РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2015 года
Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Сидорова П.А.,
при секретаре Куприченковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № <номер> по иску АО « <...>» к Алексееву А. Н. о признании постройки самовольной, сносе самовольной постройки, запрете строительства, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец АО «<...>» обратился с иском к Алексееву А.Н., которым просит признать самовольной постройкой сооружения и строения, в том числе ограждение в виде забора, расположенные в охранной зоне ЛПДС «<...>» и в зоне минимально допустимого расстояния от ЛПДС «Володарская», на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес> принадлежим на праве собственности Алексееву А.Н., обязать в 30-дневный срок со дня вступления решения в законную силу самостоятельно или за свой счет осуществить снос самовольных построек, запретить ответчику возводить на данном земельном участке любые постройки и сооружения без письменного разрешения АО «Мостранснефтепродукт», запретить использовать земельный участок для стоянки автомобильного транспорта, а так же взыскать уплаченную государственную пошлину
В обоснование иска указал, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, который находится в 30 метрах от ЛПДС нефтепродуктов «Володарская», являющейся опасным производственным объектом, на котором осуществляется хранение и налив нефтепродуктов. ЛПДС «Володарская» относится к первой категории и безопасное расстояние составляет 200 метров. На земельном участке истца находится забор, а так же строения и сооружения, которые были построены без согласований с истцом и подлежат сносу. В добровольном порядке урегулировать спор не представилось возможным, в связи с чем они вынуждены были обратиться в суд.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Сериков В.Н. доводы иска поддержал, просил иск удовлетворить.
Ответчик Алексеев А.Н. в суде иск не признал, просил в иске отказать.
Представитель ответчика по доверенности Роганов О.А. иск не признал, указав, что границы ЛПДС «<...>» были установлены в 2011 году, кроме того в юго-западном углу земельного участка ЛПДС «<...>» находится электрическая подстанция ТП -210 - 35квт, обслуживающая близь лежащие промышленные предприятия. ТП -210 не принадлежит истцу. ТП- 210 имеет свою охранную зону. Участок, относящийся к ТП-210, включён в границы участка истца только в 2011 году, и до 2011 года начало охранной зоны располагалось значительно дальше от участка ответчика. Сама ТП -210 имеет охранную зону 35 метров, которая при формировании земельного участка ответчика была соблюдена. Считает ответчика добросовестным владельцем и просит в иске отказать.
Представитель Администрации <...> муниципального района Московской области Гуляева И.Н. указала, что земельный участок выделялся правомерно, решение оставила на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что АО «<...>» является дочерним предприятием ОАО АК «<...>» и является собственником Линейно-производственной диспетчерской станции нефтепродуктов «Володарская», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (серия <номер>) от <дата> (л.д. 62).
Земельный участок с кадастровым номером <номер>, общей площадью 1200 кв.м., принадлежит на праве собственности ответчику Алексееву А.Н., что подтверждается выпиской из ЕГРП от <дата> <номер> (л.д.66).
В результате обследования (проверки) установлено фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером <номер> относительно ЛПДС «<...>». Расстояние до обследуемого земельного участка определено с помощью измерительной металлической рулетки 30м., лазерного дальномера марки Leica <...>, представленных АО «<...>», и составило 30 м., что подтверждается актом обследования земельного участка от <дата> (л.д. 74-75).
Земельный участок с кадастровым номером <номер> не имеет свободного доступа, огорожен забором. На участке расположены сооружения и строения, не являющиеся объектами капитального строительства, а также организована стоянка автомобильного транспорта - бензовозов, что подтверждается актом осмотра охранной зоны, зон минимально допустимых расстояний и санитарно-защитной зоны ЛПДС «Володарская» совместно с Администрацией <...> муниципального района Московской области от <дата> года.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существующего до нарушения прав, и пересечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статей 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник и иной законный владелец имущества может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Необходимым условием для удовлетворения иска об устранении препятствий в пользовании имуществом является доказанность совокупности обстоятельств: наличия прав истца на имущество, препятствий в осуществлении права; обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании истцом имущества; реального характера препятствий.
В обоснование исковых требований истец ссылался на то обстоятельство, что ЛПДС «<...>» является опасным производственным объектом, сведения о ее охранных зонах внесены в государственный кадастр недвижимости и находятся в свободном доступе на публичной кадастровой карте Росреестра.
Согласно п. 4.1 «Правила охраны магистральных трубопроводов», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от <дата> №9, Постановлением Госгортехнадзора России от 1<дата> <номер> с учетом дополнений», для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны.
Согласно п.4.4 Правил в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается:
а) возводить любые постройки и сооружения;
б) высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда;
в) сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды;
г) производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы;
д) производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта.
Кроме охранных зон магистральных трубопроводов установлены минимальные безопасные расстояния, которые определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других, утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут возводить какие-либо здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов магистральных трубопроводов или уполномоченной ею организацией.
В силу п.5.1, 5.2, Правил любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно - восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получении "Разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода" от предприятия трубопроводного транспорта.
Полевые сельскохозяйственные работы в охранных зонах трубопроводов производятся землепользователями с предварительным уведомлением предприятия трубопроводного транспорта о их начале.
В соответствии с «Перечнем национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требование Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12. 2014 года №1521, вменение СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» - «СП 136.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*» является обязательным.
В силу п.7.16 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» - «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*» расстояния от наливных станций, нефтеперекачивающих станций, насосных станций до населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений составляет 200м.
