Дело № 2-1025/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2017 года г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Пахаревой Н.Ф.,
при секретаре Силкиной В.Ю.,
с участием помощника прокурора города Кандалакши Сердюк М.П.
представителя ответчика Гававка Т.В., доверенность № 9 от 11 апреля 2017 года,
представителя третьего лица МО МВД России «Кандалакшский» Савцова А.Ю., доверенность № 32/12185 от 29 сентября 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц
к Муниципальному казенному учреждению «Управление городским хозяйством»
об устранении нарушений требований законодательства по обеспечению безопасности движения
установил:
Прокурор г.Кандалакши обратился в Кандалакшский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление городским хозяйством» (далее – МКУ «УГХ») о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения на участках дорог, проходящих вдоль Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <номер>» (далее – Школа <номер>), на нерегулируемых пешеходных переходах возле Школы <номер> и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа <номер>» (далее – Школа <номер>). В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Кандалакши совместно с ОГИБДД МО МВД России «Кандалакшский» была проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения вблизи образовательных учреждений, соблюдения законодательства, направленного на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. В ходе проверки было установлено, что решение вопросов, связанных с установкой дорожных знаков, дорожных ограждений, светофоров и других устройств для регулирования дорожного движения в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения относится к компетенции ответчика, которым нарушены требования законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения. Так, в нарушение положений ГОСТ на автомобильной дороге, проходящей вдоль Школы <номер>, расположенной по адресу: <адрес>, перед пешеходным переходом со стороны <адрес> отсутствует искусственная дорожная неровность. Кроме этого, на нерегулируемых пешеходных переходах возле данной образовательной организации (по направлению со стороны <адрес> <адрес> и <адрес>) отсутствуют светофоры Т 7 в двустороннем исполнении. Не обустроен светофор Т 7 и на пешеходном переходе вблизи Школы <номер>, расположенной по адресу: <адрес>. Обращает внимание, что наличие указанных нарушений свидетельствует об упущениях в работе МКУ «УГХ» в части обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского поселения Кандалакша, указывает на недостаточность принимаемых мер по профилактике дорожнотранспортного травматизма, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц (обучающихся, работников и иных лиц), посещающих указанные образовательные организации).
Просит суд обязать ответчика в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, а именно:
- на участке дороги, проходящей вдоль Школы <номер>, расположенной по адресу: <адрес> (проезд со стороны <адрес>) в соответствии с пунктом +.2 ГОСТ Р 526052006 перед пешеходным переходом обустроить искусственную дорожную неровность,
- на нерегулируемых пешеходных переходах, расположенных возле Школы <номер> по адресу: <адрес> (со стороны <адрес> и <адрес>) в соответствии с пунктом 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 установить светофоры Т7 в двустороннем исполнении,
- на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном возле Школы <номер> по адресу: <адрес> соответствии с пунктом 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 установить светофор Т7 в двустороннем исполнении.
В судебном заседании помощник прокурора города Кандалакши Сердюк М.П. уточнила исковые требования и просила суд обязать ответчика в срок до 01 сентября 2018 года устранить нарушения требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, а именно: на нерегулируемых пешеходных переходах, расположенных возле Школы <номер> по адресу: <адрес> (со стороны <адрес> и <адрес>) в соответствии с пунктом 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 установить светофоры Т7 в двустороннем исполнении; на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном возле Школы <номер> по адресу: <адрес> соответствии с пунктом 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 установить светофор Т7 в двустороннем исполнении. От исковых требований в части об обязании МКУ «УГХ» на участке дороги, проходящей вдоль Школы <номер>, расположенной по адресу: <адрес> (проезд со стороны <адрес>) в соответствии с пунктом +.2 ГОСТ Р 526052006 перед пешеходным переходом обустроить искусственную дорожную неровность, отказалась в связи с добровольным исполнением требований прокурора.
