Дело № 2-3045/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2012 года
Ленинский районный суд города СмоленскаПод председательством судьи Куделиной И.А.
При секретаре Гурченкове А.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Табаченкова И.А. об оспаривании предостережения прокурора Смоленского района Смоленской области о недопустимости нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
Табаченков И.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании предостережения прокурора Смоленского района Смоленской области о недопустимости нарушения закона, указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Табаченкову И.А. как генеральному директору ООО «ФИО8» было объявлено предостережение прокурора Смоленского района Смоленской области о недопустимости нарушений законодательства о защите прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере.
С данным предостережением не согласен по следующим причинам.
Между ООО «ФИО9» и ООО «ФИО10» заключены договоры поставки газа. В соответствии с положениями ст.546, ст.328 ГК РФ, ст.25 ФЗ РФ «О газоснабжении в РФ», п.34 Правил поставки газа в РФ, а также п.3.4 договора поставщик имеет право уменьшить или прекратить поставку газа покупателю в случае нарушения сроков оплаты за газ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность ООО «ФИО11» перед ООО «ФИО12» составляла <данные изъяты> коп. Задолженность взыскана в судебном порядке, исполнительные листы предъявлены к принудительному взысканию. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ должнику направлено предупреждение о возможном приостановлении и прекращении подачи газа. Согласно п.6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах. Однако ООО «ФИО13» с просьбой о заключении соглашения с указанием абонентов-граждан, котором необходимо обеспечить подачу газа, не обращалось. Сведениями для подготовки данного соглашения ООО «ФИО14» не располагает. Следовательно, несоблюдение данной нормы вызвано бездействием ООО «ФИО15». В свою очередь ООО «ФИО16» нарушений Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа не допустило. Взаимоотношения между ООО «ФИО17» и ООО «ФИО18» не подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей».
Оспариваемое предостережение создает препятствие к осуществлению заявителем права на участие в управлении ООО «ФИО19», умаляет его деловую репутацию.
Просит суд признать предостережение прокурора Смоленского района Смоленской области о недопустимости нарушений законодательства незаконным и отменить его.
В судебном заседании представители Табаченкова И.А. Козлов С.Н., Червяков В.В. поддержали заявленные требования. Пояснили суду, что поставщик газа вправе ограничить или прекратить поставку газа до полной оплаты задолженности. Данное право предоставлено ООО «ФИО20» также положениями договора, заключенного с ООО «ФИО21». Должник был дважды надлежаще уведомлен о предстоящем ограничении подачи газа. К отношениям между ООО «ФИО22» и ООО «ФИО23» Закон РФ «О защите прав потребителей» не применим, поскольку ни одна из сторон не производит и не предоставляет гражданам коммунальные ресурсы. ООО «ФИО24» реализует теплоноситель ООО «ФИО25». Кто в действительности является неплательщиком, неизвестно. По сведениям ООО «ФИО26» население д.Кощино оплачивает коммунальные платежи на 90 %. В свою очередь поставляемый газ оплачивается лишь на 10 %. Поставки газа осуществляются без лимита. ООО «ФИО28» в судебном порядке взыскивает задолженность с ООО «ФИО27». В таком же порядке может быть взыскана задолженность с ООО «ФИО29». Однако указанные юридические лица имеют общих учредителей и директора. ООО «ФИО31» после получения уведомлений об ограничении подачи газе не предоставило в ООО «ФИО30» информацию о добросовестных потребителях ресурса и необходимых объемах поставок.
Помощник прокурора Смоленского района Смоленской области Ратобыльская Т.И. с требованиями Табаченкова И.А. не согласилась. Пояснила суду, что прокурор осуществляет надзор за соблюдением законности. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру обратилось ООО «ФИО32» с сообщением о предстоящем прекращении поставок газа. Предостережение было объявлено, поскольку существовала угроза нарушения прав жителей д.Кощино, так как в 2011г. ООО «ФИО33» уже прекращало поставку газа в населенные пункты Смоленского района. В настоящее время проводится проверка деятельности ООО «ФИО34» и ООО «ФИО35».
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу положений ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как разъяснено в п.1 постановления Пленума ВС РФ № 2 от 10.02.2009г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).Согласно п.3 названного постановления к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, в частности, относятся должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов).
Согласно ст.21 ФЗ РФ от 17.01.1992г. (в действующей редакции) № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ст.22 Закона к полномочиям прокурора отнесена проверка исполнения законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона.
Согласно ст.25.1 Закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором Смоленского района Смоленской области генеральному директору ООО «ФИО36» Табаченкову И.А. объявлено предостережение о недопустимости нарушений требований законодательства о защите прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере.
