№ 2-1004/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 19 октября 2021 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего – судьи Ахмедшиной А.Н.
при секретаре – Шапошниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1004/2021 по иску Потапова Сергея Сергеевича к Администрации города Ялуторовска Тюменской области о возложении обязанности о снятии с квартиры статуса служебного жилого помещения и заключении договора социального найма на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Потапов С.С обратился в суд с иском к администрации г. Ялуторовска Тюменской области с требованием о прекращении режима служебного жилого помещения с квартиры по адресу: <адрес>, возложении обязанности заключить договор социального найма указанного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что 04.07.2014 между истцом и ответчиком заключен договор найма специализированного (служебного) жилого помещения, истцу (нанимателю) передано за плату во владение и пользование жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, на время трудовых отношений с ГБУЗ ТО «Областная больница № 23» (г. Ялуторовск). Согласно п.п. 3 п. 13 договора найма наймодатель имеет право принять решение о смене статуса жилого помещения по истечении 10 лет работы нанимателя в учреждении. Истец работает в ГБУЗ ТО «Областная больница № 23» (г. Ялуторовск) более 10 лет (с 01.01.2008). В 2021 году истец обратился с заявлением в администрацию г. Ялуторовска Тюменской области о снятии статуса служебного жилого помещения и заключении договора социального найма, администрация ответила ему отказом. В квартире истец проживает с 2014 года, иных жилых помещений не имеет. В последующем истец намерен приватизировать жилое помещение.
Истец Потапов С.С. в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика администрации г. Ялуторовска Тюменской области Глазунов В.В. в судебном заседании требования возражал относительно заявленных требований по доводам, указанным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, в судебном заседании оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных исковых требований.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:
Истец Потапов С.С. принят в Государственное лечебно-профилактическое учреждение Тюменской области «Областная больница № 23» (г. Ялуторовск) (в настоящее время - Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Областная больница № 23» (г. Ялуторовск), далее ГБУЗ ТО «Областная больница № 23» (г. Ялуторовск), <данные изъяты>, в последующем в связи с окончанием интернатуры 30.11.2009 зачислен в штат на должность <данные изъяты>, 02.05.2015 переведен <данные изъяты>, 26.04.2021 – <данные изъяты>, в указанной должности работает на день рассмотрения настоящего гражданского дела.
Трудовые отношения между Потаповым С.С. и ГБУЗ ТО «Областная больница № 23»(г. Ялуторовск) подтверждаются копией трудовой книжки (л.д. 16-18), трудовыми договорами и дополнительными соглашениями к ним (л.д. 39-47), и не оспаривалось сторонами.
Между администрацией г. Ялуторовска Тюменской области и Потаповым С.С. заключен договор № 708 найма специализированного (служебного) жилого помещения от 04.07.2014, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: Тюменская <адрес>. Согласно п.п. 2, 5 договора жилое помещение предоставляется на время трудовых отношений с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 23» (г. Ялуторовск). Наниматель вселяется в жилое помещение один (п. 4 договора).
Согласно п.п. 3 п. 13 договора наймодатель имеет право принимать решение о смене статуса жилого помещения по истечении 10 (десяти) лет работы Нанимателя в учреждении (организации).
В указанном жилом помещении Потапов С.С. зарегистрирован по месту жительства с 15.07.2014 (л.д. 52).
Спорное жилое помещение принадлежит муниципальному образованию г. Ялуторовск Тюменской области.
Постановлением ответчика от 27.05.2013 указанная выше квартира включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям для работников Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 23» (г. Ялуторовск) (л.д. 50).
Потапов С.С. 05.06.2014 обратился с заявлением к Главе города Ялуторовск о предоставлении жилого помещения в связи с тем, что состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ ТО «Областная больница № 23» (г. Ялуторовск). постановлением администрации г. Ялуторовска Тюменской области от 04.07.2014 № 504 принято решение на основании ходатайства главного врача Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Областная больница № 23» (г. Ялуторовск) о заключении с Потаповым С.С. договора найма специализированного (служебного) жилого помещения в отношении спорной квартиры (л.д. 60-62).
Решением городской Думы г. Ялуторовска Тюменской области № 176-IV ГД от 24.11.2005 утверждён Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в муниципальном образовании город Ялуторовск (далее – Порядок), согласно п. 10 Порядка служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений в том числе с государственными учреждениями, могут предоставляться лицам, указанным в Порядке, а также иным категориям граждан, установленным Администрацией г. Ялуторовска.
Постановлением Администрации г. Ялуторовска № 922 от 30.08.2012 в соответствии с п. 10 Порядка установлена категория граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда - медицинские работники государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территории города Ялуторовска.
Потапов С.С. 17.03.2021 обратился с заявлением в Администрацию г. Ялуторовска, в котором указал, что работает в медицинском учреждении более 10 лет, в связи с чем просит снять статус специализированного (служебного) жилого помещения (л.д. 27), ответчиком 18.03.2021 дан ответ, что по стоянию на 18.03.2021 решение о смене статуса жилого помещения, занимаемого Потаповым С.С., не принято.
Потапов С.С. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит.
Представитель ответчика Глазунов В.В. в судебном заседании пояснил, что документ, определяющий порядок изменения режима жилого помещения, прекращения режима служебного жилого помещения, с последующим заключением договора социального найма органами местного самоуправления г. Ялуторовска Тюменской области не принят.
Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим:
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу положений статьи 309 и пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку.
Предусмотренная настоящей статьей ответственность наступает, если сторона, предоставившая недостоверные заверения, исходила из того, что другая сторона будет полагаться на них, или имела разумные основания исходить из такого предположения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, наряду с требованием о возмещении убытков или взыскании неустойки также вправе отказаться от договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", в силу пункта 1 статьи 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона договора вправе явно и недвусмысленно заверить другую сторону об обстоятельствах, как связанных, так и не связанных непосредственно с предметом договора, но имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения, и тем самым принять на себя ответственность за соответствие заверения действительности дополнительно к ответственности, установленной законом или вытекающей из существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Между тем, из положений п.п. 13 п. 3 договора найма явно и недвусмысленно не следует, что Администрация г. Ялуторовска Тюменской области приняла на себя обязанность принять решение о предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма и изменить режим жилого помещения, ибо иным образом заверило истца, что по истечении 10 лет работы в учреждении ему будет предоставлено жилое помещение на условиях договора социального найма с последующей приватизацией.
Кроме того, названный выше Порядок не предусматривает обязанность Администрации г. Ялуторовска Тюменской области по принятию решения об исключении из специализированного фонда служебного жилого помещения по просьбе нанимателя.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение юридической судьбы помещения согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Указанные положения ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации корреспондируют положениям пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из категории служебного уполномоченным органом не принималось.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.
В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Потапов С.С., как следует из материалов дела, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, малоимущим не является, решения органом местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не принималось.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, об отказе в удовлетворении требований о возложении обязанности прекратить режим служебного жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>, и заключении договора социального найма на указанную квартиру.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Потапова Сергея Сергеевича к Администрации города Ялуторовска Тюменской области о возложении обязанности о снятии с квартиры статуса служебного жилого помещения и заключении договора социального найма на квартиру – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 октября 2021 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья - А.Н. Ахмедшина