Представитель ответчика Гававка Т.В. в судебном заседании пояснила, что бюджетом городского поселения Кандалакша на 2017 год не предусмотрено целевое финансирование на проведение работ по установке светофоров Т7. В связи с тем, что только при формировании бюджета на 2018 год могут быть заложены средства на выполнение мероприятий по разработке проектно-сметной документации и строительство светофорных объектов, просила суд установить срок по требованиям прокурора г.Кандалакши для устранения нарушений безопасности дорожного движения до 01 января 2019 года.
Представители третьего лица Школы <номер> в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, возражений на иск, ходатайств не представили.
Представители третьего лица Школы <номер> в судебном заседании не присутствовали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, представили письменное мнение, в котором указали, что с иском согласны, на нерегулируемом пешеходном переходе отсутствует светофор Т7 в двустороннем исполнении, что ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся школы и других граждан, посещающих образовательное учреждение.
Представитель третьего лица МО МВД России «Кандалакшский» Савцов А.Ю. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора.
Суд, заслушав помощника прокурора города Кандалакши Сердюк М.П., представителя ответчика Гававка Т.В., представителя третьего лица Савцова А.Ю., изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
По правилам статьи 13 и 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Как установлено судом, прокуратурой города Кандалакши совместно с ОГИБДД МО МВД России «Кандалакшский» была проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности организации дорожного движения вблизи образовательных организаций, соблюдения законодательства, направленного на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Проведенной проверкой установлено, что в функции по реализации вышеуказанных полномочий в сфере дорожной деятельности на территории городского поселения Кандалакша осуществляет МКУ «УГХ».
Материалами дела установлено, что постановлением администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района от 14 декабря 2015 года № 715 создано муниципальное казенное учреждение «Управление городским хозяйством», утвержден его Устав.
Согласно пункту 2.1 Устава МКУ «УГХ» учреждение создано в целях обеспечения реализации полномочий в пределах своей компетенции по решению вопросов местного значения городского поселения Кандалакша Кандалакшского района в сфере функционирования жилищно-коммунального комплекса, транспорта, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, решение вопросов, связанных с организацией и обеспечением безопасности дорожного движения, в том числе вопросов, связанных с установкой дорожных знаков, искусственных неровностей, светофоров и других устройств для регулирования дорожного движения в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил относится к компетенции МКУ «УГХ».
Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004. Правила применения технических средств организации дорожного движения, дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
В пункте 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 указано, что на пешеходном переходе, расположенном на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений, необходимо наличие светофоров Т7.
Между тем, в ходе проведения проверки выявлены нарушения в части обеспечения безопасности дорожного движения вблизи образовательных организаций.
Так, в нарушение указанных положений ГОСТ на нерегулируемых пешеходных переходах возле Школы <номер> (по направлению со стороны пер. Гмайнера и <адрес>) отсутствуют светофоры Т7 в двустороннем исполнении.
Кроме этого, не обустроен светофор Т7 и на пешеходном переходе вблизи Школы <номер>, расположенного по адресу: <адрес>.
Наличие указанных нарушений свидетельствует об упущениях в работе МКУ «УГХ» в части обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского поселения Кандалакша, указывает на недостаточность принимаемых мер по профилактике дорожнотранспортного травматизма, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц (обучающихся, работников и иных лиц), посещающих указанные образовательные организации).
С учётом изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые может совершить только ответчик, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая срок для устранения ответчиком нарушений требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения – до 01 сентября 2018 года, суд исходит из того, что с 01 сентября 2018 года начинается новый учебный год и в образовательных учреждениях, вблизи которых находятся нерегулируемые пешеходные переходы, будет массовое пребывание людей, отсутствие светофоров будет ставить под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждений и других граждан, посещающих данные учебные заведения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобожден, государственная пошлина в сумме 300 руб. подлежит взысканию с МКУ «Управление городским хозяйством» в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
- ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>» ░░ ░░░░░░: <░░░░░> (░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7.2.18 ░░░░ ░ 52289-2004 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░7 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>» ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7.2.18 ░░░░ ░ 52289-2004 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░7 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░