Дело № 2-336/2021
(УИД)34RS0027-01-2021-000074-04
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Михайловка Дата
Волгоградской области
Михайловский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Денисовой Л.П.,
при секретаре Удаловой О.И.,
с участием истца – Кабанова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Михайловке Волгоградской области гражданское дело по иску Кабанова Олега Викторовича к Обществу с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» о защите жилищных прав (по Закону РФ « О защите прав потребителей»),
у с т а н о в и л:
Истец Кабанов О.В. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» (далее – ООО «Управление отходами – Волгоград») о защите жилищных прав (по Закону РФ «О защите прав потребителей»), в обоснование, которого указал, что он является собственником дома по адресу: Адрес. С Дата ООО «Управление отходами – Волгоград» без заключения с истцом договора на оказание услуг, стало присылать на его имя платежные документы для внесения платы, за содержание принадлежащего истцу жилого помещения по адресу: Адрес, за 4 (четырех) зарегистрированных человек. Однако, в действительности в данном жилом помещении зарегистрировано 2 человека, о чем он неоднократно ставил в известность ответчика. Он обращался к ответчику с вопросом перерасчета платежа, но ответчик не вносил изменения в платежные документы. Дата он направил в адрес ответчика заявление, в котором просил о перерасчете за обращение с ТКО по фактическому количеству зарегистрированных лиц в его домовладении, но ответчик требование не выполнил. Региональным оператором в период Дата площадки для сбора твердых коммунальных отходов не оборудованы, контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов установлены Дата Он обращает внимание на то, что возможности для фактического предоставления ему и членам его семьи услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в период Дата отсутствовали, в связи с чем, считает, что его права, как «потребителя» были нарушены. Просит суд признать действия ООО «Управление отходами – Волгоград» ИНН Номер, ОГРН Номер по начислению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, по адресу: Адрес за период с Дата по Дата, незаконным. Обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: Адрес за период с Дата по Дата по фактическому количеству зарегистрированных и проживающих граждан. Исключить задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе пени, по адресу: Адрес за период с Дата по Дата.
Впоследствии, истец представил суду заявление (в порядке ст. 39 ГПК РФ) об уточнении исковых требований, просил суд признать действия ООО «Управление отходами – Волгоград» ИНН Номер ОГРН Номер по начислению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, по адресу: Адрес за период с Дата по Дата, незаконным. Обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: Адрес за период с Дата по Дата по фактическому количеству зарегистрированных и проживающих граждан. Исключить задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе пени, по адресу: Адрес за период с Дата по Дата. Взыскать с ответчика в пользу истца понесенные им расходы в размере 470,08 рублей по оплате почтовых расходов по пересылке заявления с претензиями, иска ответчику и в суд.
Истец Кабанов О.В. в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - Общества с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» Ю.В. Воробьева, действующая по доверенности Номер-д от Дата, выданной Генеральным директором И.П. Кияшко, в судебное заседание не явилась, обратилась в суд с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии представителя. В адрес суда представила возражения, согласно которым исковые требования не признала, просила суд отказать в полном объеме в удовлетворении иска. В обоснование письменного возражения на иск указано, что ООО «Управление отходами – Волгоград» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Дата региональный оператор заключил агентский договор № АГ-46/2020 с АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», согласно которому АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» обязалось оказывать услуги по ведению договорной кампании регионального оператора, в том числе выявлять потребителей и аккумулировать сведения о них, необходимые для оказания и оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходам (далее -ТКО) обобщать такие сведения и формировать из них лицевой счет, включенный в базу данных лицевых счетов. Согласно информации, предоставленной АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», база данных лицевых счетов формируется из всех доступных источников, в том числе государственных. Некорректность информации, указанной в квитанциях, может возникать при ее сведении из различных баз данных, при сверке лицевых счетов. Дата от Кабанова О.В. ответчику поступило заявление, в котором истец просил о перерасчете за обращение с ТКО по фактическому количеству зарегистрированных двоих лиц в домовладении, но не были приложены документы, подтверждающие количество фактически зарегистрированных и проживающих лиц в доме по адресу: Адрес, в связи с чем, отсутствовали основания для внесения изменений в лицевой счет и произведении перерасчета платы за оказание услуги по обращению с ТКО. С поступлением от потребителя актуальной информации о количестве проживающих лиц с приложением подтверждающих документов, региональным оператором были внесены корректировки при начислении платы с четырех на двух человек, в платежные документы, произведен перерасчет за весь период начислений, с Дата по Дата г., о чем было сообщено потребителю. Доводы истца о некачественном оказании услуги по обращению с ТКО, и освобождению истца от внесения платы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, возложена на органы местного самоуправления, а не на регионального оператора (п. 3 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» Номер от Дата Согласно п. 4.1 Территориальной схемы обращения с отходам на территории Адрес, утвержденной приказом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Адрес от 30.05.2-2- Номер-ОД установлено, что на части территории Адрес населением частных домовладений, образующиеся ТКО выносятся непосредственно в мусоровоз, к определенному времени и определенные дни недели. В связи с чем, перерасчет за оказание услуг по обращению с ТКО за период с Дата по Дата год истцу произведен, с января 2021 года начисления производятся, исходя из фактически зарегистрированных 2 (двух) человек в доме Кабанова О.В., вследствие чего оснований для произведения перерасчета за период с Дата по Дата указанный в иске, не имеется.
