...
№ 2-591/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2018 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Глинской Я.В.,
при секретаре Сорокиной О.Н.,
с участием истца Степановой С.А., представителя истца Скрябина Д.В., действующего по устному ходатайству на основании ордера от 07.02.2018 № 420,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Светланы Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Степанова С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области (далее – ГУ – УПФР в г. Томск Томской области) с учетом заявления в порядке ст.39 ГПК РФ о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 13.09.1993 по 26.12.1993, с 22.01.1994 по 25.12.1994, с 22.01.1995 по 31.05.1998 в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам ... (в последствии ...), с 25.09.2017 по 26.09.2017 в должности врача ... назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 27.09.2017.
В обоснование заявленных требований указано, что 25.09.2017 истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ». Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области от 06.12.2017 № 4623 Степановой С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа необходимой продолжительности. Пенсионным органом отказано в зачете периодов работы: с 13.09.1993 по 26.12.1993, с 22.01.1994 по 25.12.1994, с 22.01.1995 по 31.05.1998 в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам ..., так как отсутствовал факт выполнения должностных обязанностей, установленных для соответствующей должности среднего медицинского персонала. Полагает данное решение в вышеуказанной части, незаконным, поскольку оно нарушает ее право на пенсионное обеспечение.
В судебном заседании истец представила исковое заявление в уточненной редакции в порядке ст. 39 ГПК РФ, в соответствии с которым просит включить период работы с 25.09.2017 по 26.09.2017 в должности врача ..., поскольку на момент вынесения решения пенсионным органом и до настоящего времени она продолжает работать в указанной должности, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости.
Представитель истца в судебном заседании поддержал позицию доверителя.
Представитель ответчика Драчева С.Б., действующая на основании доверенности №2 от 09.01.2018, в судебном заседании от 12.03.2018 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области от 06.12.2017 № 4623 и в письменных возражениях, полагая, что ГУ – УПФР в г. Томск Томской области вынесло законное решение в отношении истца по представленным и оцененным пенсионным органам документам.
Заслушав пояснения истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», регулирующий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» настоящий Федеральный закон устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 названного закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу п.п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2003 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Часть 2 статьи 30 указанного выше Закона устанавливает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, пенсионное законодательство в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан предусматривает длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. При этом из смысла Закона следует, что право на пенсию ранее достижения установленного возраста возникает в зависимости от времени работы в определенной сфере профессиональной деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет медицинских работников, может производиться по условиям и нормам, установленным в нормативных актах, действовавшим до вступления в силу Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, помимо прочего, применяется:
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно указанному Списку от 06.09.1991, работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности подлежала зачету в специальный трудовой стаж.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены новые Списки профессий и должностей работников здравоохранения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которым предусматривалась должность фельдшера, старшего фельдшера станций скорой медицинской помощи.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы с 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 Постановления № 1066 от 22.09.1999.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. № 258н) в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), в частности, о выполнении работ определенным способом, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Пунктом 15 названного постановления разъяснено, что перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости». При этом обращено внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
В соответствии с положениями статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Судом установлено, что Степанова С.А. 25.09.2017 обратилась в отдел ПФР Ленинского района г.Томска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400 от 28.12.2013 (далее - Закон № 400-ФЗ от 28.12.2013).
Решением ГУ – УПФР в г. Томск Томской области № 5509 от 06.12.2017 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ ввиду отсутствия специального страхового стажа в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения необходимой продолжительности.
В специальный стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения засчитано 25 лет 5 месяцев 1 день.
Из специального стажа в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья исключены периоды работы с 13.09.1993 по 26.12.1993, с 22.01.1994 по 25.12.1994, с 22.01.1995 по 31.05.1998 в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам ... (впоследствии ...), продолжительностью - 4 года 6 месяцев 28 дней, так как отсутствовал факт выполнения должностных обязанностей, установленных для соответствующей должности среднего медицинского персонала.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Не усматривая незаконности решения пенсионного органа № 5509 от 06.12.2017 в настоящее время суд усматривает достаточную совокупность доказательств для включения спорных периодов в специальный стаж истца, в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения.
Из материалов дела следует, что согласно трудовой книжке AT-III № от ДД.ММ.ГГГГ Степанова С.А. в спорные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в ... в должности медицинской сестры с незаконченным медицинским образованием с последующим переводом на должность фельдшера выездной бригады, в связи с получением высшего образования; с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность фельдшера по приему и передаче вызовов (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ присвоена первая квалификационная категория фельдшера (приказ №а от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ присвоена высшая квалификационная категория фельдшера (приказ №а от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ установлен 11 разряд оплаты ЕТС (приказ №а от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность врача линейной бригады по 12 разряду оплаты ЕТС (приказ №к от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно уточняющей справке ... № спр/2 от 10.01.2018 Степанова С.А. работает в ... на 1,0 ставки.
При этом, указано, что должности «фельдшер выездной линейной бригады» и «фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам» относятся к категории среднего медицинского персонала.
Переименования ... отражены в указанной уточняющей справке, а также справке ... от 18.01.2018 №4 из которых следует:
...
...
...
...
...
Спорные периоды работы истца не были зачтены пенсионным органом в специальный стаж, в связи с отсутствием факта выполнения должностных обязанностей, установленных для соответствующей должности среднего медицинского персонала.
Оценивая доводы сторон, суд исходит из того, что истцом к включению в специальный стаж заявлен период работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам на станции скорой медицинской помощи с 1993 по 1998 годы, который законодатель согласно действовавшему до 01.11.1999 правовому регулированию относил к работе, включаемой в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Изложенное нашло свое отражение в определениях Конституционного суда РФ от 16.07.2013 № 1071-О и от 19.03.2009 № 310-О-О, в которых Конституционный суд РФ указал, что выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
После принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
И как указал Конституционный суд РФ в своих Определениях, основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станций скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
С учетом изложенного, спорный период работы Степановой С.А. с 13.09.1993 по 26.12.1993, 22.01.1994 по 25.12.1994, 22.01.1995 по 31.05.1998 в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам ... подлежит включению в специальный стаж, предусматривающий досрочное назначение пенсии.
Разрешая требование о включении в специальный стаж периода работы с 25.09.2017 по 26.09.2017 в должности врача ..., суд исходит из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Так, указанным списком предусмотрена должность врачей, осуществляющих медицинскую деятельность на станции скорой медицинской помощи.
Осуществление истцом врачебной деятельности в спорный период подтверждается записями в ее трудовой книжке, а также справкой от 18.01.2018 №4, выданной ...
На основании изложенного, период работы истца с 25.09.2017 по 26.09.2017 в должности врача ... подлежит включению в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч.1 ст.22 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013).
Таким образом, учитывая периоды, засчитанные пенсионным органом в специальный стаж в бесспорном порядке, а также периоды, включенные судом в специальный стаж, у истца на 27.09.2017 имелся специальный стаж (30 лет), предусмотренный п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем, исковые требования Степановой С.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Степановой Светланы Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области удовлетворить.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области включить Степановой Светлане Анатольевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:
- с 13.09.1993 по 26.12.1993, 22.01.1994 по 25.12.1994, 22.01.1995 по 31.05.1998 – в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам ...;
- с 25.09.2017 по 26.09.2017 – в должности врача ....
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области назначить Степановой Светлане Анатольевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» с 27.09.2017.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
...
...
Судья Я.В. Глинская
...
...