более предпочтительному для истицы варианту) в него не был зачтен период работы истицы с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> участковой больницы в <данные изъяты> ТМО, так как данное учреждение не предусмотрено Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, а больницы, как структурное подразделение ТМО, не предусмотрено п. 1 Правил исчисления периодов работы, утвержденных указанным Постановлением. Также в ее специальный трудовой стаж не были зачтены периоды ученических отпусков: с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> - в соответствии с Разъяснением «О порядке применения Списков производств, работ, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» № 5 от 22.05.1996 г., с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> – в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. На момент обращения специальный стаж истицы составлял 23 года 03 месяца 27 дней (л.д. 8,57-61).
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного федерального закона (для женщин -55 лет), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Список) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Правила).
В разделе «Наименование учреждений» данного Списка, работа в которых в должности рентгенолаборанта засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, такое учреждение, как «территориальное медицинское объединение», не значится, но значится «участковая больница».
В п. 1 Правил, содержащем перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений, работа в которых, выполняемая в течение полного рабочего дня в должностях врачей и среднего медицинского персонала, засчитывается в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, «центральная районная больница» в качестве структурного подразделения «территориального медицинского объединения» не указана.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный страж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно справке БУЗ ВО <данные изъяты> от <дата> б/н с <дата> <данные изъяты> центральная районная больница была реорганизована в <данные изъяты> Территориальное медицинское объединение на основании приказа <номер> от <дата> г., на основании приказа Комитета по здравоохранению администрации Воронежской области № 265-Л от <дата> и распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации Бобровского района <номер> от <дата> присвоено наименование Муниципальное территориальное медицинское объединение, на основании приказа Комитета по здравоохранению администрации Воронежской области № <номер> от <дата> и распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации Бобровского района <номер> от <дата> присвоено наименование Муниципальное учреждение здравоохранения территориальное медицинское объединение <данные изъяты> (МУЗ <данные изъяты> ТМО), с <дата> МУЗ «<данные изъяты> ТМО» переименовано в МУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» на основании постановления главы администрации Бобровского района <номер> от <дата> С <дата> по <дата> <данные изъяты> участковая больница входила в состав <данные изъяты> ТМО, <данные изъяты> МТМО, МУЗ «<данные изъяты> ТМО» на правах структурного подразделения. С <дата> <данные изъяты> участковая больница входит в состав МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» на правах структурного подразделения. С <дата> МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> ЦРБ» на основании Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 21.12.2011. С <дата> МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» переименовано в БУЗ ВО «<данные изъяты> ЦРБ» на основании Свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ от 29.12.2012. С <дата> <данные изъяты> участковая больница реорганизована в <данные изъяты> амбулаторию (приказ № 143-Л от 01.10.2012), которая входит в состав МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», БУЗ ВО «<данные изъяты> ЦРБ» на правах структурного подразделения (л.д. 64-65).
Согласно п. 1,2 Устава МУЗ Территориальное медицинское объединение <данные изъяты>, зарегистрированного постановлением администрации Бобровского района <номер> от <дата> г., данное учреждение является учреждением здравоохранения, в его состав входят: центральная районная больница, на правах головного учреждения, <данные изъяты> и др. участковые больницы на правах структурных подразделений без образования юридического лица, согласно п. 5,6 Устава целью создания учреждения является обеспечение населения Бобровского района гарантированным объемом медицинской помощи, основными видами деятельности учреждения являются: медицинская, фармацевтическая, предпринимательская (л.д. 21-28).
Согласно п. 1,2 Устава МУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница», зарегистрированного постановлением администрации Бобровского района <номер> от <дата> г., данное учреждение является учреждением здравоохранения, в его состав на правах структурных подразделений без образования юридического лица входят: участковые больницы, в том числе <данные изъяты>, фельдшерские пункты, фельдшерско-акушерские пункты, согласно п. 5,6 Устава целью создания учреждения является обеспечение населения Бобровского района гарантированным объемом медицинской помощи, основными видами деятельности учреждения являются: медицинская, фармацевтическая, предпринимательская, оказание платных медицинских услуг (л.д. 29-35).
Таким образом, Устав данных учреждений здравоохранения изменялся только в части наименования учреждения, при этом основные положения Устава, касающиеся целей деятельности, основных видов деятельности, оставались теми же.
Согласно записям в трудовой книжке и справке БУЗ ВО «<данные изъяты> ЦРБ» от <дата> Замараева Е.В. с <дата> по настоящее время работает в <данные изъяты> участковой больнице (в период с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты>), которая в указанный период времени была неоднократно реорганизована, являлась, в том числе, структурным подразделением МУЗ «<данные изъяты> ТМО», затем МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» (л.д. 9-11).