Ответчик произвел строительство сооружений, организовал стоянку автомобильного транспорта непосредственной в охранной зоне и без соблюдения безопасных расстояний до объектов ЛПДС «Володарская»- 200м, что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства (снижение уровня антитеррористической защищенности опасных производственных объектов) имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Согласно техническому паспорту, технологической карте по эксплуатации резервуаров товарного парка ЛПДС «Володарская», на станции производится хранение и налив следующих нефтепродуктов: дизельное топливо, бензин, авиационный керосин. Данное обстоятельство обуславливает существование повышенной опасности таких резервуаров, вследствие возможности образования взрывоопасной смеси, возгорания продукта при разрушении резервуара, а также высокими токсическими свойствами светлых нефтепродуктов.
Федеральный закон от <дата> N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусматривает, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. При этом действующим законодательством к полномочиям эксплуатирующей организации отнесены функции по обеспечению контроля за выполнением работ в охранных зонах.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Из представленных картографических материалов усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040419:800 расположен полностью в границах минимально допустимого расстояния от нефтепровода.
Согласно п.8 ст.90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ч.1, 2 ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Как установлено судом, имеющиеся на участке ответчика строения возведены с нарушением СНиП, а также положений Земельного кодекса РФ, находятся в зоне минимально возможных расстояний от ЛПДС, в связи с чем подлежат сносу.
Доводы ответчика о том, что земельный участок и расположенные на нем строения принадлежат ему на законных основаниях, при этом в правоустанавливающих документах отсутствовали какие-либо ограничения, не имеют правового значения в рамках возникшего спора.
Земельный участок был предоставлен ответчику после строительства ЛПДС. Следовательно, при возведении построек, ответчик должен был неукоснительно соблюдать требования СНиП 2.05.06-85*, что прямо следует из правил охраны магистральных нефтепроводов.
Строительство объектов на земельном участке было осуществлено без согласования с собственником нефтепровода, а их нахождение в зоне минимальных расстояний от ЛПДС создает угрозу безопасной эксплуатации нефтепровода, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф и создает угрозу безопасности самих построек и находящихся там граждан.
Довод представителя ответчика в той части, что ранее трансформаторная подстанция ранее не была в границах ЛПДС, в связи с чем, минимальное расстояние должно считаться от другой точки, суд считает несостоятельным, так же как и довод ответчика о том, что строения не являются капитальными.
Согласно кадастрового паспорта ЛПДС «<...>» была построена в 1972 году, площадь и границы земельного участка были установлены до выделения ответчику земельного участка (л.д. 89-92).
Довод ответчика о том, что он не знал о необходимости согласования, а построенные им объекты не являются капитальными, не имеет юридического значения.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст.60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающую угрозу нарушения, могут быть пересечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, истец, как законный владелец ЛПДС «<...>», вправе требовать устранения нарушения своих прав и интересов и сноса установленных в зоне минимально допустимых расстояний построек. Ограничение в виде запрета строительства строений в указанной зоне предусмотрены законом, требования которого обязательны для всех граждан.
Судом принимается во внимание и тот факт, что опасность жизни и здоровью людей при пользовании постройками на земельном участке ответчика существует из-за вероятной возможности аварии на ЛПДС.
Магистральный нефтепродуктопровод является потенциально опасным объектом, в связи с чем, устанавливается охранная зона и минимально безопасное расстояние по всей его протяженности. Строительство вблизи с данным объектом без согласования с АО «Мостранснефтепродукт» и другими службами, отвечающими за безопасность и обеспечение жизнедеятельности населения, является опасным, так как нефтепродуктопровод представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.
В силу ч.1-2 статьи 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
При разрешении заявленных требований суд также учитывает, что в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о местоположении границ земельных участков и границах охранных зон магистрального нефтепровода, которые носят общедоступный характер.
Сам факт нахождения построек и сооружений в охранной зоне и зоне минимально допустимых расстояний трубопроводов создает угрозу жизни и здоровью граждан, имущественным правам и интересам собственников трубопроводов и третьих лиц, привлекаемых для обслуживания, ремонта и реконструкции трубопроводов.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ЛПДС «Володарская» относится к опасным производственным объектам, а также тот факт, что строение возведено в нарушение вышеприведенных строительных норм и правил без соответствующего согласования с предприятием трубопроводного транспорта в 200-метровой охранной зоне, установленной уже на момент строительства, поскольку ЛПДС был построен в 1972 году, границы установлены в 2011 году, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска о сносе строений, возведенных ответчиком. Сохранение возведенных ответчиком строений создает угрозу жизни и здоровью граждан, эксплуатирующих данный объект, тем самым может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов истца, как эксплуатирующей ЛПДС организации, в виде неблагоприятных последствий в случае возникновения аварийной ситуации на ЛПДС и причинении ущерба имуществу и здоровью граждан, находящихся в охранной зоны.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика следует взыскать понесенные истцом по делу расходы по государственной пошлине в размере <...> руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать самовольной постройкой сооружения и строения, в том числе
ограждение в виде забора, расположенные в охранной зоне ЛПДС «<...>» и в зоне минимально допустимого расстояния от ЛПДС «<...>», на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес> принадлежим на праве собственности Алексееву А. Н..
Обязать Алексеева А. Н. в 30-дневный срок со дня
вступления решения в законную силу самостоятельно или за свой счет осуществить снос самовольных построек, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>.
Запретить Алексееву А. Н. возводить на земельном
участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес> любые постройки и сооружения без письменного разрешения АО «<...>».
Запретить Алексееву А. Н. использовать земельный участок с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес> для стоянки автомобильного транспорта.
Взыскать с Алексеева А. Н. в пользу АО «<...>» расходы по госпошлине в размере <...>.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Федеральный судья П.А. Сидоров
В окончательном виде решение изготовлено <дата> года