Суд, выслушав истца Кабанова О.В., изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от Дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
На основании части 1 статьи 24.7 указанного Федерального закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от Дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
ООО «Управление отходами – Волгоград» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Дата региональный оператор заключил агентский договор № АГ-46/2020 с АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», согласно которому АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» обязалось оказывать услуги по ведению договорной кампании регионального оператора, в том числе выявлять потребителей и аккумулировать сведения о них, необходимые для оказания и оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходам (далее-ТКО) обобщать такие сведения и формировать из них лицевой счет, включенный в базу данных лицевых счетов.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.3, 4 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства РФ от Дата N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от Дата N 641 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила N1156), и в Постановлении Правительства Российской Федерации от Дата N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N354).
Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от Дата Номер утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Адрес: для жителей частных домовладении норматив накопления отходов составляет 0, 203 м3 в месяц на одного проживающего, таким образом плата за 1 человека, проживающего в частном доме составляет 113, 25 рублей в месяц.
В силу ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с требованиями закона и иных правовых актов.
В судебном заседании установлено, что истцу, Кабанову О.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: Адрес, в котором сам истец и его супруга проживают и зарегистрированы, что подтверждается копией домовой книги (л.д.9-12).
В соответствии с ч.5 ст.30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из искового заявления и уточнений к иску усматривается, что с Дата ООО «Управление отходами – Волгоград» без заключения с истцом договора на оказание услуг, стали присылать на его имя платежные документы для внесения платы, за содержание принадлежащего истцу жилого помещения по адресу: Адрес, за 4 (четырех) зарегистрированных человек.
Как установлено в судебном заседании истец Кабанов О.В. неоднократно обращался к ответчику с вопросом перерасчета платежа. Факт направления в адрес ответчика соответствующего обращения подтверждается кассовыми чеками по оплате почтовых отправлений, а также описью вложений документов, направленных ответчику. Однако, ответчик не реагировал на обращения истца и категорично не вносил изменения в платежные документы, продолжая направлять в адрес истца некорректные документы по оплате за коммунальные услуги с начислением задолженности, несмотря на то, что истец Кабанов О.В. добросовестно исполняет свои обязанности
Так Дата Кабановым О.В. ответчику направлено заявление, в котором истец просил о перерасчете за обращение с ТКО по фактическому количеству зарегистрированных двоих лиц в домовладении, но ответчик требование не выполнил. Истец указывает, что региональным оператором в период с января 2019 года по октябрь 2019 года площадки для сбора твердых коммунальных отходов не оборудованы, контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов установлены в конце ноября 2019 года. Истец обращает внимание на то, что возможности для фактического предоставления членам семьи и самому истцу услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в период с января по ноябрь 2019 года отсутствовали, в связи с чем, считает, что его права, как «потребителя» были нарушены.
В соответствии с ч.5 ст.30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В ходе судебного разбирательства установлено, что между истцом и ответчиком не был заключен Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителем физическим лицом в жилом доме. Однако, данное обстоятельство не влияет на законность начисления платы за вывоз твердых бытовых отходов.