Из должностной инструкции рентгенолаборанта МУЗ «<данные изъяты> ТМО» и должностной инструкции рентгенолаборанта МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» следует, что рентгенолаборант МУЗ <данные изъяты> ТМО и рентгенолаборант МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» имеют аналогичные должностные обязанности, основные из которых: подготавливать заявки на аппаратуру, контрастные и фотохимические вещества, медикаменты и т.д., производит сбор и сдачу серебросодержащих отходов в соответствии с действующими инструкциями, следит за общим порядком в отделении, за исправностью технических систем и др. (л.д. 36-39).
Таким образом, характер профессиональной деятельности истицы Замараевой Е.В., условия осуществляемой ею работы, её должностные обязанности, от переименования учреждения здравоохранения, в котором она работала, не изменялись, что позволяет суду признать необходимым включение в специальный стаж истицы периода работы с <дата> по <дата> (2 месяца 10 дней), с <дата> по <дата> (10 месяцев 25 дней) (всего 01 год 01 месяц 05 дней) (в период с <дата> по <дата> находилась в отпуске без сохранения заработной платы) (л.д. 60)) в должности <данные изъяты> участковой больницы, являющейся структурным подразделением МУЗ «<данные изъяты> ТМО».
В периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> истица Замараева Е.В. находилась на курсах повышения квалификации, что следует из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, выданной <дата> БУЗ ВО «<данные изъяты> ЦРБ» (л.д. 64-65) и копий приказов о направлении работника в командировку (л.д. 40-48).
Согласно ст. 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации (утв. ВС РСФСР 09.12.1971, утр. силу с 01.02.2002 г.) при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ч. 4 ст. 196 Трудового Кодекса РФ( вст. в законную силу 01.01.2002 г.) в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 г. № 5487-1 (утр. силу с 01.01.2012 г.) право на занятие медицинской деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация).
Согласно ст. 63 данных Основ законодательства предусмотрено право медицинских работников на получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки, на совершенствование профессиональных знаний и т.п. Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с данными Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими ассоциациями.
Ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (вст. в силу 28.11.2011) устанавливает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 187 Трудового Кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, прохождение истицей Замараевой Е.В. обучения на курсах повышения квалификации на основании приказа руководителя являлось обязательной частью её трудовой деятельности. За время нахождения истицы на курсах повышения квалификации за нею сохранялось место работы, средняя заработная плата, и работодателем производились соответствующие отчисления в пенсионный фонд. Следовательно, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж: в льготном порядке с <дата> по <дата> (02 месяца 25 дней - в льготном исчислении 3 месяца 16 дней), в календарном порядке с <дата> по <дата> (01 месяц 14 дней), с <дата> по <дата> (01 месяц 09 дней), с <дата> по <дата> (01 месяц 09 дней) (всего 07 месяцев 18 дней).
В остальной части оспариваемое решение действующему законодательству не противоречит.
С учетом продолжительности специального трудового стажа истицы, который ответчиком был зачтен ей оспариваемым решением в бесспорном порядке (23 года 03 месяца 27 дней), и продолжительности вышеуказанных периодов, подлежащих зачету в специальный трудовой стаж (01 год 08 месяцев 23 дня), на день обращения Замараевой Е.В. за досрочным назначением пенсии - <дата> - у неё имелся специальный стаж продолжительностью более 25 лет, дающий право на назначение пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно п.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная пенсия по возрасту истице должна быть назначена с даты первичного обращения – с 07.10.2013.
Кроме того, с ответчика в пользу истицы Замараевой Е.В. подлежат взысканию в соответствии со ст. 98,100 ГПК РФ судебные издержки, состоящие из расходов по оплате госпошлины при обращении в суд с иском - 200 рублей (л.д. 7) и расходов по оплате услуг представителя - 10000 рублей по подготовке иска в суд и участие в 2 судебных заседаниях (л.д. 6), всего 10200 рублей, которые являются разумными, поскольку исчислены по минимальным ставкам.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Замараевой Е.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Бобровскому району Воронежской области <номер> от <дата> об отказе Замараевой Е.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости с <дата>
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Бобровскому району Воронежской области засчитать Замараевой Е.В. в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в соответствие с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды её работы с <дата> по <дата>., с <дата>. по <дата>. в должности <данные изъяты> участковой больницы, являющейся структурным подразделением МУЗ <данные изъяты> ТМО, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата>. по <дата>., с <дата>. по <дата>., с <дата>. по <дата> с <дата>. по <дата>., и назначить ей указанный вид досрочной пенсии с <дата>
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Бобровскому району Воронежской области в пользу Замараевой Е.В. 10200 (десять тысяч двести) рублей судебных издержек.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 11.12.2013.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Б. Васильева.