Основанием для объявления предостережения послужили результаты проверки, в ходе которой установлено, что между ООО «ФИО37» и ООО «ФИО38» заключен договор поставки газа. Между ООО «ФИО39» и ООО «ФИО40» заключен договор поставки теплоэнергии. ООО «ФИО41» предоставляет жителям д.<адрес> услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению. ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФИО42» направило руководителю ООО «ФИО43» предупреждение о том, что в связи с невыполнением требования о погашении задолженности с 10 часов ДД.ММ.ГГГГ будут приняты меры по принудительному ограничению газоснабжения.
Как отражено в предостережении, ограничение поставок газа повлечет прекращение предоставления услуг по обеспечению горячей водой и отоплением гражданам, своевременно оплачивающим потребленные коммунальные ресурсы, чем будут нарушены права потребителей на предоставление услуг соответствующего качества, предусмотренные п.1 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.9, п.51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как разъяснено в п.25 названного постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с Указаниями Генеральной прокуратуры РФ от 06.07.1999г. № 30/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» предостережение объявлять во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность (1.2).
Предостережение о недопустимости нарушения закона применять только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам (п.1.4).
Применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений (п.2.)
Предостережение объявляется на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях (п.2.1).
Судом установлено, что прокурор района имеет право на объявление предостережения о недопустимости нарушения законодательства должностному лицу; порядок его объявления был соблюден.
Оценивая содержание оспариваемого предостережения на соответствие действующему закону, суд исходит из следующего.
Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ФИО44» и ООО «ФИО45» заключены договоры поставки газа, по условиям которых поставщик обязуется поставлять газ горючий природный покупателю, а покупатель обязуется принимать и оплачивать его в указанных объемах.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность ООО «ФИО46» перед ООО «ФИО47» за поставленный газ составляла <данные изъяты> коп.; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> коп.
ДД.ММ.ГГГГ ООО ФИО48» направило в ООО «ФИО49» предупреждение о принятии мер по ограничению подачи газа с 10.00 ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ было направлено повторное предупреждение аналогичного содержания.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: копиями договоров, сведениями о размере задолженности, копиями предупреждений.
Предостережение может быть объявлено лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
Как следует из преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг.
Продавцом является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Согласно ч.1 ст.4 Закона продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Согласно пункту 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. N 307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 85 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
В соответствии с пунктом 6 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008г. N 549, поставщик газа в целях обеспечения исполнения обязательств по поставке газа заключает с газораспределительной организацией договор о транспортировке газа населению.
Под поставщиком газа понимается организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества; под абонентом - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Согласно п.1 Правил, настоящие Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа.
Настоящие Правила не распространяются на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Как разъяснено в Письме Министерства регионального развития РФ от 18 июня 2009г. N 18624-СК/14, на договорные отношения по поводу приобретения управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным кооперативом газа для предоставления иной коммунальной услуги, нежели услуги газоснабжения, (например, теплоснабжения) действие Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан не распространяется. В таком случае подлежат применению Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 162. Не распространяется действие Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и на отношения по приобретению газа поставщиком газа, который не является исполнителем коммунальной услуги газоснабжения, на границе газотранспортной и газораспределительной систем соответствующего региона.Судом установлено, что газ поставляется ООО «ФИО50» для производства теплоносителя, который впоследствии реализуется иным потребителям.
С учетом изложенного, суд приходит к убеждению, что на правоотношения ООО «ФИО51» и ООО «ФИО52» действие настоящих правил не распространяется, как не распространяются и положения Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно п.5 ст.486 ГК РФ в случаях, когда продавец в соответствии с договором купли-продажи обязан передать покупателю не только товары, которые покупателем не оплачены, но и другие товары, продавец вправе приостановить передачу этих товаров до полной оплаты всех ранее переданных товаров, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
В силу п.2 ст.546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
П.34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлениемПравительства Российской Федерации от 5 февраля 1998г. N 162 предусматривает, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.
Данная норма также воспроизведена в п.3.4 договора.
Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998г. N 1.
Настоящий Порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен (п.2).
Согласно п.6, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Действия энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.
Таким образом, обязанность по обеспечению коммунальными услугами добросовестных потребителей при прекращении либо ограничении газоснабжения возложена именно на организации-потребители, но не на газоснабжающую организацию.
Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что действия ООО «ФИО53» в части предупреждения ООО «ФИО54» о возможном ограничении подачи газа в случае отсутствия полной оплаты долга по договору поставки газа нельзя признать противоправными, нарушающими положения законодательства о защите прав потребителей, что влечет за собой незаконность оспариваемого предостережения.
При таких обстоятельствах, суд находит заявление Табаченкова И.А. подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Предостережение прокурора Смоленского района Смоленской области о недопустимости нарушения законодательства о защите прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере от ДД.ММ.ГГГГ в адрес генерального директора ООО «ФИО55» Табаченкова И.А. признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Судья И.А.Куделина