Пунктами 148 (1) и 148 (2) Правил N354 установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с пп. "а" п. 148(23) и пп. "в" п. 148(25) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - уплаты неустоек (штрафов, пеней), а потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом, нормами Правил N 354 обязанность потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по внесению платы за оказываемую услугу не обусловлена наличием письменного заключенного договора.
Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 23 Федерального закона от Дата N 458- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее Дата.
Данному положению также корреспондирует п. 7 Правил N 1156, согласно которому в случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в Соглашении в соответствии с Законом N 89-ФЗ, региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями Соглашения.
Таким образом, обязанность по оплате за оказываемую услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникла у истца с Дата и не связана с наличием либо отсутствием заключенного договора.
Не вызывает сомнений то обстоятельство, что услуга по обращению с ТКО ответчиком по адресу: Адрес, оказывается, что не отрицается истцом.
На основании части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Ответчиком истцу выставлены находящиеся в деле квитанции - платежные документы. Истец, равно как и другие граждане, обязан оплачивать коммунальные услуги.
Согласно п.п. 148(34), 148(36) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно требованиям истца следует, что он просит признать действия ООО «Управление отходами - Волгоград» ИНН Номер, ОГРН Номер по начислению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, по адресу: Адрес за период с Дата по Дата, незаконным. Обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: Адрес за период с Дата по Дата по фактическому количеству зарегистрированных и проживающих граждан. Исключить задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе пени, по адресу: Адрес за период с Дата по Дата.
Согласно возражениям представителя ответчика следует, что перерасчет за оказание услуг по обращению с ТКО за период с Дата по Дата год истцу произведен, с января 2021 года начисления производятся, исходя из фактически зарегистрированных 2 (двух) человек в доме Кабанова О.В., вследствие чего оснований для произведения перерасчета за период с Дата по Дата указанный в иске, не имеется.
В соответствии с Правилами, утвержденных Постановлением Правительства РФ Номер от Дата, согласно п. 6 «Правил» - потребители осуществляют складирование ТКО в местах сбора и накопления ТКО.
Согласно п. 10 «Правил» складирование ТКО осуществляется потребителями следующим образом:
- в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах;
- в контейнеры, бункеры на контейнерных площадках;
-в пакеты и другие емкости, представленные региональным оператором.
Данная норма прописана в п. 1 ст. 13.4 ФЗ – 89 от Дата «Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов.
Из доводов истца суду следует, что региональным оператором в период Дата площадки для сбора ТКО не оборудованы, контейнеры для сбора ТКО установлены только в конце ноября 2019 года. Возможности для фактического предоставления истцу и членам его семьи услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в период с января по ноябрь 2019 года отсутствовали, в связи с чем, считает, что его права, как «потребителя» были нарушены.
При таких обстоятельствах, поскольку факт нарушения прав истца как потребителя нашёл своё подтверждение в судебном заседании, то исковые требования истца к ответчику являются законными и обоснованными.
Закон РФ от Дата N 2300-1 (ред. от Дата) "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Кабанова Олега Викторовича к Обществу с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» о защите жилищных прав (по Закону РФ «О защите прав потребителей»), являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что перерасчет истцу произведен, а также о качественном оказании услуги по обращению с ТКО, судом отклоняются по указанным выше основаниям.
Поскольку истцу судом удовлетворены исковые требования в полном объеме, то в силу положений статьи 98 ГПК РФ, подлежат удовлетворению требования о взыскании с ответчика в пользу истца расходов, в том числе, по оплате почтовых расходов по пересылке заявления с претензиями, иска ответчику и в суд в размере 470,08 рублей
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кабанова Олега Викторовича к Обществу с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» о защите жилищных прав (по Закону РФ « О защите прав потребителей»),
удовлетворить.
Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» ИНН Номер ОГРН Номер по начислению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, по адресу: Адрес за период с Дата по Дата, незаконными.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» ИНН Номер, ОГРН Номер произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: Адрес за период с Дата по Дата по фактическому количеству зарегистрированных и проживающих граждан.
Исключить задолженность с Кабанова Олега Викторовича по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе пени, по адресу: Адрес за период с Дата по Дата.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» ИНН Номер, ОГРН Номер в пользу Кабанова Олега Викторовича понесенные почтовые расходы в размере 470,08 рублей.
Апелляционные жалобы могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Адрес.
Судья: Л.П. Денисова
Решение в окончательной форме
изготовлено Дата